п'ятниця, 26 квітня 2024 г.

У Кличко решили “до упора” возить столичный мусор на свалки

У Кличко решили “до упора” возить столичный мусор на свалки

Киевсовет утвердил “дорожную карту” в сфере обращения с бытовыми отходами до 2025 года. Ясно одно: столичная горгосадминистрация вскоре осуществит передел рынка мусороперевозок и начнет каждые три месяца повышать соответствующий тариф. А вот в вопросе утилизации бытовых отходов все туманно: в документе не стоит акцент на необходимости срочного строительства современных мусоросжигающих предприятий и увеличения соответствующих мощностей МСЗ “Энергия”. При этом, чиновники КГГА придумали новый термин - “мусороперерабатывающие комплексы”. Что стоит за этим словосочетанием, непонятно, когда это нечто появится хоть в одном экземпляре - тоже.

Как стало известно KV в ходе заседания Киевсовета 14 декабря 2017 года депутаты всего 61 голосом “за” (в основном фракия “Солидарность”) приняли решение “О некоторых вопросах по обращению с бытовыми отходами на территории Киева”.

Речь идет о проекте решения № 08/231-2666/ПР от 01.11.2017, который был утвержден с правками комиссии Киевсовета по вопросам экологической политики, поддержанных комиссией Киевсовета по вопросам ЖКХ и ТЭК. На рассмотрение горсовета этот проект решения подал профильный замглавы КГГА Петр Пантелеев.
Прежде всего Киевской горгосадминистрации (КГГА) поручается провести конкурс, определив исполнителей услуг по вывозу бытовых отходов в Киеве (раньше это официально называлось “твердые бытовые отходы” (ТБО).-KV), и подписать с ними соответствующие договора. Изначально в проекте шла речь об одном “исполнителе”, но Пантелеев пояснил депутатам Киевсовета, что на конкурс будет вынесено 10 лотов (вероятно, каждый район Киева будут разыгрывать отдельно.- KV). Сроки, в которые администрация Кличко должна справиться с указанной задачей не определены.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Когда КГГА определится с предприятием/предприятиями, уполномоченными заниматься в Киеве вывозом бытового мусора, в администрации Виталия Кличко должны будут “рекомендовать им  заключать договоры с субъектами хозяйствования в сфере переработки, утилизации и захоронения отходов”. В свою очередь, этих субъектов-утилизаторов, тоже надо будет выбрать на конкурсах. Когда и сколько таких конкурсов нужно будет провести, в документе тоже не уточняется. Отмечается только, что эти конкурсы хорошо бы провести с учетом “лучших практик международных финансовых организаций (Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и пр.)”.

Читайте: Построить первый “мусороперерабатывающий” завод в Киеве может депутат Киевсовета Олег Костюшко

Вторым пунктом ”мусорного” решения Киевсовета был утвержден “План мероприятий на 2017 - 2025 годы в сфере обращения с отходами в Киеве”.

Этот План в частности требует от КГГА и субъектов хозяйствования в сфере обращения с ТБО устанавливать и пересматривать (в случае необходимости, но не реже, чем 1 раз в квартал) “экономически обоснованные тарифы” на услуги по вывозу мусора.

Как пояснил Пантелеев, сейчас эти тарифы устанавливает нацкомиссия - НКРЭКУ, а через полгода, согласно вступившему в силу Закону “О жилищно-коммунальных услугах”, эта функция перейдет к органам местного самоуправления. Вероятно, тариф на вывоз мусора в связи с этим вскоре подскочит. Именно в этом тарифе, напомним, содержится и “тариф” на утилизацию мусора. В пояснительной записке к проекту решения шла речь о том, что тариф на захоронение отходов (официально его не существует.-KV) сейчас “экономически не обоснован”, что приводит к убыточности отрасли.

Киевсовет также рамочно обязал КГГА и перевозчиков мусора постоянно заниматься “развитием системы раздельного сбора отходов”. Как, в какие сроки, кому и в каких объемах надо делать, не уточняется. Отмечается только, что для этого надо расширять парк контейнеров и автотранспорта. Вероятно,  в следующем году стоит ожидать массовых закупок контейнеров за бюджетные средства и все. На каком этапе и какой эффект от этого будет достигнут, непонятно.

