понедельник, 25 октября 2021 г.

Яна Баринова: ”Я очень хочу, чтобы “Летающая тарелка” на Лыбидской стала новым концертным залом”

Яна Баринова: ”Я очень хочу, чтобы “Летающая тарелка” на Лыбидской стала новым концертным залом”

В программе Департамента культуры Киевской горгосадминистрации (КГГА) появится подраздел “Киев креативный”, а сам департамент ждут новое положение, новое штатное расписание и, возможно, увеличение финансирования. Это делается для того, чтобы Департамент культуры из статуса “завхоза” трансформировался в полноценное городское “министерство культуры”, которое сможет развивать креативные индустрии и пространства, создаст Централ-парк на месте центрального парка, Труханова острова и Зеленого театра, возродит на базе кинотеатров многофункциональные культурные комплексы. И, в конечном итоге, превратит столицу Украины в современный европейский мегаполис.

Об этом в интервью KV рассказала директор Департамента культуры КГГА Яна Баринова.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

В феврале с.г. Диана Попова неожиданно для большинства была уволена с поста директора Департамента культуры КГГА. Этот уход породил волну слухов, которые, впрочем, ничем не подтвердились, тем более, что в апреле мэр Виталий Кличко назначил Попову своим  советником по вопросам культуры и развития культурных проектов на общественных началах.

В начале марта на период карантина с испытательным сроком три месяца киевский градоначальник назначил директором Департамента культуры Яну Баринову – бывшего советника министра культуры и информационной политики Александра Ткаченко и бывшего исполнительного директора Мемориального центра “Бабий яр”, куда Баринова пришла по приглашению Кличко. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

27 апреля по итогам конкурса Виталий Кличко назначил Яну Баринову полноправным директором департамента.

KV: Яна, вы, по сути, являетесь министром культуры Киева. Это огромный объем работы и колоссальная ответственность. Известно, что эту должность предложил вам Виталий Кличко. Но почему вы решили принять его предложение?

Яна Баринова: Опыт, приобретенный в предыдущих проектах, сформировал понимание того, какими должны быть правила игры для всех участников культурного процесса в городе, чтобы Киев стал одной из культурных столиц Европы. Моей профессией является менеджмент в гуманитарной сфере, поэтому предложение возглавить Департамент культуры идеально совпало с моим желанием и готовностью к профессиональной реализации на качественно новом уровне – когда ты не просто играешь по установленным правилам, но формируешь их.

KV: Каждый новый руководитель приносит с собой новое видение работы. В чем особенности вашего видения работы Департамента культуры и культурного развития Киева?

Яна Баринова: Я хочу, чтобы ДепКульт превратился из обслуживающей структуры в институцию, которая занимает проактивную позицию, генерирует смыслы, внедряет инновационные подходы в управлении учреждениями культуры. Взаимодействие с сетью наших учреждений будут строиться в рамках единой развивающей стратегии – мастер-плана верхнего уровня “Как мы развиваем культуру в Киеве”.

Для этого мы работаем над новым штатным расписанием и положением департамента, вследствие чего должны появиться сектора креативных индустрий, коммуникаций и международного сотрудничества. Если до конца года будут утверждены новое положение и новое штатное расписание с новыми компетенциями – это станет хорошим результатом, потому что процессы согласования с другими управлениями и департаментами КГГА идут не так быстро, как мне бы того хотелось, но это процедуры.

Мы уже частично поменяли состав Художественного совета при ДепКульте. До конца года будет обновлено руководство в почти половине подконтрольных нам структур – в связи с окончанием срока контракта, до конца года должны пройти около 30 конкурсов на должности руководителей этих структур.

Сейчас  в процессе знакомства со всеми учреждениями, которые входят в сферу управления ДепКульта. В Музее истории Киева, например, мы целый день проводили стратегическую сессию, на которой по заданной мною форме директоры музеев и филиалов представляли свое видение развития. Провожу много регулярных встреч с сотрудниками наших учреждений.

KV: Каждый новый руководитель говорит, что ему не хватает денег. На сколько недофинансирован Департамент культуры, по вашему мнению?

Яна Баринова: Хотелось бы увеличить бюджет на 25%. Потому что сейчас из 2 млрд гривен годового бюджета 65% – это защищенные статьи расходов, а оставшиеся 35% – капремонты и реставрация. Но бюджетный процесс, как вы знаете, начнется в августе.

KV: Любые изменения всегда вызывают внутреннее сопротивление системы (структуры), которое крайне сложно преодолеть без помощи сверху. Насколько Виталий Кличко слышит и поддерживает вас?

