Денег много, толку мало: во сколько Радикальной партии обошлось поражение на выборах
На внеочередных выборах в Верховную Раду (ВР) “Радикальная партия Олега Ляшко” (“РПЛ”) потратила громадные деньги, но проходной барьер в Раду не преодолела. Несмотря на то, что “радикалы” активно пиарились со страниц газет и экранов телевидения, в перечне парламентских партий ВР IX созыва их не будет. Хотя госфинансирование за счет избирателей-налогоплательщиков в следующем году партия все равно получит, пусть и не такое большое, как стоимость их провальной избирательной кампании.
Об этом KV узнала, ознакомившись с анализом финансового отчета “РПЛ”, осуществленным гражданским движением “Чесно”.
“Радикальная партия Олега Ляшко” потратила на внеочередную парламентскую кампанию 111 млн 800 тыс. гривен. Данные об этом содержатся в конечном финансовом отчете об использовании средств избирательного фонда партии, предоставленном политсилой ЦИКу.
Сопоставимые расходы (почти 115 млн гривен) во время парламентской кампании понесла лишь партия "Слуга народа", однако “радикалы” практически за такие же баснословные деньги в итоге выборы проиграли.
Все средства, которые “РПЛ” вложила в парламентские выборы, поступили с ее текущего счета. Так же Радикальная партия финансировала и избирательный фонд своего лидера во время президентской кампании.
Как отмечают аналитики “Чесно”, “получение частных вкладов на текущий партийный счет с последующим перенаправлением их на счет избирательного фонда дает партиям возможность до дня выборов (в промежуточной финансовой отчетности) не показывать, кто же на самом деле финансирует их кампанию. Партии все равно обнародуют имена доноров в своей текущей отчетности за второй и третий кварталы, однако влияния на волеизъявление избирателей эта информация уже не будет”.
Попутно в “Чесно” обращают внимание на то, например, что в первом квартале 2019 года “Радикальная партия” собрала 109,5 млн взносов от физических и юридических лиц (в частности, более 90 работников партии, получая минимальную зарплату, профинансировали своего работодателя на 9,3 млн гривен. А значительная часть доноров Олега Ляшко не имеет никакого бизнеса, но переводит политику сотни тысяч гривен).
Львиную долю средств во время внеочередной парламентской кампании “Радикальная партия” потратила на телерекламу – 103,8 млн гривен. Это 93% ее избирательного фонда.
Больше всего, а именно 30,9 млн гривен, “РПЛ” заплатила за трансляцию роликов ТРК "Украина" Рината Ахметова.
Несколько меньше получил телеканал "1 + 1" Игоря Коломойского – 27,4 млн гривен.
На третьем месте по объему телетрат “ляшковцев” – телеканал “Интер” Дмитрия Фирташа (21 млн гривен).
Также на избирательной кампании этой партии заработали телеканалы медиа-холдинга Виктора Пинчука – “ICTV” (8,8 млн гривен) и “СТБ” (8,2 млн гривен).
Читайте: Телевидение стоило дороже всего для ВО “Батькивщина” на парламентских выборах
Аналитики-общественники отмечают, что помимо прямой рекламы, оплаченной из избирательного фонда, медиа олигарха Рината Ахметова традиционно оказывали информационную поддержку партии Ляшко.
В частности, телеканал "Украина" во время избирательной кампании системно продвигал “радикалов” в новостном блоке. По данным мониторинга "Детектор медиа", только в июне на ТРК "Украина" в новостях вышли 30 материалов с признаками заказа (“джинсы”) в пользу Радикальной партии.
Продвижение Олега Ляшко перед парламентскими выборами продолжалось по традиции также на страницах газеты "Сегодня" и ее сайте, также принадлежащих Ринату Ахметову. Хотя затрат на публикации в этих СМИ в финансовом отчете партии нет.
Что же касается прошлого года, в общественном движении “Чесно” подсчитали, что материалы о лидере Радикальной партии появлялись на страницах "Сегодня" 95 раз; учитывая то, что в 2018 году вышло 245 выпусков газеты, Ляшко присутствовал в каждом третьем номере.
В этом году в предвыборный период на рекламу в печатных СМИ партия потратила 1,4 млн гривен. Ее размещали в областных и районных газетах в разных регионах страны (в среднем одна публикация в газете стоила 4100 гривен).
