п'ятниця, 19 квітня 2024 г.

Конституция от Зеленского: 300 нардепов и народ, как субъект законодательной инициативы

Конституция от Зеленского: 300 нардепов и народ, как субъект законодательной инициативы

Шестой президент Украины Владимир Зеленский подал в Верховную Раду (ВР) IX созыва несколько законопроектов относительно внесения изменений в Конституцию. Среди них: сокращение количества парламентариев с 450 до 300, право народа на законодательную инициативу, пропорциональная система выборов парламента и расширение причин для лишения нардепа мандата. Вероятно, все законопроекты президента, как неотложные, будут проголосованы ВР уже на этой неделе.

Об инициативах президента Владимира Зеленского KV стало известно из соответствующих законопроектов, опубликованных на официальном сайте ВР.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Всего Зеленский внес в Раду семь законопроектов по внесению изменений в Конституцию. Восьмой (о снятии иммунитета с народных депутатов) – авторства пятого президента Петра Порошенко, который на внеочередных выборах ВР был избран нардепом по списку “Европейской солидарности”.

Законопроект уже экс-президента Петра Порошенко №7203 “О внесении изменений в ст. 80 Конституции Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов)” был заново зарегистрирован 30 августа 2019 года. Данным законопроектом предлагается из ст. 80 Конституции убрать абзац “народные депутаты Украины не могут быть без согласия ВР привлечены к уголовной ответственности, задержаны и арестованы”. Эту статью предлагается принять в следующей редакции: “Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету".

В случае принятия, закон вступит в силу с 1 января 2020 года. 

Отметим, 29 августа новоизбранные нардепы во время первого заседания ВР IX созыва проголосовали за постановление №1095 от 29 августа 2019 года о предварительном одобрении законопроекта о снятии депутатской неприкосновенности. 

Читайте: Рада почти отменила депутатскую неприкосновенность

Законопроект президента Владимира Зеленского №1028 “О внесении изменений в ст. 85 Конституции (относительно консультативных, совещательных и других вспомогательных органов ВР)” от 29 августа 2019 года.предлагает дать ВР право создавать консультационные, совещательные и другие вспомогательные органы – в пределах средств, предусмотренных в госбюджете Украины.

“Предлагаемая законодательная инициатива имеет целью внесения необходимого изменения в Конституцию Украины для реформирования системы органов, обеспечивающих функционирование парламента как единственного органа законодательной власти в Украине. Принятие закона будет способствовать оптимизации работы парламента и эффективному выполнению им своих функций”, – говорится в пояснительной записке. 

В случае принятия, закон вступит в силу со дня его опубликования.

Законопроект президента Владимира Зеленского №1027 “О внесении изменений в статью 81 Конституции (относительно дополнительных оснований досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины)” от 29 августа 2019 года. В частности, предлагается лишать нардепа полномочий в случае сложения им полномочий по личному заявлению с момента объявления такого заявления на пленарном заседании ВР.

Предлагается также добавить следующие причины:

  • объявления народного депутата умершим (хотя смерть и сейчас указана в Конституции как причина для досрочного прекращения депутатских полномочий);

  • установление судом факта не личного голосования нардепа – с момента вступления в законную силу решения суда об установлении такого факта;

  • отсутствие нардепа без уважительных причин на трети пленарных заседаний  ВР или заседаний комитета ВР, членом которого он является, в течение одной очередной сессии.

В законопроекте определен механизм досрочного прекращения полномочий нардепа по указанным причинам:

  • в случае невыполнения требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, отсутствия нардепа без уважительных причин на трети пленарных заседаний ВР или заседаний комитета ВР, членом которого он является, в течение одной очередной сессии, полномочия народного депутата прекращаются по решению Верховного суда;

  • в случае смерти нардепа его полномочия прекращаются со дня смерти, заверенной свидетельством о смерти, без принятия решения ВР;

  • в случае объявления нардепа умершим его полномочия прекращаются со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В случае принятия, закон вступит в силу со дня его опубликования.