Яна Баринова: Слышит и поддерживает. Но мы общаемся со всеми, без чьей поддержки будет сложно реализовать идеи. Я в постоянной коммуникации с профильным замглавы КГГА Валентином Мондриевским и председателем комиссии Киевсовета по вопросам культуры, туризма и общественных коммуникаций Викторией Мухой. Кроме того, ежемесячно проходят встречи руководителей департаментов и управлений, на которых мы согласовываем свои действия.

KV: Вы активно работаете над программой “Столичная культура 2022-2024”. Какие уже есть наработки, каковы будут ключевые направления этой программы и какие KPI будут заложены?

Яна Баринова: Когда я была назначена, программа была написана процентов на 80. Я пыталась перенести сроки сдачи документа на август, чтобы провести несколько стратегических сессий по ее модернизации. Но в КГГА не удовлетворили мою просьбу – и пришлось за две недели в авральном режиме имплементировать в документ подпрограмму “Киев креативный”, которая добавлена к пяти уже существующим.

В новой редакции культурной программы столицы появились сквозные политики, относящиеся ко всем учреждениям, независимо от их специализации: доступность, вовлечение общественности, гендерная и экологическая чувствительность, образование. Предложение включить эти политики в программу поступило как раз от участников первой из серии стратегических сессий, которую мы успели провести.

KV: Почему ваши коллеги по КГГА не пошли навстречу?

Яна Баринова: Потому что это вопрос протоколов и регламентов. Все департаменты и управления должны сдать свои программы в срок, затем идет длительный процесс взаимного согласования, сведения индикативных показателей. Программы департаментов и управления сшивает в единый документ коммунальное научно-исследовательское учреждение “НИИ социально-экономический институт развития города” (подчиняется Департаменту экономики и инвестиций КГГА, – KV).

Главное, что после утверждения мы сможем вносить в нашу программу изменения и дополнения.

KV: Какая роль в культурной программе 2022-2024 отведена кинотеатрам?

Яна Баринова: Кинотеатры – важная составляющая городской культурной сети, и не только как место для просмотра кино. Большинство из них – центры притяжения  в своих микрорайонах, имеющие для жителей символическое значение. Это обязательно надо учитывать, разрабатывая планы их ревитализации.

Второе обстоятельство, которое тоже надо учитывать – технологические изменения в индустрии развлечений, происшедшие за последние десятилетия. У кинопроката сейчас очень много конкурентов в борьбе за внимание зрителя. Поэтому правильным было бы уже на этапе проектирования мыслить созданием в стенах кинотеатров многофункциональных креативных хабов, где приглашенные кураторы могли бы реализовывать интересные кросс-жанровые проекты, как, например, это уже произошло с кинотеатром “Краков”.

Читайте: В 2021 году КП “Киевкинофильм” обещает отремонтировать 6 коммунальных кинотеатров

KV: Вторая болезненная сфера – музеи. Активисты часто настаивают на создании очередного музея, но дальше разговоров дело не движется, потому что, как показывает практика, никто не способен ни создать концепцию нового музейного пространства или сформировать коллекцию. Какой подход в данном вопросе является конструктивным и рассматривается ли вопрос по созданию виртуальных аналогов музеев столицы?

Яна Баринова: Насколько я себе представляю музейное дело, это довольно сложная область человеческой деятельности, требующая соответствующей квалификации и опыта. Поэтому конструктивным подходом к созданию новых музеев, в том числе, персональных, я считаю опору на экспертизу соответствующих профессиональных сообществ. Это их компетенция и их профессиональная обязанность --  предлагать концепции того, что заслуживает музеефикации, и убеждать в этом общину.

Диджитализация культурного наследия – это мировой тренд, веление времени и чрезвычайно сложный в технологическом плане и дорогостоящий процесс. Задача ведь не только в том, чтобы музейные фонды были оцифрованы. Они должны быть доступны пользователю интернета из любой точки мира. То есть наш виртуальный музей должен быть интегрирован в мировую музейную сеть, тогда в этом есть смысл. Знаю, что в Украине уже ведется работа над пилотными проектами в этой области и буду рада посодействовать тому, чтобы какой-то из наших муниципальных музеев к ним присоединился.

KV: Вы говорили о том, что Киеву нужен музей современного искусства. Кто и как будет создавать его концепцию, формировать коллекцию?