Еще 2,8 млн гривен партия заплатила за наружную рекламу.
А вот в интернете “РПЛ” почти не продвигалась – видимо, с учетом социологических данных: избиратели “Радикальной партии” живут преимущественно в сельской местности, поэтому свою рекламу партия сосредоточила в первую очередь на телевидении и в печатных СМИ (с упором на “районки”) и почти не тратилась на рекламу в социальных сетях (по сравнению с лидерами гонки, которые потратили на соцсети по несколько сотен тысяч долларов каждый).
Но в итоге, несмотря на то, что “Радикальная партия Олега Ляшко” попала в тройку политсил – лидеров по затратам на парламентских выборах-2019, – по результатам голосования 21 июля она получила лишь 4,01% голосов избирателей и в Раду IX созыва не попала.
По подсчетам аналитиков, один голос избирателя обошелся “РПЛ” в 198 гривен – в десять раз дороже, чем “Слуге народа”, показавшей на выборах первый результат (у “РПЛ” – шестой).
При этом, как партия, набравшая в этом году более 2% голосов избирателей на выборах в ВР, в следующем году она получит финансирование из госбюджета – около 20 млн гривен.
Это помимо того, что как парламентская партия в Раде VIII созыва, “Радикальная партия Олега Ляшко” ежегодно финансировалась из денег налогоплательщиков, тратя их на свою уставную деятельность – в том числе, на оплату рекламы и агитации в газетах и на ТВ.
Читайте: 11 политических сил смогут получить финансирование из госбюджета после выборов
“Чесно” - общественное движение, основанное 12 общественными организациями 29 октября 2011 года. Сейчас в движении остались две организации – “Центр UA” и “Центр демократии и верховенства права”.
По данным аналитической системы Youcontrol, руководителем ОО “Центр UA” (*) является Олег Борисович Рыбачук (бывший глава Секретариата президента Виктора Ющенко). Соучредителями являются Светлана Петровна Залищук (народный депутат, подавшая заявление на выход из фракции “Блок Петра Порошенко) и Иван Владимирович Марунич.
ОО “Центр демократии и верховенства права” (**) зарегистрирован 30 мая 2005 г. Руководителем и соучредителем является Тарас Сергеевич Шевченко. Другой соучредитель – Игорь Евгеньевич Розкладай.
Читайте: НАПК распределило средства из государственного бюджета на финансирование политических партий
Напомним, 21 июля в Украине прошли внеочередные выборы ВР IX созыва, которые Владимир Зеленский анонсировал во время принесения присяги в ВР 20 мая с.г.
23 мая президентский указ о досрочном прекращении полномочия ВР VIII созыва и назначении внеочередных выборов на 21 июля 2019 года был опубликован в правительственной газете "Урядовый курьер" и вступил в силу.
Этот указ группа нардепов (фракция “Народного фронта”) 21 мая оспорила в Конституционном суде Украины (КСУ). 20 июня КСУ признал законность указа президента Владимира Зеленского о роспуске Рады и назначении внеочередных выборов, процесс которых стартовал 24 мая.
Украинцы выбирали из 22 партий, хотя лидер “Движения новых сил” Михеил Саакашвили, партии которого не было в бюллетене, в последнюю минуту заявил, что его партия не будет принимать участия в выборах. Также избиратели голосовали за 199 нардепов на одномандатных округах.
Результаты выборов в ВР ЦИК должна была установить до 5 августа. По многомандатному округу ЦИК выдала результаты 3 августа:
-
"Слуга народа"- 124 мандата (43,16%);
-
"Оппозиционная платформа – За жизнь" – 37 мандатов (3,05%) ;
-
ВО "Батькивщина" – 24 мандата (8,18%);
-
"Европейская солидарность" – 23 мандата (8,10%);
-
"Голос" – 17 мандатов (5,82%).
Результаты в одномандатных (“мажоритарных”) округах в связи с перерасчетом голосов ЦИК установить пока не смогла.
Читайте: КИУ подсчитала во сколько и кому обошлась стоимость одного голоса избирателя
* Громадська організація “Центр Юей” (код ЄДРПОУ: 36633761)
** Громадська організація “Центр демократії та верховенства права” (код ЄДРПОУ: 33552196)
Фото: “Радио Свобода”