Сейчас ст. 81 Конституции предусматривает следующие основания прекращения полномочий нардепов: 

1) сложения полномочий по его личному заявлению;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора относительно него;

3) признания его судом недееспособным или безвестно отсутствующим;

4) прекращения его гражданства или его выезда на постоянное проживание за пределы Украины;

5) если в течение двадцати дней со дня возникновения обстоятельств, которые приводят к нарушению требований относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, эти обстоятельства им не устранены;

6) не вхождения нардепа, избранного от политической партии (избирательного блока политических партий), в состав депутатской фракции этой политической партии (избирательного блока политических партий) или выхода нардепа из состава такой фракции;

7) его смерти. 

Также полномочия нардепов прекращаются досрочно в случае досрочного прекращения полномочий ВР (в случае внеочередных парламентских выборов).

Законопроект президента Владимира Зеленского №1017 “О внесении изменений в статьи 76 и 77 Конституции (относительно уменьшения конституционного состава ВР и закрепление пропорциональной избирательной системы)” от 29 августа 2019 года.

После отмены депутатской неприкосновенности, этот законопроект, пожалуй, самый революционный – он предлагает сократить численность ВР с 450 до 300 народных депутатов. Также предлагается ввести языковой ценз: гражданин Украины, не владеющий государственным (украинским) языком не может быть избран в ВР.

В ст. 77 Конституции предлагается закрепить пропорциональную модель выборов ВР (на основе партийных списков), дополнив ее следующим абзацем: “Верховная Рада Украины избирается по пропорциональной избирательной системе”. Согласно действующей конституционной норме, порядок проведения выборов нардепов устанавливается законом.

В пояснительной записке указано, что законопроектом предлагается исключить из текста ст. 76 Конституции принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права, осуществляется путем тайного голосования, поскольку эта норма уже озвучена в ст. 71 Конституции.

Раздел  XV Конституции "Переходные положения" дополнен п. 17,  в котором указано, что после вступления в силу указанного закона ВР, избранная до вступления его в силу, продолжает исполнять свои полномочия до следующих выборов народных депутатов Украины.

В случае принятия, закон вступит в силу со дня его опубликования. 

Напомним, 11 июля, в последний пленарный день прошлого созыва, после многократных попыток ВР проголосовала во втором чтении и в целом проект Избирательного кодекса, который вводит пропорциональную систему парламентских выборов по открытым спискам.

Читайте: Следующие парламентские выборы состоятся по открытым спискам – Рада приняла Избирательный кодекс

Законопроект президента Владимира Зеленского №1016 “О внесении изменений в статьи 85 и 101 Конституции (относительно уполномоченных ВР)” от 29 августа 2019 года предусматривает:

  • ч. 1 ст. 85 Конституции дополнить пунктом 17-1: назначение на должности и освобождение от должностей уполномоченных ВР (омбудсменов), заслушивания их ежегодных докладов о состоянии соблюдения Конституции и законов в соответствующих сферах; 

  • в ст. 101 Конституции зафиксировать, что для осуществления парламентского контроля за соблюдением Конституции и законов в отдельных сферах ВР может назначать уполномоченных ВР, правовой статус которых определяется отдельными законами.

“Проблема реализации прав и свобод человека и гражданина является без преувеличения самой актуальной из социальных проблем в Украине. Именно поэтому важным является создание действенного и эффективного механизма парламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Украине. Очевидно, что одно должностное лицо – Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, на которого сегодня возложена эта функция, не может эффективно выполнять принадлежащие ей полномочия”, – сказано в пояснительной записке к законопроекту.

В случае принятия, закон вступит в силу со дня его опубликования.

Законопроект президента Владимира Зеленского №1015 “О внесении изменений в ст. 93 Конституции (относительно законодательной инициативы народа)” от 29 августа 2019 года предлагает дать народу право законодательной инициативы.

Предлагается изложить ст. 93 в следующей редакции: "Право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины принадлежит народу, Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, народным депутатам Украины и реализуется ими в случаях и порядке, определенных Конституцией Украины и законами Украины. Законопроекты, определенные Президентом Украины как неотложные, рассматриваются Верховной Радой Украины вне очереди. Закон принимается в соответствии с требованиями законодательной процедуры, определенной Конституцией Украины и законами Украины".

