Тексты

Пока вы смотрели Евровидение-2017: как киевские чиновники тратили столичный бюджет

18 мая 2017 г. 13:15

Пока вы смотрели Евровидение-2017: как киевские чиновники тратили столичный бюджет

Постепенно затихают и восторженные, и разочарованные возгласы о прошедшем конкурсе “Евровидение-2017”. Подрядчики демонтируют сцены, артисты отмечают окончание проекта, расслабляется в изоляторе временного содержания Виталий Сердюк. Постепенно трезвеют украинцы, недоумевая, а на что же ушло чуть менее 1 млрд гривен из госбюджета. И под весь этот шумок медленно выдыхают чиновники КГГА, радуясь, что пронесло: вроде, и деньги из городского бюджета освоили, и нареканий особо нет. Об эффективности бюджетных трат и о главных выгодополучателях читайте в материале КиевVласть.   

КиевVласть уже писала о том, что постоянная комиссия Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития в начале этого года согласовала изменения в бюджет Киева на 2017 год в связи с проведением “Евровидения-2017”. Этот проект был проголосован Киевсоветом 9 февраля 2017 года. В итоге, из городского бюджета дополнительно выделили 165,4 млн гривен в виде субвенции госбюджету для обеспечения организации песенного конкурса, и 82,2 млн гривен — Главному управлению Национальной полиции в Киеве по программе “Безопасная столица 2016-2018”.

Подписывайтесь на новости «КиевVласть»
 

Но это не все. Чиновники Киевской городской госадминистрации (КГГА) дополнительно нашли в городской казне еще денег на организацию и проведение конкурса. В этой статье KV отобрала те тендера КГГА, в которых было упоминание “Евровидение”. Таких тендеров на сайте Prozorro набралось на 34,5 млн гривен.

Культурный дерибан

Как и следовало ожидать, под Евровидение-2017 больше всего бюджетных денег тратил Департамент культуры КГГА. На международный песенный конкурс они списали 19,5 млн гривен. Глядя на предметы и схемы закупки, становится очевидным, что такие тендера этот департамент под руководством Дианы Поповой будет проводить регулярно.

Больше всего киевлян должно “порадовать” списание 6 млн гривен за участие столицы в культурно-художественном проекте “Киноальманах “Все начинается в Киеве”. Этот проект представляет собой полнометражный кинофильм на 90 минут из 6 короткометражных новелл по 15 минут каждая. Фильм будет дублирован на английский язык для возможности его трансляции в Европе (но на это обязательно спишут еще бюджетные деньги. — KV).

Схема на выделение этих 6 млн гривен была необычной. Еще 9 декабря 2016 года КГГА издало распоряжение №1261 “О подготовке и проведении в 2017 году песенного конкурса “Евровидение” в городе Киеве”. В плане было предусмотрено, что первая часть указанного Киноальманаха должна быть готова до 1 мая. Но тендер на закупку этого фильма или услуг по его трансляции ранее не проводился.

Через полтора месяца после издания указанного распоряжения КГГА, Ассоциация “Содействие развитию кинематографа в Украине — смотри украинское” (Асоціація “Сприяння розвитку кінематографа в Україні — дивись українське!”, ЕГРПОУ 33834743) зарегистрировала на себя авторское право на Киноальманах. А уже 15 марта департамент культуры КГГА без конкурса, по переговорной процедуре (у одного участника) оплатил ассоциации участие КГГА в этом кинопроизодстве.

Почему именно 6 млн гривен должно было быть выделено из городского бюджета — чиновники не объясняют. Да и зачем, ведь у проекта уже есть генеральные спонсоры и партнеры: Госагентство Украины по вопросам кино, “Райффайзен банк Аваль” и компания “Baker Tilly Украина”. За вложенные деньги департамент культуры КГГА получит 3 секунды упоминания себя в титрах фильма и какую-то долю имущественных прав на Киноальманах. Причем, даже неизвестно какую, ведь согласно договору она будет определяться соразмерно вложениям всех инвесторов в фильм.