Читайте: Пигмей-водопроводчик превращается в мусорного гиганта: как рынок контейнеров бытовых отходов отдают “Энерго-инвесту”

Напомним, что столичные ТБО на сегодня процентов на 70-75 утилизируются путем складирования на свалках (Полигон хранения ТБО № 5 в с. Подгорцы и Полигон крупногабаритных и строительных отходов № 6 по адресу: ул. Пироговский путь, 94-96), лишь остаток их сжигается на единственном в столице мусоросжигающем заводе “Энергия” (входит в структуру ПАО “Киевэнерго”).

План мероприятий предполагает, что еще в 2017 году ЧАО “Киевспецтранс” и Подгорцевский сельсовет должны оформить арендные отношения по использованию земли под полигоном №5. Уже очевидно, что этот пункт вовремя выполнен не будет. Возможно, его выполнят в 2018 году, а может быть и нет.

Читайте: Страсти по полигону №5: Пантелеев вводит в заблуждение депутатов и киевлян

Кроме того, в период 2017-2018 годов, КГГА и ЧАО “Киевспецтранс” поручается осуществить мероприятия по реконструкции полигона ТБО № 5 “с целью обеспечения его закрытия и дальнейшей рекультивации”. Напомним, согласно решению Киевсовета от 27.10.2016 года “О решении проблемных вопросов, связанных с эксплуатацией полигона твердых бытовых отходов № 5 в с.Подгорцы Обуховского района Киевской области”, указанный полигон предписывали закрыть до 1 октября 2018 года. Но на сегодня уже всем очевидно, что этого не произойдет.

Читайте: Злополучный мусорный полигон под Киевом в срок не закроют

Теперь профильным чиновникам КГГА позволили до конца 2018 года лишь разработать (вероятно, дорого закупить на тендере.-KV) проектную документацию, согласно которой работы по самой рекультивации полигона №5 можно будет вяло вести до конца 2021 года. Исполнители этих пунктов пока не определены.

Очень странно, что в предыдущих пунктах исполнителем в т.ч. значится ЧАО “Киевспецтранс”. Как уже не раз писала KV, договор между КГГА и этим предприятием закончился еще осенью 2016 года, но коммунальное имущество (включая, полигоны №5 и №6) столичное руководство почему-то у “Киевспецтранса” не забирает, позволяя ему продолжать зарабатывать на эксплуатации свалок.

Читайте: “Киевспецтранс” не собираются выгонять с главной мусорной свалки Киева

Что касается полигона хранения строительного мусора №6 (на его эксплуатации в отсутствии продленного договора с КГГА тоже продолжает зарабатывать неугодный горсовету “Киевспецтранс”.- KV), то список задач, поставленный столичным горсоветом своему номинальному исполкому (КГГА.-KV) и вовсе мал. Тут лишь указывается, что в 2019 году нужно разработать проект его реконструкции с учетом необходимости его дальнейшей рекультивации.

Как недавно сообщала KV, местные жители утверждают, что киевская свалка строительного мусора давно принимает в себя в т.ч. обычный бытовой мусор и, как и полигон №5, уже стала зоной экологического бедствия.

Читайте:  От Киевсовета требуют закрыть мусорный полигон №6

Что касается единственного МСЗ Киева - завода “Энергия”, то горсовет в итоге поручил КГГА в 2017-2018 годах справиться с задачей разработки проекта по техническому переоснащению завода в части системы очистки дымовых газов. Сами работы по установке соответствующей системы очистки выбросов поручено провести в течении 2018-2019 годов, а до конца 2020 года - закончить со строительством на “Энергии” еще и мощностей по генерации электрической энергии.

Напомним, в КГГА знают о том, что местные жители страдают из-за вредных неочищенных выбросов “Энергии” уже очень-очень давно. Но дальше обещаний вот-вот установить там химические фильтры дело пока не шло. В КГГА пока даже согласны с тем, что этот завод продолжит сжигать столичный мусор без соответствующей лицензии.

Читайте: Станет ли Киев вторым Львовом? Через полгода работа МСЗ “Энергия” станет незаконной

Отметим, столичный горсовет своим решением также повелел, чтобы в период с 2018 по 2025 годы в Киеве была создана “система комплексов (заводов) по переработке ТБО, в том числе, с полигонами захоронения уже переработанных отходов (в случае необходимости)”. Исполнитель этого мероприятия еще не определен. Конкретики нет. Что имеется в виду, не понятно. Под размещение таких странных предприятий до сих даже не выделена земля, чтобы начать что-то проектировать.

