суббота, 23 января 2021 г.

Генплан VS новый Генплан: как в Киеве развивают метрополитен

Генплан VS новый Генплан: как в Киеве развивают метрополитен

В проекте нового Генерального плана Киева зафиксировано намерение увеличить за 20 лет общую протяженность “подземки” с 67,7 км до 99,8 км за счет удлинения трех существующих веток и строительства давно обещанной линии на Троещину. Как бонус – записана возможность в необозримом будущем построить пятую линию метро от площади Шевченко до Дарницкого ж/д вокзала. Все это похоже на банальное “замыливание глаз”. Если бы руководство города работало над выполнением действующего Генплана, то “троещинцы” и жители Виноградаря уже бы ездили на метро, а протяженность столичной подземки была бы 112,7 км вместо сегодняшних 67,7 км. Кроме того, по левому берегу Киева уже бы курсировали поезда отдельной наземной ветки метро. В связи с этим, эксперты советуют не обращать особого внимания на то, что отображается в проекте нового Генплана. 

Как стало известно KV, в КО “Институт генерального плана города Киева” (“Киевгенплан”) уже фактически приступили к общественному обсуждению проекта “Генерального плана города Киева”.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Читайте: Новый Генплан Киева. Для застройщиков, а не для киевлян

На случай, если Киевсовет вдруг утвердит этот документ, KV решила проанализировать то, что касается развития метрополитена.

В данном направлении в проекте “нового Генплана Киева” предусмотрено три этапа: первый – перспектива 7-ми лет; второй – перспектива 20-ти лет; третий – без временных рамок. 

На протяжении ближайших 7 лет запланировано строительство и ввод в эксплуатацию 15 км метро и 13 станций. Разработчики нового Генплана за этот период запланировали удлинить Сырецко-Печерскую линию подземки на 5,7 км (на 4 станции) от ст. “Сырец” в сторону жилмассива Виноградарь и построить 7,2 км давно уже обещанной четвертой линии метро – Подольско-Выгуровской ветки (5 станций). 

За следующие 13 лет надо будет построить еще 17,1 км линий и 16 станций метрополитена, в том числе – продлить Подольско-Выгуровскую линию на 13,8 км и на 12 станций. 

Таким образом, за 20 лет столичную подземку планируется удлинить с сегодняшних 67,7 км до 99,8 км, а количество станций – увеличить с 52 до 81. 

В проекте “нового Генплана Киева” также сказано, что позже длина метро может достигнуть 134 км, а количество станций может “перевалить” за сотню. Это значит, что через 20 лет придет пора строить  34,4 км линий и 25 станций метрополитена. Тогда в Киеве якобы и появится еще одна ветка подземки – пятая линия метрополитена от площади Шевченко до Дарницкого железнодорожного вокзала. 

Планы, можно сказать, амбициозные, но, судя по тому, как руководство Киева выполняло действующий Генплан, надеяться на их реализацию особо не приходится. Да и нужны ли новые планы, если, согласно действующему Генплану столицы, на сегодня киевляне уже должны были иметь метрополитен протяженностью 112,7 км.

На момент утверждения Генерального плана города Киева и проекта планирования его пригородной зоны на период до 2020 года (решение Киевсовета №370/1804 от 28 марта 2002 года) протяженность столичной подземки была  51,6 км (40 станций). То есть, до конца 2020 года надо было построить еще 61,1 км метро. Генплан предполагал продление всех трех веток метро (в том числе – Сырецко-Печерской линии к Виноградарю) и строительство двух новых линий подземки: Подольско-Воскресенской (сейчас – Подольско-Выгуровская, от Соломенской площади к ул. Братиславской) и Левобережной наземной линии (Троещина-Осокорки).

В результате же, с 2003 года по 2013 год, в столице было построено только 12 станций метро: “Житомирская”, Академгородок”, “Сырец”, “Бориспольская”, “Вырлица”, “Красный хутор”, “Демиевская”, “Голосеевская”, “Васильковская”, “Выставочный центр”, “Ипподром” и “Теремки”. Таким образом, было построено всего 16,1 км линий метрополитена, что условно является выполнением Генплана в вопросе развития метрополитена всего на 26,3%.

До 2014 года в среднем руководство Киева открывало одну станцию в год. Однако в дальнейшем такая активность была сведена на ноль: с 2014 года, когда город возглавил действующий мэр Виталий Кличко, генплан в этой части совсем перестал выполняться – в столице не было построено ни одной новой станции метро.

При этом, планов и обещаний было много. Только вот они явно натыкались на “непреодолимые препятствия”, включая “коррупционную составляющую”. 

