четверг, 21 января 2021 г.

Подарок или взятка? Мост с Оболонской набережной на одноименный остров строится в условиях строгой секретности

Подарок или взятка? Мост с Оболонской набережной на одноименный остров строится в условиях строгой секретности

Схемы строительства мостов в столице становятся все изощреннее. Вскоре киевлян и гостей столицы обещают удивить новым пешеходным мостовым переходом между Оболонской набережной и островом Оболонский. Возводить объект будет ООО “Мостострой” экс-регионала и одного из строителей Подольско-Воскресенского моста Владимира Продивуса (на фото за Кличко). Проектант – фирма известного архитектора Андрея Миргородского (на фото справа от Кличко). Во сколько городу обойдется новая “туристическая диковинка” неизвестно: условия договоров на строительство и проектирование моста держат в секрете от киевлян. Руководству столицы такая схема удалась благодаря неожиданному появлению мецената, который предложил поучаствовать в финансировании (неизвестно в каких пропорциях по отношению к бюджетным расходам). Фирма-меценат связана с главным спонсором столичной “Батькивщины”, крупной застройщицей Владиславой Молчановой (на фото слева от Кличко). Именно Молчанова и Миргородский стояли за скандальным строительством пешеходно-велосипедного моста между парками “Крещатый” и “Владимирская горка”, по поводу чрезмерной дороговизны и небезопасности которого звучало немало обвинений и упреков в адрес мэра Киева Виталия Кличко.

Как стало известно KV, в Киеве уже второй месяц ведутся подготовительные работы по строительству пешеходного моста между Оболонской набережной и островом Оболонский.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Параметры нового сооружения известны только со слов инспектирующего начало строительства 9 октября 2020 года мэра Киева Виталия Кличко и информационного щита на “строительной площадке”: ширина сооружения - 4 метра, длина – 164 метра, площадь твердого покрытия – 627 кв. м, мост будет иметь три пролета, его конструкция будет опираться на 4 опоры, две из которых разместят в протоке. 

Сметная стоимость неизвестна совсем, ориентировочный срок сдачи в эксплуатацию – 2021 год. 

Корреспондент KV 18 ноября 2020 года обнаружил, что часть Оболонской набережной напротив гольф-центра обнесена забором с красочными эскизами будущего моста, на барже около берега видна бурильная установка, возле какие-то люди.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Самое интересное во всем этом то, что, по словам Кличко, мост строится за деньги меценатов. Однако документально это вовсе не подтверждается.

Секретные договора

Сообщение о начале проведения подготовительных работ № КВ020200929412 было зарегистрировано Департаментом по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля города Киева Киевской горгосадминистрации (КГГА) 30 сентября 2020 года. Строительство отнесено к классу последствий СС1 (незначительные). В сообщении указано, что генподрядчиком, на основании договора от 28 сентября 2020 года № 07/09/01-2809/3, выступает ООО “Мостострой”*. Сам договор в открытом доступе отсутствует.

Как KV стало известно из ответа Оболонской райгосадминистрации (РГА) на запрос редакции, новый пешеходный мостовой переход между Оболонской набережной и островом Оболонский собираются построить на протяжении 2020-2021 годов. Проект уже готов: проектно-сметную документацию разработало ООО “Проектные системы ЛТД”**. По данным РГА, эта документация сейчас направлена на экспертизу, после чего будет определена  окончательная стоимость строительства. 

Вот только не факт, что эту стоимость и другие детали строительства объявят общественности. Из ответа РГА следует, что 13 марта 2020 года между Оболонской РГА (заказчик строительства), ООО “Проектные системы ЛТД” (проектант) и ООО “СИА”*** (заявленный меценат-застройщик) был подписан трехсторонний договор на разработку проекта строительства пешеходного моста. Стороны договорились, что “коммерческая информация (суммы денежных средств, которые подлежат оплате по договору и тому подобное) и другая конфиденциальная информация не подлежит разглашению”.

О том, что уже подписан договор на само строительство, в ответах на запрос KV от Оболонской РГА и Департамента экономики и инвестиций КГГА даже не упоминается. Вероятно, договор от 28 сентября 2020 года № 07/09/01-2809/3 был подписан между Оболонской РГА, ООО “СИА” и ООО “Мостострой” также как и договор на проектирование – по принципу “информация не подлежит разглашению”.