Кстати, не стоит думать, что создатели фильма — это волонтеры, которые объединились вокруг патриотической идеи. Ассоциация “Содействие развитию кинематографа в Украине — смотри украинское” была создана двумя аффилированными компаниями ООО “Би-Ти-Эл-Вавилон” и ООО “Компания ИвентВавилон”, которые принадлежат продюсеру Ризолю Андрею Владимировичу и Поляковой Инне Александровне. Большинство партнеров проекта — это компании, которые также контролируются Ризолем: компания “Вавилон” (Ризоль — генеральный директор), ООО “Первая рекординговая компания” (Ризоль — соучредитель, доля 33,33%), фестиваль “Открытая ночь” (Ризоль — глава Меценатского совета), фестиваль “Киноскрипт” (Ризоль — член продюсерского жюри).

Могли киевляне оценить и фан-зоны, которые также создавались по инициативе департамента культуры КГГА. Тендера на создание 4 фан-зон и 2 шоу проводились также по переговорной процедуре.

Объясняется это тем, что своим приказом от 15 января 2017 года департамент культуры КГГА объявил конкурс на выбор культурно-художественных проектов, которые будут финансироваться из бюджета Киева. Все поступившие предложения в закрытом режиме рассмотрели члены неизвестного художественного совета (департамент Дианы Поповой даже не опубликовал состав совета за 2 года его существования), которые и определили 6 победителей.

Если вы думаете, что победители выбирались в результате ярких демонстраций, шоу-программ и горячих дискуссий, то это не так. 7 часов изнурительного сидения и просмотра проектора — и 13,5 миллионов гривен растворились на улицах Киева.

ВИДЕО С ЗАСЕДАНИЯ ХУДСОВЕТА

Впрочем, при более детальном рассмотрении можно догадаться, почему художественный совет так беззастенчиво спустил столько бюджетных денег.

Возьмем, к примеру, фан-зону на Софиевской площади. На неё из городского бюджета ушло всего лишь 2,5 млн гривен, но киевляне получили открытие с участием Сергея Притулы, выступления ALYOSHA, Скай, ALLOISE, KADNAY и других известных артистов. И ведь выходит, что 100 тысяч долларов вроде и не очень много для организации звезд и проведения шоу-программы? Возможно. Вот только в 2,5 млн гривен не вошло ничего, кроме монтажа сцены и аренды оборудования. Звезды выступали за деньги из госбюджета от ПАО “Национальная общественная телерадиокомпания Украины”.

Это означает, что департамент культуры КГГА должен был объявлять конкурс на аренду и монтаж конструкций для сцены и на аренду оборудования, а не проводить закупку у одного участника. Кстати, по такой же схеме был “списан” 1 млн гривен на фан-зону “Ретроспектива”, который получило ООО “Про продакшн Украина” (ТОВ “Про продакшн Україна”, ЕГРПОУ 40197322).

Организовывать фан-зону “На Софии” чиновники департамента культуры КГГА доверили Предприятию объединения граждан “Инициативы столичные” (ПОГ “Ініціативи столичні”, ЕГРПОУ 39984367). Учредителем этого предприятия является ОО “Столичные инициативы”, которую в свою очередь основал бывший советник экс-мэра Киева Леонида Черновецкого Игорь Добруцкий. И совершенно случайно Игорь Добруцкий является членом вышеупомянутого художественного совета, который выделил деньги его компании.

Кстати, Игорь Добруцкий не постеснялся выступить со своей сцены на открытии фан-зоны “На Софии”. Он призвал киевлян поаплодировать Джамале за то, что Евровидение проводится в Киеве. Еще бы — 2,5 млн гривен на ровном месте.

В департаменте культуры КГГА KV заявили, что Игорь Добруцкий не голосует по проектам, где участвует его компания. Так и не нужно. Разве 13-ти людям трудно договориться?

На этих тендерах несказанно повезло еще одному члену художественного совета — руководителю Киевского национального академического театра оперетты (Театрально-видовищний заклад культури “Київський національний академічний театр оперети”,  ЕГРПОУ 02224593) Богдану Струтинскому. Именно этому учреждению культуры было поручено организовать фан-зону на Троицкой площади за 2,5 млн гривен.

К чести Богдана Струтинского нужно отметить, что часть бюджета он потратил на трудовой коллектив. Согласно прикрепленной к договору смете, на гонорары его артистам за концерты и развлекательные мероприятия уйдет 450 тыс. гривен. Конечно, с учетом убыточности театра в размере 27 млн гривен в год, такие суммы ничего не меняют.