Так, на данный момент так и не удлинена Сырецко-Печерская линия метро от ст. “Сырец” в сторону жилмассива Виноградарь. Строительные работы по ее сооружению начались относительно недавно, и перспективы запуска этого проекта пока еще туманны. Таким образом, жители северо-запада Киева до сих пор практически оторваны от центра столицы и вынуждены прозябать большую часть своего времени в автомобильных пробках.

Читайте: Миллиардная афера: прокуратура расследует факты возможного мошенничества при строительстве метро на Виноградарь

Но главным провалом, наверное, можно считать так и не начатое строительство Подольско-Выгуровской ветки метро (метро на Троещину): эта идея до сих пор еще обсуждается без особых практических шагов.

Как сообщала KV, мэр Киева Виталий Кличко в 2014 году озвучивал планы строительства метро на Троещину в течение ближайших пяти лет. В 2018 году первый заместитель главы Киевской горгосадминистрации (КГГА) Николай Поворозник сообщал, что на строительство метро на Троещину может уйти около 48 месяцев (4 лет – KV). В октябре 2019 года тот же Николай Поворозник сообщил, что на строительство этой линии подземки уйдет от 5 до 10 лет. А в феврале 2020 года выяснилось, что метро на Троещину вряд ли стоит ожидать ранее 2035 года. 

Читайте: Жителям Троещины не видать метро раньше 2035 года

До сих пор даже окончательно не решена проблема финансирования реализации этого проекта. По разным данным, на это нужно до 50 млрд гривен, что практически равно годовому бюджету столицы, а с привлечением инвестиций у столичных властей ничего не получается.

Также городское руководство полностью “забыло” о необходимости строительства Левобережной наземной линии метро. Похоже, от реализации этого проекта полностью отказались ради “туманных альтернатив”: строительства там новой трамвайной линии и пр. 

Читайте: В Киеве приступили к реконструкции трамвайной линии с Троещины до Дарницкого вокзала

Что думают эксперты

Как сообщил KV вице-президент киевской организации Национального союза архитекторов Украины (НСАУ) Георгий Духовичный, он очень сомневается, что столичные власти выполнят положения проекта Генплана по развитию метро.

“Из проекта Генплана стараются убрать любую конкретику. Он носит декларативный характер. Это одна из главных претензий к нему: что это не проект, а декларация о намерениях. Я приведу простой пример. Для реализации заложенной в двух последних Генпланах схемы Подольско-Воскресенского мостового перехода предполагался тоннель под горой Юрковица. Этот тоннель был длиной всего лишь 1800 м. Нынешняя власть объявила этот проект нереалистичным. Так о каком транспорте мы можем говорить и о каком метро? Предшественники начали строить метро с 50-х годов, и сейчас, в 2020 году, какой-то жалкий тоннель длиной менее 2 км является нереалистичным. Вот это позиция власти”, – считает Георгий Духовичный.

В свою очередь, член-корреспондент Украинской академии архитектуры Виктор Глеба уверен, что нельзя оценивать, как будет развиваться метрополитен, основываясь на данных проекта Генплана. 

“Генплан не выносится в натуре – это планировочный документ, в котором определяется функциональное зонирование, территориальные ресурсы и т.д. Ведь есть программа развития метрополитена. Все то, что показал Броневицкий (руководитель КО “Киевгенплан”. – KV), явно будет строиться в других местах и другим способом”, – сообщил Виктор Глеба. 

Про генпланирование по-киевски

Напомним, действующий Генплан столицы был рассчитан на период до 2020 года. Но в 2012 году законодательство поменялось – все Генпланы стали фактически бессрочными. Их выполнение надо было только постоянно мониторить и не чаще, чем раз в 5 лет – корректировать. Но всем этим руководство Киева не занималось. 

Как известно, старт разработке “нового Генплана Киева” дало решение Киевсовета №262/262 от 18 сентября 2008 года. Только когда Виталий Кличко был в оппозиции к городскому голове Леониду Черновецкому, он яро критиковал идею с разработкой нового Генплана столицы. Когда же Кличко стал мэром, разработка этого документа продолжилась. 

Эксперты и общественность неоднократно критиковали идею создания нового Генплана Киева. К примеру,  экс-главный архитектор Киева (1987-1992 гг.) Николай Жариков прямо указывает, что этот новый Генплан нужен лишь для того, чтобы столичные власти могли скрыть массовые нарушения действующего Генплана Киева, утвержденного в 2002 году, и попутно легализовать таким образом незаконные землеотводы минувших лет.

Читайте: Новый Генплан может лишить киевлян 9 тысяч гектаров заповедных территорий

В августе 2014 года Виталий Кличко давал поручение своим заместителям закончить все работы по созданию нового Генплана столицы до 1 сентября 2014 года и вынести его на ближайшее заседание Киевсовета. Однако этому тогда было не суждено воплотиться. В том числе и по причине сопротивления общественности, которая прямо называла проект нового документа преступным.