Как затеяли новое мостостроительство

Понятно, что действующим Генпланом развития Киева строительство пешеходного моста между Оболонской набережной и островом Оболонский не планировалось. Чтобы “завертелись все шестеренки” нового мостростроительства, ООО “СІА” в феврале текущего года обратилось с соответствующей инициативой к руководству города.

Речь идет о письме на имя Киевского городского головы Виталия Кличко от 17 февраля 2020 года, в котором директор ООО “СІА” Галина Яковлева попросила поддержать их инициативу по строительству пешеходного мостового перехода между Оболонской набережной и островом Оболонским. Строительная компания заверяет, что озаботилась развитием и улучшением рекреационной среды для жителей Киева и гостей столицы – решила связать мостом парк “Наталка” с территорией острова Оболонский.

“Отмечаем, что мы планируем принять участие в финансировании работ по проектированию и строительству мостового перехода между Оболонской набережной и островом Оболонский в Оболонском районе Киева”, – сказано в письме.

То есть, никто не собирался полностью финансировать строительство нового моста. Речь идет лишь об участии в финансировании. Причем, непонятно в каких пропорциях по отношению к бюджетному финансированию.

Также в своем письме ООО “СІА” обращает внимание на отсутствие тут инвестиционной составляющей, поскольку мостовой переход после завершения его строительства и принятия в эксплуатацию полностью перейдет в коммунальную собственность общины Киева.

Несмотря на то, что никакой инвестиционной составляющей в этом проекте, как указано выше, нет, в КГГА сразу же запустили “инвестиционный процесс”. 27 февраля 2020 года постоянно действующая конкурсная комиссия КГГА по привлечению инвесторов к финансированию строительства, реконструкции, реставрации объектов жилого и нежилого назначения, незавершенного строительства, инженерно-транспортной инфраструктуры Киева единогласно поддержала предложение ООО “СІА”.

В выписке из протокола от 27 февраля 2020 года №128/2020 заседания этой комиссии информации по новому строительству почти нет, но именно этот протокол и дал старт процессу. Буквально через неделю, 4 марта 2020 года, Кличко, опираясь на протокол “инвестиционной комиссии” КГГА №128/2020, подписал распоряжение КГГА № 397 о строительстве моста, где заказчиком строительства была определена Оболонская РГА.

Градостроительные условия и ограничения (ГУО) на проектирование строительства пешеходного мостового перехода между Оболонской набережной и островом Оболонский (напротив гольф-центра) Департамент градостроительства и архитектуры КГГА утвердил для Оболонской РГА своим приказом от 17 сентября 2020 года № 1021. Документ был опубликован в реестре ГУО 23 октября 2020 года.

Согласно этим ГУО, под строительство нового мостового перехода предусмотрено три земельных участка общей площадью 278 га (кадастровые номера: 8000000000:78:215:0006; 8000000000:78:215:0200; 8000000000:78:215:0017).  Отмечается, что согласно действующему Генплану Киева, функциональное назначение всех трех участков – территория зеленых насаждений общего пользования, водоемов и водотоков.

Никаких подробностей о параметрах будущего моста в ГУО нет. Там лишь отмечается, что проектировать его надо с учетом законов об охране исторического и археологического наследия, множества ГСН, организации подъездов для экстренных служб, включая пожарные и скорую помощь, доступности маломобильных групп населения и пр.

Дальше – полная конфиденциальность.

Кто заботится о развитии и улучшении рекреационной среды Киева

“Фирма-меценат” – ООО “СІА”, благодаря которой удалось обеспечить конфиденциальность всех нюансов строительства нового моста, явно связана с ключевым донором столичного офиса “ВО “Батькивщина” Владиславой Молчановой -  совладелецей крупной группы строительных компаний, работающих под брендом Stolitsa Group (ООО “Столица групп”****) и сети магазинов Novus.

Читайте: Нестор и политбюро: Молчанова и Шлапак взяли под контроль киевскую “Батькивщину”

Согласно данным аналитической системы Youcontrol, ООО “СІА” зарегистрировано в 2003 году. Уставный фонд – 18,5 тыс. гривен. Основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий. Учредители – ООО “Спарентон Лимитед” (Sparenton Limited, Кипр), конечные бенефициары – Юлия Харченко и Богдана Тимощук. 