Яна Баринова: Есть инициативные группы, например, общественная организация ОО “Музей современного искусства” (МСМ), которая, по сути, на общественных началах разрабатывают концептуальные документы, изучает мировой опыт и на его основе предлагает варианты ответов на множество вопросов, вроде: “Кто и как будет формировать коллекцию?”.

Киеву как европейской столице, такой музей очень нужен. И мы готовы взяться за проведение конкурса идей и всех последующих этапов реализации лучшей из них.

KV: Известно, что такой музей планируется все-таки сделать на базе Мистецького Арсенала. Насколько верны слухи, что уже есть рабочая группа по созданию там такого музея? И не слишком ли много для одного города будет два музея современного искусства?

Яна Баринова: Сейчас идет конкурс на должность директора Арсенала, от результатов которого и будет зависеть его будущее. Но независимо от общенациональной истории с МСМ, город должен идти своим путем – нарабатывать экспертизу, готовить команду, которая возьмется за создание городского музея современного искусства. Опасаться того, что таких музеев в Киеве вдруг станет слишком много, по-моему, пока несколько преждевременно. Нет ни одного, и даже дорожной карты его создания, которая бы получила безоговорочное одобрение экспертов, тоже нет. 

Для нас важны диалог и вовлеченность. Город должен быть участником во всех обсуждениях. 28 июля в зале КГГА пройдет хакатон с ОО “Музей современного искусства”, на который мы приглашаем архитекторов и урбанистов, чтобы обсудить идеальную локацию для такого музея, модель его управления и финансирования. Ведь сейчас все больше зациклены на подходе: вот заброшенное здание, что нам с ним делать? Мы же хотим в корне поменять подход.

KV: Какое будущее у муниципальных галерей?

Яна Баринова: Собственно, галерея в ведении ДепКульта только одна – “Лавра”. Точнее  было бы говорить о нашей музейной сети, насчитывающей 21 объект. Все они очень разные, подчиняются, в том числе, разным органам центральной исполнительной власти, но финансируются из бюджета Киева (государственный музей игрушки, государственный музей авиации им. Антонова, музей истории Десятинной церкви, государственный музей при КПИ, педагогический музей Украины, дирекция художественных выставок Украины, музей спортивной славы Украины, государственный академический оркестр”РадиоБэнд Александра Фокина, государственный академический эстрадно-симфонический оркестр Украины, государственная агенция промоции культуры Украины, – KV).

Общим в их будущем я вижу “уверенность в завтрашнем дне”, что по нынешним турбулентным временам уже очень немало. Индивидуальная эволюция каждого конкретного музея будет корректироваться с учетом новой программы “Столичная культура 2022-2024” и того целостного видения, носителем которого является ДепКульт.

KV: Вы объявили конкурс на создание под открытым небом креативного пространства, посвященного 30-летию независимости Украины. Но вы также делаете ставку на развитие креативной индустрии, в том числе, креативных пространств, как неотъемлемой части нашего города. Аналогами таких пространств уже являются коммерческие “Кураж Базар” и “Арт платформа”. Как вы видите системное участие Департамента культуры в работе создающихся и уже существующих креативных пространств?

Яна Баринова: Именно поэтому мы и называем во внутренней коммуникации Департамент “ДепКультом” – чтобы подчеркнуть его дружественность по отношению к креативным, содержательным инициативам. Для меня очень важно убедить творческое киевское сообщество, что мы по одну сторону баррикад.

Но наши возможности участия и поддержки тех или иных проектов определяются бюджетом и законодательством, потому “волшебной палочки” для моментальной реализации самых смелых фантазий у меня, к сожалению, нет. Но есть задумка серии эксплейнеров о том, как правильно и эффективно использовать возможности Общественного бюджета Киева для реализации культурных проектов.

В моем понимании, креативные индустрии хороши тем, что они как раз не нуждаются в излишней поддержке и стимулировании. Это чистая созидательная энергия, питающая эффективные бизнес-модели. Нам есть чему поучиться у частных инициатив, чтобы пропасть между “официальной” и “неофициальной” городскими культурами исчезла, как страшный сон тоталитарного прошлого.

KV: Общественный бюджет Киева в этом году едва работает. Да и Положение про Общественный бюджета столицы не позволяет вмешиваться в его работу чиновникам и депутатам.

Яна Баринова: Необходима популяризация Общественного бюджета, поскольку многие представители культурных сообществ ничего о нем не знают. Мы планируем подготовить сделать цикл объясняющих публикаций на Facebook-странице ДепКульта, чтобы заполнить этот информационный вакуум. А для коммунальных учреждений культуры мы уже объявили конкурс проектов, который заканчивается 12 июля – с общим бюджетом 3,5 млн гривен.