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что перечень субъектов права законодательной инициативы сегодня является суженным и лишает возможности выступать таким субъектом непосредственно народ Украины, как единственный источник власти. Также определяется, что все субъекты законодательной инициативы, которые предлагается закрепить в Конституции, реализуют ее в случаях и порядке, определенных Конституцией и законами.

В случае принятия, закон вступит в силу со дня его опубликования.

Читайте: 100 дней Зеленского: первое итоговое интервью президент даст коллеге по сериалу “Слуга народа” (видео)

Законопроект президента Владимира Зеленского №1014 “О внесении изменений в ст. 106 Конституции (относительно закрепления полномочий Президента Украины образовывать независимые регуляторные органы, Национальное антикоррупционное бюро Украины, назначать на должности и освобождать от должностей директора Национального антикоррупционного бюро Украины и директора Государственного бюро расследований)” от 29 августа 2019 года предлагает дополнить указанную статью Основного закона следующими полномочиями президента (пп 11-1 и 11-2):

  • образовывать в соответствии с законом Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), 

  • назначать на должности и освобождать от должностей в порядке, определенном законами, директора НАБУ и директора Государственного бюро расследований (ГБР), 

  • образовывать независимые регуляторные органы, осуществляющие госрегулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в отдельных сферах, 

  • назначать на должности и освобождать от должностей их членов в порядке, определенном законами Украины.

На данный момент ст. 106 Конституции предусматривает право президента назначать на должность и освобождать от должности с согласия ВР генерального прокурора (п. 11) и назначать на должности и освобождать от должностей половину состава Совета Национального банка Украины (п. 12). 

“Данное положение является принципом конституционно-правового статуса главы государства и требует закрепления в Конституции реальных полномочий, которыми будет наделяться глава государства для реализации этого принципа”, – отмечается в пояснительной записке. 

В случае принятия, закон вступит в силу со дня его опубликования.

Законопроект президента Владимира Зеленского №1013 “О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно отмены адвокатской монополии)” от 29 августа 2019 года предлагает исключить положения ч. 4 ст. 131-2 Конституции, согласно которой исключительно адвокат осуществляет представительство другого лица в суде.

Также законопроектом предлагается исключить:

  • ч. 5 ст. 131-2 Конституции, согласно которой законом могут быть определены исключения относительно представительства в суде по трудовым спорам, спорам о защите социальных прав, в отношении выборов и референдумов, в малозначительных спорах, а также относительно представительства малолетних или несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом недееспособными или дееспособность которых ограничена;

  • пп 11 п. 16-1 раздела ХV "Переходные положения" Конституции, согласно которому со дня вступления в силу закона "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)", представительство в Верховном суде и судах кассационной инстанции, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 131-1 и ст. 131 -2 Конституции, осуществляется исключительно прокурорами или адвокатами с 1 января 2017; в судах апелляционной инстанции – с 1 января 2018 года; в судах первой инстанции – с 1 января 2019 года. 

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что целью предложенных изменений является обеспечение права каждого на получение профессиональной юридической помощи – из-за отмены адвокатской монополии на предоставление такой помощи.

В случае принятия, закон вступит в силу со дня его опубликования.

Читайте: Президент Зеленский – парламенту: “Я уже знаю, что распускать Раду не так страшно” (видео)

Также есть еще два депутатских законопроекта, касающиеся изменений в Конституцию:

  • №0968 “О внесении изменений в ст. 133 Конституции (относительно переименования Днепропетровской области)” от 29 августа 2019 года;

  • №0967 “О внесении изменений в ст. 133 Конституции (относительно переименования Кировоградской области)” от 29 августа 2019 года.

В пояснительных записках указано, что целью законопроектов является логическое завершение процесса декоммунизации топонимов и названий административно-территориальных единиц Украины. 

В случае принятия, законы вступят в силу со дня, следующего за днем их опубликования.

Читайте: Верховная Рада избрала новое правительство Украины

Фото: официальный сайт президента Украины

КиевVласть

Анжела Заика

Теги: новости киева, новости украины, владимир зеленский, конституция, изменения в конституцию, инициативы президента

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій