Что должен успеть врач за одну консультацию
Чаще всего на приеме у врача пациент проводит 15-30 минут. Это касается и государственных клиник, и частных. Больше времени врач уделить не может. В государственной поликлинике это обусловлено огромным потоком пациентов, в частной – необходимостью считать деньги. Но 30 минут на консультацию (это в лучшем случае, чаще всего в частных медицинских центрах) все равно катастрофически мало. Почему? Давайте разбираться.
Консультация должна быть эффективной. Что я имею в виду под эффективностью? Во-первых, врач должен разобраться во всех деталях, учесть все сопутствующие факторы, увидеть организм в целом, а не отдельную часть его. Чтобы не было, как в анекдоте – я врач по левому уху, правым занимаются в соседнем кабинете. Во-вторых, доктор должен иметь достаточно времени, чтобы донести до пациента огромный кусок информации. Потому что даже при правильно поставленном диагнозе и правильно назначенном лечении эффективность консультации будет очень низкой, если пациент не поймет, что с ним, чем это опасно и как правильно себя вести.
Поэтому я хочу рассказать Вам, что именно должен успеть врач во время консультации, чтобы реально помочь пациенту.
1. Тщательно собрать анамнез. Важно не только, что беспокоит пациента здесь и сейчас. Важно и то, чем болел раньше, какие были операции, были ли аллергические реакции на препараты, чем болели близкие родственники, какое лечение уже осуществлялось и как организм на него реагировал. Нужно также тщательно выяснить, какой образ жизни ведет человек – чем питается, какая физическая активность, есть ли вредные или полезные привычки. Наличие хронических или перенесенных заболеваний, семейный анамнез, привычный образ жизни или питания помогут врачу назначить правильно лечение, избежать побочных действий от назначенных препаратов, учесть все особенности организма.
2. Тщательно осмотреть пациента, измерить вес, объем талии, измерять давление и пульс, выслушать легкие и т.д. Небольшая сыпь, припухлость сустава, шумы в сердце, разница давления на двух руках, увеличение печени или щитовидки и много другого может существенно повлиять на диагноз или назначенное лечение, указать на необходимость дополнительных обследований или анализов. Мы лечим весь организм в целом, нельзя пытаться вылечить только его часть.
3. Тщательно изучить документацию пациента - предыдущие выписки, обследования, анализы. Это действительно драгоценная информация, нужно ничего не упустить.
4. Назначить план обследования. При этом немаловажным является не только то, что нужно сделать в ближайшее время, врач должен расписать план на длительный период – например, такие-то анализы через год, а такие-то обследования раз в 6 месяцев. Это важно при хронических заболеваниях или нарушениях обмена веществ, чтобы не запустить болезнь и не лечить потом ее осложнения.
5. Назначить лечение и донести до пациента безопасность и целесообразность каждого пункта, особенности приема (как часто, как связано с едой и т.д.), возможные реакции, на которые стоит обратить внимание, длительность приема, последствия отказа от приема препаратов, какие анализы или показатели стоит держать на контроле. Доказано, что правильность приема и приверженность лечению прямо пропорционально тщательности донесения информации врачом пациенту.
6. Обсудить с пациентом не только медикаментозное лечение, но и коррекцию способа жизни, которая не менее важна, чем лекарства. Что можно есть, а что нельзя и почему, как двигаться, как контролировать пульс или давление, сколько весить, от чего отказаться или что внести в ежедневные будни. Информации очень много, но лечение без этого невозможно, к сожалению.
7. Обсудить с пациентом возможные риски в будущем и как их избежать. Риск каких заболеваний или состояний есть на сегодняшний день? Как его снизить или полностью избежать? Профилактика не менее важна, чем лечение. Даже, на мой взгляд, более важна для полноценной жизни.
8. Рассказать, каких других специалистов необходимо посетить, чтобы комплексно решить проблему со здоровьем. Желательно также дать координаты грамотных специалистов, которым можно доверять.
9. Назначить следующую встречу, объяснить, почему она важна и что иметь при себе.
10. Обсудить, как пациенту можно связаться с доктором при появлении вопросов, каких-то непредвиденных ситуаций или изменений, связанных с началом лечения.
Как видите, все пункты очень важны и выпадение одного из них или даже нескольких может существенно снизить безопасность и эффективность лечения, повлиять на здоровье и будущее пациента. Но как успеть все это за 30 или тем более 15 минут? Правильно, никак. Отсюда и все жалобы на то, что лечение не работает, врачи не умеют лечить, низкое доверие пациента к врачу и низкий уровень приверженности лечению. В глобальном плане это приводит к такому высокому уровню смертности или заболеваемости от сердечно-сосудистых заболеваний в нашей стране и в странах Европы.
Я уверена, что первичная консультация должна длиться минимум час. И у пациента обязательно должна быть обратная связь с доктором. Часто пациенты самостоятельно прекращают лечение, что приводит к его неэффективности и прогрессированию заболевания. Потому что возникающие вопросы пугают, а задать их некому. В большинстве клиник этого не получить. Как частных, так и государственных. Именно поэтому я так хочу открыть свою частную практику и самой решать, сколько времени мне нужно провести с пациентом, чтобы ничего не пропустить.
Читайте:
Что может привести к гипертоническому кризу
Как избежать “качелей” давления. Часть 2
Как избежать “качелей” давления. Часть 1
Попередження та вчасне виявлення ускладнень під час COVID-19
Поговоримо про температуру під час COVID-19
Прием статинов: кому, сколько и как долго
Атеросклероз. Часть 5. Правильная диагностика
Атеросклероз. Часть 4. Предотвратить катастрофу
Анна Солощенко, врач-кардиолог высшей категории