Организация департаментом культуры КГГА некоторых развлекательных мероприятий на Евровидение-2017 вообще выглядит, как реклама. 4 млн гривен было потрачено на Международный фестиваль Kyiv Art Week. Вопросов здесь больше, чем ответов.

Во-первых, какой там “week”, если согласно договору, услуга предоставляется в период с 4 по 7 мая? К тому же открытие было 4 мая вечером. Это, по сути означает, что этот фестиваль длился 3 дня, т.е. один день фестиваля обходился бюджету Киева в 1,33 млн гривен.

Во-вторых, почему за 4 млн бюджетных гривен вход для киевлян на выставки Kyiv Art Week оказался платным? Особенно, если учесть, что локации фестиваля продавали собственные товары, что позволяло не только компенсировать расходы, но и получить прибыль.

И в-третьих: почему согласно смете подрядчика, департамент культуры КГГА оплатил не 3 дня фестиваля, как указано в договоре, а оплатил аренду 8 дней экспозиционных модулей, 5 дней аренды мебели, 5 дней аренды техники и, главное, зарплату всему организационному комитету за 4 месяца?

После такой сметы смешно даже читать наименование подрядчика — Международный благотворительный фонд “Действие” (Міжнародний благодійний фонд “Дія”, ЕГРПОУ 40392087). Кого тут еще правильнее назвать благотворительной организацией...

Но все становится на свои места после анализа связей фонда. Он был учрежден год назад Вороновой Диной Михайловной, Давиденко Александром Валерьевичем, Душиным Алексеем Владиславовичем и Убери Тамарой Петровной. В свою очередь Тамара Убери является соучредителем еще одного фонда — Международная благотворительная организация “Международный фонд “Ейдос” (Міжнародна благодійна організація “Міжнародний благодійний фонд “Ейдос”, ЕГРПОУ 33787311). С первого дня основания этим фондом руководит депутат Киевсовета Людмила Березницкая (фракция “Самопомощь”, член комиссии Киевсовета по вопросам культуры, туризма и информационной политики), она же и является его соучредителем. Так вот, удивительно, но факт: Людмила Березницкая также является членом художественного совета при департаменте культуры КГГА, который распилил на сравнительно бесполезные мероприятия 13,5 млн гривен.

Также многие патриоты, наверняка, ужаснутся информации о том, кому ушли деньги на создание фан-зоны на территории Киевской крепости. Их получило ООО “Культпростир.юей” (ТОВ “Культпростір.юей, ЕГРПОУ 38898838) за организацию в этой зоне “Первого киевского пленера “Kyiv Art Fort 2017”.

Учредителями указанного ООО являются Комельков Юрий Александрович (35%) и Голубев Андрей Сергеевич (65%). Этот же Андрей Голубев является учредителем ОО “Всеукраинское объединение “Успешная страна” (ГО “Всеукраїнське об'єднання “Успішна країна”, ЕГРПОУ 39536101) и, вероятно, он же, является официальным руководителем политической партии “Успешная страна” (ПП “Успішна країна”, ЕГРПОУ 37882413). Эта партия известна тем, что ее лидером является экс-глава Министерства доходов и сборов Александр Клименко, который разыскивается украинскими правоохранительными органами за преступления совершенные во время режима Виктора Януковича.

После всех этих данных, шумиха вокруг “покраски” Арки дружбы народов выглядит как маневр по отвлечению внимания общественности от распила почти 20 млн гривен. Но нужно отдать должное департаменту культуры КГГА — чиновники становятся современнее. Ведь весь продвинутый мир уже лет 30 как использует предметы искусства для отмывания денег и уклонения от уплаты налогов.

“Киевпастранс” прет, как трамвай

Немного скромнее департамента Дианы Поповой оказалось КП “Киевпастранс” во главе с Дмитрием Левченко. Этому предприятию была поставлена задача от КГГА организовать дополнительные автобусы для перевозки гостей столицы во время “Евровидения-2017”. В КП “Киевпастранс” решили не изобретать велосипед, а просто купить автобус повышенного комфорта на 49-51 посадочное место.

Чтобы не мелочиться, тендер объявили на 11 млн гривен. Однако в процессе аукциона цена упала до 9,95 млн гривен. По торгам выиграло ООО “Амако Украина” (ТОВ “АМАКО УКРАЇНА”, ЕГРПОУ 21665011), но после оглашения результатов торгов эта компания отказалась заключать договор. В результате заказ достался второму участнику ООО “Ман Трак Енд Бас Укрейн” (ТОВ “МАН Трак енд Бас Юкрейн”, ЕГРПОУ 34240521).

Компания поставила большой и красивый автобус Neoplan Cityliner P14.

Источник фото: www.dsnews.ua

Редакция KV, понимая как сильно Киеву не хватает денег на решение злободневных проблем, выяснила, во сколько бы обошлись перевозки 50 человек при условии аренды комфортабельного автобуса. Мы изобрели легенду о том, что к нам едет делегация из Китая и им нужен такой автобус.

Зная наших чиновников, которые начнут фантазировать об интенсивности использования автобуса, мы сразу посчитали 2 сценария затрат. Первый сценарий такой же фантастический, как и столичные чиновники: автобус нужен круглосуточно. Учитывая, что в КП “Киевпастранс” автобус нужен был до 1 мая, а конкурс закончился 13 мая, мы взяли период с 1 мая по 18 мая. Вышло 432 часов. Второй сценарий реалистичный: автобус нужен с 6 по 14 мая по 14 часов в день. Вышло 126 часов.

Если бы КП “Киевпастранс” объявило тендер на предоставление услуг, то оно бы потратило по первому фантастическому сценарию за круглосуточное использование автобуса не более 240 тыс. гривен. При реалистичном сценарии КП “Киевпастранс” заплатило бы не более 75 тыс. гривен.

Но вместо этого, КП “Киевпастранс” потратило почти 10 млн гривен киевлян, которые теперь законсервированы в бесполезном для города, и ежегодно обесценивающемся, автобусе.

И это еще хорошо, что после публикации KV в КП “Киевпастранс” передумывали тратить 4 млн гривен на брендирование маршрутных автобусов пленкой “Евровидение-2017”. Мы уже писали, что КП “Киевпастранс” планировал  на 4 млн гривен купить 10 тыс. кв. м. макетов рекламного изображения символики “Евровидения-2017” (4 тыс. кв. м. - на автобусы и 6 тыс. кв. м. - на троллейбусы). На брендирование автобусов планировалось потратить 1,6 млн гривен, на брендирование троллейбусов — 2,4 млн гривен.

Читайте: “Киевпастранс” передумал “выбрасывать на ветер” 4 млн гривен

Дожились. Пишем: “Спасибо, что не выбросили на ветер наши деньги”.

Инвестиции в пустоту

На третьем месте по объему трат денег на “Евровидение-2017” находится Департамент экономики и инвестиций КГГА под руководством Светланы Принады. Здесь к конкурсу подошли вовсе без творчества. Видимо потому, согласно информации сайта Prozorro, и освоили не так уж много денег — чуть больше 4 млн гривен. Но если два предыдущих распорядителя бюджетных средств могут показать размах, на который ушли деньги (видео с фан-зон, музейные экспонаты, автобус), то Светлане Принаде и демонстрировать нечего.

Как уже писала KV, департамент экономики КГГА оставил гостей Евровидения-2017 без сувениров, хотя на это ушло 990 тыс. гривен. Согласно техническому заданию, подрядчик должен был  напечатать логотипы “Київ - місто, де все починається” и “Eurovision” на флешках, бейсболках, флажках, сувенирных конфетах и прочей сувенирной продукции, и предоставить всё это заказчику вместе с макетами.

В договоре от 05.05.2017 между ООО “Ландпресс” (ТОВ Ландпресс, ЕГРПОУ 39762329) и департаментом экономики КГГА упоминания о “Евровидение” уже нет. Потому что согласно дополнительному соглашению, вся сувенирная продукция должна быть готова 19 мая 2017 года, т.е. когда туристы Евровидения покинут столицу. Конечно, таким образом чиновники департамента решили прикрыть себя от провала с сувенирами, но лишь усугубили положение. По факту они закупили предмет, который не соответствует техническому заданию, а это основание для признания договора недействительным и разбирательств в вопросе нецелевого использования бюджетных средств.