Юлия Харченко была помощником депутата Верховной Рады VI созыва Николая Томенко (фракция ВО “Батькивщина”), а Богдана Тимощук является председателем Подольской районной организации ВО "Батькивщина". Во время президентской кампании 2019 года Богдана Тимощук была доверенным лицом кандидата Юлии Тимошенко в Подольском районе Киева, в 2015 и 2020 годах – безуспешно баллотировалась в депутаты Киевсовета от ВО "Батькивщина".

Богдана Тимощук вместе с Юлией Харченко и кипрской компанией Sparenton Limited также выступает соучредителем и бенефициаром целого ряда компаний в сфере строительства и аренды недвижимости: ООО “Гарант Групп Инвест”, ООО “Оскоор-Строй”, ООО “Прогресстрой”, ООО “Инвест Систем Групп”, ООО “Спар-Инвест”, ООО “Инструмент Инвест”, ООО “Риелт Буд”, а также ООО “Дилайвест”. Отметим, что в ООО “Дилайвест” до 2016 года по совместительству работал управляющий делами секретариата Киевсовета Игорь Хацевич (учился в школе и университете вместе  с секретарем Киевсовета VIII-го созыва Владимиром Прокопивым,  – KV).

Кроме этого, Богдана Тимощук и Юлия Харченко числятся бенефициарами ООО “Конкорд-ДС Плюс” и ООО “Ситистройсервис”, имеющих отношение к группе “БТ Инвест”, ключевые лица которой литовские граждане – Раймондас Туменас, Марина Познякова и Агне Рузгиене. Также среди совладельцев ООО “Конкорд-ДС Плюс” (до марта 2019 года) и ООО “Ситистройсервис” (до февраля 2019 года) была и Владислава Молчанова.

Группа “БТ Инвест” управляет сетью розничных магазинов Novus и компанией Best Imports, которая импортирует продукцию для магазинов Novus и реализует проекты “Столица групп”.

Бенефициарами упомянутой выше ООО “Столица групп” сейчас выступают Раймондас Туменас, Агне Рузгиене и Марина Познякова. Владислава Молчанова числилась в качестве соучредителей этого ООО до февраля 2017 года, после ее заменил Иван Молчанов, прописанный с ней по одному адресу.

Проектированием нового пешеходного моста занимается компания Андрея Миргородского – политического соратника мэра Киева Виталия Кличко, некогда кандидата на пост главного архитектора Киева (2016 год), экс-заместителя директора департамента градостроительства и архитектуры КГГА (2003-2004 гг.) и бизнес-партнера президента девелоперской компании "XXI век" Льва Парцхаладзе.

ООО “Проектные системы ЛТД" зарегистрировано в 2005 году. Уставный фонд – 105,2 тыс. гривен. Основной вид деятельности – деятельность в области архитектуры. Руководитель – Игорь Марков. Бенифициарные владельцы - Сергей Миргородский (отец) и Андрей Миргородский (сын).

Известно, что ООО “Проектные системы ЛТД” разрабатывало в Киеве некоторые скандальные Детальные планы территории (ДПТ).

Читайте: Владелец “Фуршета” Баленко засветился в схеме застройки Совских прудов

Генподрядчиком строительства пешеходного моста между Оболонской набережной и островом Оболонский выступает ООО “Мостострой” депутата Верховной Рады VII созыва от Партии регионов Владимира Продивуса

ООО “Мостострой” зарегистрировано в 2011 году. Уставный фонд – 1 млн гривен. Основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий. Учредители – Владимир Продивус (90%) и АО “Закрытый недиверсифицированный венчурный корпоративный инвестиционный фонд “Нера” (10%; самый крупный пакет акций фонда (10%) принадлежит Владимиру Продивусу). Директор – Владимир Гресько. Отметим, ООО “Мостострой” ни разу не получало подряды по результатам участия в публичных закупках. 

Мост за мостом

Отметим, имена Продивуса, Миргородского и Молчановой всплывают и в связи с другим мостостроительством в Киеве.

Так, уже обанкротившееся ПАО “Мостострой”, в перечне соучредителей которого сегодня числится жена Владимира Продивуса – Светлана (21,5%), а руководителем – Владимир Гресько, с 2004 по 2016 год по заказу КП “Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений Киева” занималось возведением самого масштабного и “коррупционного” киевского долгостроя – Подольско-Воскресенского моста.

Сотрудничество завершилось тем, что КП расторгло договора с ПАО “Мостострой” в одностороннем порядке. А в 2017 году в результате внепланового финансового аудита Департамент внутреннего контроля и аудита КГГА выяснил, что из-за попустительства заказчика ПАО “Мостострой” допустило при строительстве Подольского моста финансовые нарушения на 129,48 млн гривен. 

Владимир Продивус, после “отстранения” ПАО “Мостострой” от строительства Подольско-Воскресенского моста, очень старался вернуть себе бюджетные потоки. Даже привлекал к этому своего политического соратника, сопредседателя фракции “Оппозиционная платформа – За жизнь” в Верховной Раде Юрия Бойко.

Читайте: Битва за “золотой мост”: “Мостострой” отодвигают от бюджетов Подольского перехода

Напомним, в этом году информационное пространство Киева взбудоражили разоблачения журналиста Дениса Бигуса и народного депутата Гео Лероса (внефракционный, избран от “Слуги народа”) по поводу воровских схем вокруг Подольско-Воскресенского моста. По словам журналиста и нардепа, их разоблачения построены на документах, извлеченных из компьютера, конфискованного СБУ в офисе Дениса Комарницкого.

Комарницкий, в том числе, через Владиславу Молчанову и депутата Киевсовет Аллу Шлапак (избрана от ВО “Батькивщина”) имеет влияние на фракцию “Батькивщины” в новоизбранном Киевсовете IX созыва. Через народного депутата и руководителя столичной партячейки “Слуги народа” Николая Тищенко т.н. “смотрящий за Киевом” Комарницкий имеет возможность влиять и на фракцию “СН” в Киевсовете.

Читайте: Одним из киевских штабов “Слуги народа” руководила Алла Шлапак – Верещук

Но вернемся к “Мостострою”. В 2017 году, Хозсуд Киева открыл производство по банкротству ПАО “Мостострой”, а в 2018 году об этом ПАО опять заговорили в столице из-за скандала в связи с незаконной добычей песка в Голосеевском районе Киева.

Что касается Миргородского и Молчановой, то их имена стояли за скандальным строительством велосипедно-пешеходного путепровода между парками “Крещатый” и “Владимирская горка” (в народе – “мост Кличко”), который был торжественно открыт 25 мая 2019 года, “отметился” несколькими случаями с треснувшим стеклом, а позднее оказалось, что, рискуя здоровьем людей, его открыли до получения сертификата готовности на объект.

Читайте: Столичные управленцы не видят проблем в том, что “мост Кличко” почти месяц “работал” без сертификата ГАСИ

Напомним, в ноябре 2018 года общая стоимость строительства пешеходно-велосипедного моста оценивалась в 287,356 млн гривен, а уже в мае 2019 года, после открытия моста, глава КГГА Виталий Кличко переутвердил проект строительства. В результате общая смета увеличилась до 419,96 млн гривен.

Для проектирования “моста Кличко”  заказчик строительства (КП “Инженерный центр”) тогда тоже привлек ООО “Проектные системы Лтд” Андрея Миргородского. Между предприятиями было подписано 4 договора на разработку проекта строительства и авторский надзор, по которым это ООО получило более 12 млн бюджетных гривен.

Читайте: Концепция моста от Владимирской горки к Арке дружбы народов безоплатно взята из проекта швейцарских архитекторов – СМИ

Мост между парками “Хрещатый и “Владимирская горка” строило ООО “Спецавто-Строй”. Эта компания, как ранее сообщала KV,  связана с Владиславой Молчановой через ее директора Сергея Дубенко.

Читайте: Мост на Владимирскую горку: от киевской “Батькивщины” – к Мураеву

Между КП “Инженерный центр” и ООО “Спецавто-Строй” в рамках строительства велосипедно-пешеходного моста было подписано 6 договоров на сумму 331,54 млн гривен. Согласно отчетам о выполнении этих договоров подрядчику суммарно было заплачено 279,9 млн гривен.