Читайте: Общественность сорвала рассмотрение Генплана Киева 2025

В июне 2015 года тогдашний секретарь комиссии Киевсовета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования Владимир Прокопив (в дальнейшем – секретарь Киевсовета VIII созыва) заявил, что действующий Генплан столицы устарел, но вместе с тем и устарел проект Генплана до 2025 года, разработка которого началась при мэре Леониде Черновецком. На тот момент, по словам Прокопива, столичные власти намеревались разработать новый Генплан, который будет рассчитан на период до 2040 года.

В ноябре 2017 года стало известно, что руководство Киева намерено протянуть через Киевсовет утверждение нового Генплана в 2018 году. Однако у столичных властей тогда вновь ничего не получилось: в 2018 году, был принят ряд новых государственных строительных норм, законодательство изменилось, а исходные данные на проектирование такого документа уже устарели. 

Читайте: Утверждение нового Генплана Киева переносится на неопределенный срок

В декабре 2019 года мэр Виталий Кличко объявил о готовности проекта нового Генплана Киева и анонсировал старт общественных слушаний в начале 2020 года. В марте 2020 года КО “Киевгенплан” снова сообщила о завершении разработки проекта нового Генплана Киева и объявила, что общественные слушания планируют провести после окончания действия карантинных ограничений. В ноябре 2020 года, как сообщалось выше, началось фактическое обсуждение проекта этого документа.

Примечательно, что в проекте нового Генплана не уточняется на какой именно период будет рассчитан этот документ. 

На протяжении последних лет столичные власти сообщали о том, что новый Генплан будет рассчитан на период до 2025 года, как и было предусмотрено решением Киевсовета времен Черновецкого. В дальнейшем КО “Киевгенплан” и руководство столицы заявляли уже о том, что этот документ будет определять “развитие Киева” до 2040 года. В то же время, данные проекта Генплана позволяют сделать вывод о принятии некоего “половинчатого” решения: большинство идей и прогнозов этого документа рассчитаны на ближайшие двадцать лет, а также на некую перспективу, временные рамки которой не указаны. Таким образом, отчасти разработчики нового Генплана намекают на его “бессрочность”, которая, напомним, подразумевается законодательством.

Напомним, КО “Киевгенплан” с 27 августа 2010 года возглавляет Сергей Броневицкий (на фото). Эта организация находится в подчинении Департамента градостроительства и архитектуры КГГА, которым с 1 ноября 2016 года руководит Александр Свистунов.

КП “Киевский метрополитен” с 17 июля 2014 года возглавляет Виктор Брагинский. Данное предприятие находится в подчинении Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, которым с 6 февраля 2020 года руководит Валентин Осипов

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Александр Глазунов

Теги: новости киева, кгга, киевсовет, виталий кличко, метро, подземка, кп, киевский метрополитен, николай поворозник, александр свистунов, метрополитен, генплан, виктор брагинский, метро на троещину, ко, станция метро, метро на виноградарь, сергей броневицкий, киевгенплан, строительство метро, проект генплана

суббота, 23 января 2021 г.
10:02
Хроники коронавируса в Украине: обновляется
10:07
Киевлян предупреждают об опасности прогулок по тающему льду (видео)
09:11
За минувшие сутки в Украине провели более 40 тысяч тестирований на коронавирус
07:15
Планові відключення електроенергії в Київській області 23 січня 2021 року (повний список населених пунктів)
07:00
Погода в Киеве и Киевской области: 23 января 2021 года
пятница, 22 января 2021 г.
20:45
Субботние ярмарки 23 января пройдут во всех десяти районах Киева (адреса)
20:26
Завтра, 23 января, откроется второй вход на станции киевского метро “Героев Днепра”
20:05
На выходных ярмарки изменят движение столичного общественного транспорта (схема)
19:46
Сотрудник Национального института рака подозревается в хищении хирургических инструментов и приборов на 10 млн гривен
19:21
Столичные коммунальщики демонтировали 50 кв. м поврежденных конструкций потолка перехода на Майдане Независимости (фото)
19:02
На Київщині ще 21 громада стали учасниками проєкту “Поліцейський офіцер громади” та підписали Меморандум про співпрацю
18:41
Валентин Мондриївський: з понеділка учні столичних шкіл повертаються за парти
18:23
На Київщині позапланово перевірять протипожежну безпеку в дитячих будинках і будинках для людей похилого віку
18:04
Более полутора сотен угроз нейтрализовали сотрудники кибербезопасности столичной СБУ в 2020 году
17:45
Суд начал дело о банкротстве компании “Ритейл Центр”, владеющей сетью “Фуршет”
17:26
Предприниматели столичной Троещины обеспокоены ярмаркой на улице Электротехнической
Календарь событий