Читайте: КГГА расплатится за “просроченные” сувениры с компанией, обвиняемой в финансировании ЛНР

Еще 950 тыс. гривен вот-вот должны уйти из рук Светланы Принады на оплату услуг к “Евровидению-2017”. Хотя, как мы все знаем, конкурс уже прошел и удачно всеми забыт. Департамент экономики КГГА ожидает подтверждения от Государственного научно-производственного предприятия “Картография” (Державне науково-виробниче підприємство "Картографія", ЕГРПОУ 02570463) на заключение договора на создание рекламной полиграфической продукции. Подрядчик должен будет создать с использованием логотипов “Київ - місто, де все починається” и “Eurovision” картосхему центральной части города, брошюры, наклейки, настольные календари, книгу, путеводитель, блокнот и флайер.

Не исключено, что чиновники департамента экономики КГГА сейчас рассматривают 2 варианта дальнейших событий. Первый — это отменить тендер и забыть “Евровидение-2017” как страшный сон. Второй — провести второй тендер на закупку конвертов и международных марок для отправки всей этой продукции туристам домой.

Читайте: Светлана Принада спишет на "Евровидение-2017" 1 млн бюджетных гривен

Кстати, в таких письмах, чиновники департамента экономики КГГА могли бы отправить и ссылку на видеоролик о Киеве, который был разработан ООО “Президент Фильм Украина” (ТОВ “Президент Фільм Україна, ЕГРПОУ 38151190) специально для гостей столицы.

Этот ролик пока мало кто смотрел: на момент написания статьи у ролика было 35 просмотров. Это не очень много, особенно если учесть, что на него было потрачено 265 тыс. гривен ($10 тысяч). Опрошенные KV режиссеры и клипмейкеры оценили подобную работу в $3-5 тысяч с учетом прибыли в несколько тысяч долларов. Обязательно посмотрите ролик, добавьте Киеву популярности у туристов.

Читайте: Промо-ролик к “Евровидению-2017” обойдется столичному бюджету в 10 тыс. долларов

KV также писала о 740 тыс. гривен, которые Светлана Принада отдала на проведение семинаров для иностранных и отечественных экспертов, представителей туристических организаций, общественных организаций, а также экскурсоводов и гидов-переводчиков на тему подготовки Киева к песенному конкурсу “Евровидение-2017”. Зачем делать такие траты, если учесть, что конкурс “Евровидение” — это телевизионный конкурс, на который не ездят толпы туристов?

Может быть ответ кроется в том, что победитель тендера ООО “Экспо Эдженси” (ТОВ “Експо Едженсі”, ЕГРПОУ 34426411) только за последних 7 месяцев получило заказов от департамента экономики КГГА на 3,16 млн гривен. И на всех этих тендерах играет две компании: ООО “Экспо Эдженси” и ООО “Графиум” (ТОВ “Графіум”, ЕГРПОУ 38775541). Последняя ООО всегда ставит свое предложение чуть-чуть дороже и проигрывает. Наверное, совпадение, — думают в департаменте экономики КГГА.

Читайте: Принада щедро тратит бюджетные средства на разговоры о столичном туризме

Список удачных, но абсолютно не нужных для Киева покупок под “Евровидение-2017” можно было бы продолжить. Несправедливо забыто КП “Киевгорсвет” с закупкой почти на 200 тыс. гривен 510 тематических флажков “Eurovision”. Не рассказали мы и о департаменте образования КГГА, спустившего полмиллиона гривен на обеспечение скарбом волонтеров. Не отметили поименно тех руководителей коммунальных предприятий по содержанию зеленых насаждений, которые вместе потратили 120 тыс. гривен на панно “Евровидение-2017”.

Всех, к сожалению, не перечислишь. Да, и не все чиновники сориентировались, что можно будет вот так взять и беспроблемно освоить народные деньги. Ну, ничего. Благо, руководители нашей страны создают удачные поводы для распила бюджетных денег каждый год. Теперь ждем финал Лиги Чемпионов в Киеве в 2018 году. То ли еще будет…

Читайте: Итоги Евровидения. Общественники проанализировали эффективность трат на конкурс

Коллаж КиевVласть

Максим Полак, Александра Максимова

Теги: закупки, евровидение 2017, департамент культуры кгга, киевпастранс, департамент экономики кгга, андрей ризоль, диана попова, дмитрий левченко, светлана принада, игорь добруцкий, александр клименко