Отметим, что цену некоторых договоров в ходе сотрудничества не раз меняли. Например, цена первого, самого дорогостоящего договора между КП “Инженерный центр” и ООО “Спецавто-Строй” первоначально была 255,56 млн гривен. Практические перед открытием моста, 22 мая 2019 года, ее увеличили до 271,98 млн гривен. А позднее, после шквала критики по поводу завышения стоимости строительства и открытия уголовных производств, стороны пересмотрели цену договора, уменьшив ее до 237,31 млн гривен, что на 18,25 млн гривен меньше первоначальной цены (допсоглашение от 23.01.2020 года).

В связи с возможными финансовыми махинациями при строительстве “моста Кличко” правоохранителями было открыто два уголовных производства (№62019000000000619 от 8 мая 2019 года; №12019000000000602 от 4 июля 2019 года). Следствие подозревает служебных лиц КГГА и заказчика строительства – КП “Инженерный центр” – в злоупотреблении служебным положением, приведшим к масштабным потерям бюджетных средств, а проектанта и строителя – ООО “Проектные системы ЛТД” и ООО “Спецавто-Строй” – в использовании фиктивных фирм и прочих “финансовых шалостях”. 

Читайте: ГБР расследует махинации при строительстве пешеходно-велосипедного “моста Кличко” и Полиции пришлось вытрясать из КГГА документы по “мосту Кличко” через суд

Подарок или взятка?

Связанные с Молчановой компании часто фигурируют в Киеве в строительных скандалах. Например, Молчанову связывают с попыткой без разрешительных документов возвести высотку по улице Мичурина, 44, буквально вплотную к Национальному ботаническому саду им. Гришко. А фирмы, связанные с бизнес-партнером Молчановой – Раймондасом Туменасом – известны попытками возвести многоэтажки на территории Центрального парка культуры и отдыха по ул. Грушевского, Чкаловского сквера в центре Киева и на участке по проспекту Героев Сталинграда 44-б, которому Киевсовет присвоил статус сквера. 

Читайте: Вплотную к Национальному ботаническому саду им. Гришко продолжается незаконная застройка (фото, видео)

В 2018 году депутат Верховной Рады VIII созыва Сергей Лещенко выяснил, что ООО “Столица групп” возводит ЖК “Варшавский микрорайон” на принадлежащем ГП “Научно-исследовательский производственный агрокомбинат “Пуща-Водица” земельном участке, целевое назначение которого “для строительства и обслуживания других зданий общественной застройки”. 

Читайте: Соратницу Юлии Тимошенко обвиняют в незаконном строительстве многоэтажки на Виноградаре

А в 2019 году связанное с Молчановой ООО “Строительная компания “Стройевросервис” получило разрешение проектировать на 0,2 га высотку в 73,5 метра буквально перед жилым домом по ул. Ивана Миколайчука, 3. 

Читайте: Связанной с “Батькивщиной” фирме разрешили строиться в Киеве на берегу Днепра

Не является исключением и “меценат” нового пешеходного моста между Оболонской набережной и островом Оболонский. ООО “СІА” – тоже компания-застройщик. Эта фирма выступает заказчиком строительства ЖК “Галактика” на ул. Евгения Сверстюка, 4 в Днепровском районе Киева (по решению Киевсовета от 20.12.2016 года № 701/1705 “ООО “СІА” передано в аренду более 10 га земли под этот ЖК). Девелопером этого строительства является одна из компаний Stolitsa Group – ООО “ИБК “Столица”. С 2018 года Днепровское отделение Нацполиции в Киеве расследует уголовное производство (№12018100040007894 от 22 августа 2018 года), в рамках которого установлено, что средства физлиц за квартиры в ЖК “Галактика” перечислялись на счета ООО “СІА” безосновательно.

Кроме этого ООО “СІА” является фигурантом уголовного производства (ЕРДР № 42019101040000102 от 09.07.2019 года), в рамках которого следователи проверяют корректность привлечения, расчета и использования должностными лицами КГГА паевых взносов, в том числе от строительства ЖК “Галактика”.

Таким образом, напрашивается вопрос. Может быть, под прикрытием высокой цели – “подарить” Киеву новый пешеходный мост – стоят очень конкретные материальные интересы? 

Поверить в то, что кто-то хочет полностью профинансировать в Киеве строительство моста, и притом безвозмездно, трудно. В данном контексте (зафиксировано только намерение одной компании “поучаствовать в финансировании”), похоже, нагрузка на столичных налогоплательщиков тоже будет изрядной. В режиме секретности раздувать сметы будет очень удобно.