Отметим, всегда было принято считать: после того как из мусора любым методом отберут годную для переработки фракцию (вторсырье), остатки мусора должны быть утилизированы. Причем, раз утилизация путем складирования на полигонах в цивилизованном мире давно запрещена, то надо строить заводы по утилизации отходов - условно, современные мусоросжигающие (МСЗ), чтобы от сжигания еще и получать тепловую или электрическую энергию.

Возможно, в администрации Кличко и хотят построить что-то подобное. Ведь в Плане мероприятий еще есть пункт - строительство дополнительных мощностей для генерации тепловой и электрической энергии, которые “работают на альтернативном топливе с бытовых отходов” (период реализации с 2020 по 2025 год). А может быть и нет. При этом, вводят странный термин “комплексы по переработке ТБО”, а что за ним стоит -  объяснить киевлянам или не хотят, или не способны.

Читайте: Петр Пантелеев: “Сейчас у города есть видение ситуации и пути решения “мусорной проблемы”

Скорее всего, в КГГА попросту толком не знают, как решать “мусорную проблему” Киева, и предпочитают позу страуса, зарывшего голову в песок. Это подтверждается и тем, что информировать общественность о проблемах утилизации ТБО администрация Кличко начинает все скуднее.

Например, в данном случае из пояснительной записки можно узнать лишь то, что: в Киеве отсутствуют достаточные мощности по переработке отходов; 70 % ТБО захораниваются на полигонах и свалках; полигон № 6 загружен на 80% и есть необходимость расширения площади под складирования отходов и строительства его третьей очереди; отмечается низкий уровень инвестирования в данную сферу; есть пробелы в законодательстве и неудовлетворительное состояние контейнеров и техники по сбору и вывозу ТБО.

Стоит отметить, что в процессе принятия решения “О некоторых вопросах по обращению с бытовыми отходами на территории Киева” замглавы комиссии Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства и регуляторной политики Сергей Башлаков (фракция  “Объединение “Самопомощь”) предлагал отправить документ на доработку, а потом и на согласование “регуляторной” комиссии.

По мнению Башлакова, такое решение горсовета основывает еще одного монополиста, так как на весь город будет определен только один перевозчик ТБО. “В проекте решения сообщается об экономически обоснованном тарифе на эти услуги, но не указано на каких принципах он будет определятся”, - также информировал коллег Башлаков.

Ему вторил и глава комиссии Киевсовета по вопросам регламента и депутатской этики Олег Макаров (фракция  “Объединение “Самопомощь”). По его мнению, с принятием такого решения возникает масса вопросов касательно конкуренции, предпринимательства, предоставления преимуществ одному перевозчику и пр.

Критиковал данный проект решения и замглавы комиссии Киевсовета по вопросам ЖКХ и ТЭК Святослав Кутняк (фракция “ВО “Свобода”).  

“Пункт решения по закрытию полигона ТБО № 5 не будет выполнено до 1 октября 2018 года. Так как город не предлагает никаких альтернатив: мы не построили мусороперерабатывающий завод, мусоросжигательный завод. Сейчас только идут дискуссии где-то в далеких глубоких кабинетах. Но реально нет понимания того, что и как мы будем делать с отходами”, - отмечал Кутняк.

В результате, секретарь Киевсовета Владимир Прокопив, проигнорировал такие замечания, поставил проект решения на голосование, и документ (похоже, неожиданно абсолютно для всех.- KV) “чудом” набрал необходимый минимум голосов “за”. Депутаты из фракции “Солидарность” аплодировали. Вероятно, готовы взять на себя ответственность за безопасное для экологии столицы обращение с ТБО в ближайшие годы.

Напомним, Петр Пантелеев занимает должность курирующего вопросы мусора зампредседателя КГГА с 1 сентября 2014 года. Департаментом жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА с 17 июля 2017 года руководит Дмитрий Науменко.

Фото: коллаж KV

KиевVласть

Светлана Головина

Теги: новости киева, киевсовет, петр пантелеев, экология, свобода, владимир прокопив, самопомощь, дмитрий науменко, олег макаров, святослав кутняк, подгорцы, киевспецтранс, отходы, тбо, сергей башлаков, полигон №5, полигон №6, завод “энергия”

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.