KV: В ведении Департамента культуры находятся семь парков, включая зоопарк. Недавно вы озвучили идею создать на базе Центрального парка, Зеленого театра и Труханового острова аналог манхэттенского Централ парка. Как на эту идею отреагировало ваше руководство?

Яна Баринова: Мы уже обсуждали эту идею с Виталием Кличко, ему понравилось. Теперь ДепКульт должен выступить с визией (широкой концепцией) этого проекта: как мы переосмысливаем это место, каким контентом его наполняем. В сотрудничестве с директором парка (Артем Сауляк, – КВ) подумаем над этой концепцией, чтобы с коллегами из других департаментов наполнить конкретными предложениями.

KV: Интересно, как “Киевзеленстрой” и “Киевблагоустройство” отреагируют на вашу инициативу.

Яна Баринова: Посмотрим. Мы хотим найти партнеров по Зеленому театру, чтобы привести его в порядок, наполнить новым смыслом и содержанием. Да и каждый парк требует осмысления.

KV: Еще 6,5 лет назад Кличко говорил, что хочет построить в Гидропарке аналог Диснейленда.

Яна Баринова: Я думаю над объединением шести из семи парков, подведомственных Депкульту, (кроме зоопарка) в единую дирекцию. Тогда мы сможем создать контентное направление (назначить программного директора) по каждому парку. В Голосеевском парке нужно одно, а в Центральном – другое. Пока не уверена, надо ли включать в этот конгломерат Гидропарк. Учитывая возможности Венецианского острова, у него может быть своя масштабная история.

Читайте: Директор Департамента культуры КГГА Яна Баринова объявила о начале конкурса на должность директора Гидропарка

Плюс сложности и с кадрами. Чтобы возглавить гипотетическое КП по паркам, нужен очень сильный и многогранный менеджер. Но концептуально идея объединить парки в единую дирекцию не вызывает антагонизма ни со стороны Кличко, ни со стороны Мондриевского.

KV: Департамент охраны культурного наследия, который когда-то входил как управление в состав Департамента культуры, жалуется на Минкульт, что оно не вносит памятники в Госреестр и это не позволяет эффективно защищать эти памятники. Как директор Департамента культуры и бывшая советница Александра Ткаченко, можете каким-либо образом посодействовать решению этой проблемы?

Яна Баринова: У ДепКульта достаточно и своих объектов, уже имеющих статус исторических памятников. Но и статус не всегда спасает от конфликтов вокруг таких памятников.

За полгода работы в Министерстве я успела понять, насколько это сложная и трудоемкая тема. Мое появление там и было вызвано, в частности, необходимостью реформирования Директората культурного наследия. Поэтому я готова подключиться к диалогу Департамента охраны культурного наследия и Минкульта, лоббируя – в хорошем смысле слова – интересы киевской культуры.

KV: 20 театров Киева – теперь тоже ваша забота. Какие проблемные вопросы вы уже выделили для себя и департамента как первоочередные, а какие – как стратегические?

Яна Баринова: Турист первым делом ищет в городе экскурсии по музеям, выставки, спектакли. Поэтому театры и музеи формируют культурный скелет города, на них во многом держится вся городская идентификация и поддержание работоспособности этих учреждений – безоговорочно важная задача, а в условиях ковидных ограничений – далеко не самая простая. Этой зимой Департаменту культуры удалось за счет перераспределения бюджетных средств полностью профинансировать все жизненно важные потребности наших объектов, в том числе, театров, чья деятельность была вынужденно приостановлена.

Стратегическим направлением я считаю развитие образования в театральной сфере, ведь у нас есть несколько уникальных в масштабах Европы профильных учебных заведений: Академия танца им. Сержа Лифаря, Академия эстрадного и циркового искусств.

KV: Ваша предшественница на этом посту Диана Попова уделяла большое внимание развитию библиотек. Будет ли продолжаться работа в этом направлении? Есть ли планы по созданию виртуальных библиотек и что для этого нужно?

Яна Баринова: Открытие террасы-читального зала на крыше библиотеки им. Шевченко стало одним из первых мероприятий, на котором я побывала в качестве директора Департамента. То, что я увидела там, меня очень вдохновило – у библиотек точно есть будущее в новой информационной реальности.

Но времена книжного дефицита прошли безвозвратно, за посетителя надо бороться, предлагать современные сервисы, заботиться о комфорте, становиться клиентоориентированными, как теперь принято говорить. Уверена, что профессионалам, возглавляющим муниципальные библиотеки, это вполне по силам – при методической и визийной помощи со стороны Департамента.

KV: Какие перспективы решения проблем с Почтовой площадью и Гостиным двором вы видите?

Яна Баринова: На мой взгляд, трудно найти в Киеве третий объект, который бы значил для города так же много, как Гостиный двор и Почтовая площадь – променад, средоточие расслабленного городского досуга и, в то же время, место максимальной концентрации самого разнообразного культурного продукта. Тем обиднее, что оба эти объекта пока выключены из жизни города. Причин для этого много – от археологических, как в случае Почтовой площади, до юридических и политических, если говорить о Гостинном дворе.

Читайте: Музей на Почтовой: что надо сделать, чтобы он появился (фото, документы)

Хочется как можно быстрее сдвинуть замершие процессы с мертвой точки, начать публичное обсуждение музея на Почтовой площади и функционального назначения Гостиного двора. Киевляне в этом заинтересованы как никто другой, поэтому Департамент готов взять на себя роль модератора переговорного процесса со всеми заинтересованными сторонами.

Читайте: На Гостиный двор в Киеве повесили плакат “Большого строительства”

KV: В структуре Департамента культуры есть управление по вопросам национальностей и религий. В связи с этим, что вы можете сказать об инициативе крымско-татарской общины построить за 5 млн долларов мечеть на 5 тыс. человек, которую анонсировал президент Владимир Зеленский, поддержало посольство Турции, а некий бизнесмен, вероятно Вагиф Алиев, пообещал выделить землю в районе ТРЦ Ocean plaza?

Яна Баринова: Про мечеть пока ничего сказать не могу. Но вы упомянули Ocean plaza, а я очень хочу, чтобы “Летающая тарелка” на Лыбидской стала новым концертным залом. Это требует многостороннего взаимодействия с депутатами Киевсовета, Минкультом и другими стейкхолдерами, но оно того стоит. Хотя бы ради тех  коллективов, у которых нет постоянной репетиционной базы (Киевская муниципальная академия академия музыки им. Глиэра, театр “Радуга” Культурного центра Украинского общества глухих, проекты Раду Поклитару и др.).

Читайте: Министр Ткаченко культурно подарит “Летающую тарелку” Вагифу Алиеву

Фото: предоставлено Яной Бариновой

КиевVласть

Беседовал Антон Подлуцкий

Теги: новости киева, виталий кличко, валентин мондриевский, труханов остров, почтовая площадь, гидропарк, виктория муха, парки, парки, александр ткаченко, диана попова, гостиный двор, министерство культуры, арсенал, яна баринова, театры, департамент культуры кгга, кинотеатры, Зеленый театр, музей современного искусства, библиотеки, летающая тарелка, центральный парк, галерея лавра, креативные пространства

понедельник, 25 октября 2021 г.
16:44
В столичном роддоме №3 за 69 млн гривен должны отремонтировать отделение физиологии
16:21
Предприятия теплоэнергетики должны в кратчайший срок оплатить задолженность, - Киевоблгаз
16:10
Детские дома Киевщины смогут получить авто по программе “Счастливая семья - успешная страна”
16:01
Вице-премьер Резников может стать новым министром обороны, а Минреинтеграции возглавить Рябикин - СМИ
15:43
Соломенский районный суд Киева приговорил насильника к 7,5 годам лишения свободы
15:25
Залишилось 7 кілометрів: на Київщині проклали понад 90% асфальту запланованого на цей рік
15:08
Унікальному сільському стадіону на Київщині – рік
15:01
За выходные на Киевщины спасатели обнаружили и ликвидировали 7 случаев возгорания торфа
14:45
Артур Палатный рассказал, что политсила Виталия Кличко основала новую платформу для коммуникации с украинцами “Украинская команда УДАР”
14:40
Столичные власти утвердили тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения
14:27
В Белой Церкви пройдут учения местной ячейки системы гражданской обороны
14:05
“Нас заводили в какой-то непонятный блуд по этой децентрализации, семь лет топтались” - секретарь СНБО Данилов
14:04
На Редутной перекрыли движение на три недели (схема)
13:44
Депутат Киевсовета хочет запретить катать детей на лошадях и пони в Парке Партизанской славы
13:25
За 9 месяцев пограничники Отдельного контрольно-пропускного пункта “Киев” не допустили ввоз в Украину нескольких килограммов наркотиков
13:11
Законопроект о местном референдуме направлен на европейскую экспертизу
Календарь событий