Кроме того, “отсутствие инвестиционной составляющей”, вероятно, не помешает столичному руководству в будущем в виде благодарности предоставлять “дарителям” многомиллионные подряды на возведение и ремонт инфраструктурных объектов, и “давать зеленый свет” строительству новых жилых комплексов. Не исключено, что высотки в скором будущем могут вырасти именно около новой “туристической диковинки”.

Читайте: Киевсовет выделил на достройку Подольского моста еще 400 млн гривен

* ТОВ "Мостобуд" (код ЄДРПОУ: 38039364) 

* ТОВ "Проектні системи ЛТД" (Код ЄДРПОУ: 33345473)

*** ТОВ “СІА” (Код ЄДРПОУ: 32669923)

**** ТОВ “Столиця Груп” (Код ЄДРПОУ: 36175203)

Фото: KV, заглавное фото: коллаж KV

КиевVласть

Олеся Данилова

Теги: новости киева, кгга, киевсовет, виталий кличко, ООО, батькивщина, благоустройство, оболонский район, градостроительство, департамент градостроительства и архитектуры, гуо, оболонская рга, пешеходный мост, оболонская набережная, владислав турец, мостострой, владислава молчанова, андрей миргородский, владимир продивус, проектные системы лтд, Столица Групп, марина познякова, раймондас туменас, агне рузгиене, оболонский остров, иван молчанов, богдана тимощук, спарентон лимитед, юлия харченко, сіа, мост между оболонской набережной и островом оболонский

четверг, 21 января 2021 г.
09:04
В центре Киева из-за прорыва водопровода произошло ДТП с пятью машинами (фото)
07:15
Планові відключення електроенергії в Київській області 21 січня 2021 року (повний список населених пунктів)
07:00
Погода в Киеве и Киевской области: 21 января 2021
среда, 20 января 2021 г.
14:25
Хроники коронавируса в Украине: обновляется
20:45
В четверг, 21 января, ярмарки пройдут в пяти районах Киева (адреса)
20:24
Киевлян предупредили о падении сосулек 21 и 22 января
20:05
Киевский рыбоохранный патруль провел рейды на Киевском и Каневском водохранилищах и оштрафовал 58 нарушителей (фото)
19:43
В рамках программы “Забота. Навстречу киевлянам” в 2020 году оздоровились более 4 тысяч человек
19:33
Віталій Кличко: Ми домовилися з урядом і парламентом, що тарифи на опалення та гарячу воду до кінця опалювального сезону підвищуватись не будуть
19:25
Столичные правоохранители возбудили уголовное дело по факту взрыва газа в многоэтажке по улице Курнатовского (фото)
19:06
В Киеве из официальных безработных попытаются сделать профессиональных “айтишников”
18:45
Киевские коммунальщики начали ремонтировать пешеходный мост на Столичном шоссе (фото)
18:31
Два дома ЖК “Нивки-Парк” получили сертификаты о принятии в эксплуатацию, - “Интергал-Буд”
18:26
“Укрзализныця” рассказала о результатах пилотного проекта по сопровождению пассажирских поездов военизированной охраной
18:02
Під час локдауну на Київщині працюють понад шість сотень дитсадків
17:42
“Киевзеленстрою” напомнили об обустройстве сквера в Подольском районе столицы
Календарь событий
Куда приведет новый мост. Кличко решил создать развлекательную инфраструктуру на острове Оболонский
20 января 2021 г. 16:00
Куда приведет новый мост. Кличко решил создать развлекательную инфраструктуру на острове Оболонский
Начав подготовку к строительству “спонсорского” пешеходного и еще одного моста на остров Оболонский, руководство Киева решило превратить весь остров (14,2 га земли) в развлекательный парк. Тут намерены обустроить прогулочные и велосипедные дорожки, зоны барбекю, веревочный парк, пляж, лодочную станцию с причалом, зону для фестивалей уличной еды и т.д. Когда состоятся общественные слушания по данному вопросу и во сколько  все это обойдется городской казне, пока неизвестно. Также непонятно, чем киевляне в итоге расплатятся с застройщиком-меценатом (компания связанная со Stolitsa Group). Одни эксперты полагают, что землей под новое коммерческое строительство, другие – правом зарабатывать на  развлекательной инфраструктуре на берегу Днепра, созданной за счет бюджетных средств.