“Киевский метрополитен” в 2021 году станет в три раза убыточнее
По итогам 2021 года КП “Киевский метрополитен” собирается “наработать” убыток в размере 3,42 млрд гривен. Это в 2,9 раз больше, чем в 2020 году. Предприятие рассчитывает заработать на перевозке 238,5 миллионов платных пассажиров 1,6 млрд гривен, а также получить из столичного бюджета 591,76 млн гривен (на 62% больше, чем в 2020 году) как компенсацию за проезд льготников и 723,05 млн гривен дотаций на выплату зарплат сотрудникам и процентов по кредиту Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Кроме этого, еще 2,75 млрд бюджетных гривен “Киевскому метрополитену” собрались в текущем году подкинуть на строительство метро на Виноградарь и Троещину, выплату тела кредита ЕБРР, реконструкцию системы автоматической сигнализации и выхода со станции “Выставочный центр”.
Как стало известно KV, Департамент коммунальной собственности Киевской горгосадминистрации (КГГА) своим приказом от 14.04.2021 года №255 утвердил для КП “Киевский метрополитен” (*) финансовый план на 2021 год.
По итогам текущего года КП планирует получить доход от основной деятельности в сумме 2,19 млрд гривен, в том числе:
-
1,6 млрд гривен – за перевозку 238,5 миллионов платных пассажиров (на 120 млн гривен или на 8% больше фактических показателей 2020 года),
-
591,76 млн гривен – компенсация из бюджета Киева за проезд 73,7 миллионов льготников (на 227,15 млн гривен или на 62% больше фактических показателей 2020 года).
Также КП “Киевский метрополитен” ожидает в 2021 году получить 196,19 млн гривен других операционных доходов, в том числе: 138,1 млн гривен – от безоплатно полученных активов, 24 млн гривен – от предоставления площадей в аренду, 12,3 млн гривен – от реализации электроэнергии для урегулирования небалансов, 7,32 млн гривен – от реализации вторресурсов, 6,89 млн гривен процентов банка на остаток средств.
Таким образом, все доходы КП за 2021 год прогнозируются в сумме 2,39 млрд гривен.
Отметим, в 2021 году КП “Киевский метрополитен” собираются выдать 3,48 млрд гривен дополнительного бюджетного финансирования (практически вдвое больше, чем в 2020 году). Из них 723,05 млн гривен записали в доходы КП и собираются направить на выплату заработной платы (682,09 млн гривен) и погашение процентов и комиссии по кредитам ЕБРР (40,96 млн гривен).
Читайте: Киевсовет гарантировал ЕБРР выплату кредита на сумму 50 млн евро для метрополитена
Еще 2,75 млрд бюджетных гривен направят на капитальные инвестиции столичного метро, а именно:
-
2,52 млрд гривен – на строительство участка Сырецко-Печерской линии метрополитена от станции “Сырец” на жилмассив Виноградарь с электродепо в Подольском районе;
-
187,05 млн гривен – на погашение тела кредита по договору с ЕБРР;
-
30 млн гривен – на строительство Подольско-Выгуровской линии метро от Кольцевой дороги на жилмассив Выгоровщина-Троещина с двумя электродепо;
-
15,81 млн гривен – на реконструкцию системы автоматической сигнализации на объектах метрополитена с оснащением системами противопожарной защиты эскалаторных комплексов станций;
-
2 млн гривен – на реконструкцию входа № 1 станции “Выставочный центр”.
Кроме бюджетных средств, на капитальные инвестиции запланировано направить 2,18 млрд гривен собственных средств КП, из которых 2,17 млрд гривен планируется потратить на некие “мероприятия технического развития” и 6,76 млн гривен – на поддержку объектов социальной инфраструктуры.
Таким образом, капитальные инвестиции “Киевского метрополитена” в 2021 году суммарно должны составить 4,94 млрд гривен (в 11 раз больше фактических показателей 2020 года).
Плановые расходы КП “Киевский метрополитен” на 2021 год запланированы в размере 6,53 млрд гривен (на 1,66 млрд гривен или на 34% больше фактических показателей 2020 года). Наибольшие их статьи: расходы на зарплату и соцотчисления (2,54 млрд гривен), амортизация (1,92 млрд гривен), расходы на материалы, запасные части и комплектующие (853,82 млн гривен), на оплату электроэнергии (572,40 млн гривен), другие операционные (483,05 млн гривен) и финансовые расходы (101,91 млн гривен, в том числе 22,82 млн гривен на погашение процентов по кредиту от ЕБРР).
Закончить текущий год КП “Киевский метрополитен” собирается с убытком в 3,42 млрд гривен. Это в 2,9 раз больше, чем убыток КП по результатам работы в 2020 году. Несложно подсчитать: чтобы предприятие “работало в ноль” без дотаций из горбюджета, одна поездка в столичной подземке в 2021 году должна стоить 22,3 грн.
Отметим, что 12 апреля 2021 года Департамент финансов КГГА подал предостережение к проекту финплана КП “Киевского метрополитена” на текущий год. В документе отметили, что департаментом не проводилась проверка достоверности и обоснованности расходов КП, включенных в плановую себестоимость услуг по перевозке пассажиров метрополитена. При этом подчеркнули, что учитывая заключение Департамента экономики и инвестиций КГГА о достаточном количестве бюджетных средств на регулирование цен для транспортных коммунальных предприятий на 2021 год, наличие убытка в финплане КП “Киевский метрополитен” на 2021 год требует применения к предприятию тарифного регулирования, иными словами увеличения бюджетных дотаций.
Согласно отчету о выполнении финплана за 2020 год, КП “Киевский метрополитен” получило из бюджета Киева 2,08 млрд гривен: 364,6 млн гривен – компенсации за проезд 67,91 миллионов льготников, 247,16 млн гривен – на капитальные инвестиции и 1,47 млрд гривен дополнительных дотаций. Доходы КП от перевозки 211,52 миллионов платных пассажиров составили 1,84 млн гривен, общие расходы – 4,87 млрд гривен, убыток по итогам 2020 года – 1,17 млрд гривен. По результатам деятельности в 2019 году убыток КП составлял 635,52 млн гривен.
Читайте: Киевский метрополитен в “коронавирусном” 2020 году перевез почти 280 млн пассажиров
Ухудшение финансовых показателей в 2020 году КП “Киевский метрополитен” обосновывал действием противоэпидемиологических мероприятий из-за COVID-19, в результате которых столичное метро полностью прекращало свою работу с 17 марта по 25 мая 2020 года.
В сентябре 2020 года руководству КГГА удалось с помощью городских депутатов зафиксировать, что за время “карантинных ограничений” убытки КП “Киевский метрополитен” составили 621,2 млн гривен. Вопрос компенсации этих “карантинных потерь” за счет налогоплательщиков в столичном горсовете вызвал скандал. Хотя в итоге депутаты согласились выделить допфинансирование.
Читайте: Депутаты согласились, что подземка и “Киевпастранс” потеряли на карантине почти 1 млрд гривен
Камнем преткновения при утверждении “карантинных потерь” столичного метро стало то, что удостовериться в правильности расчетов невозможно. Ведь, как известно, в Киеве, несмотря на многолетние обещания и колоссальные бюджетные вливания, до сих пор не налажен четкий учет пассажиропотока и оплаты проезда в общественном транспорте. Следовательно – точность заявленного количества перевезенных льготников проверить практически невозможно, а значит и проверить заявленную сумму компенсаций.
Читайте: В Киеве продолжают списывать бюджетные средства на толком не работающую АСОП
Велика вероятность, что в нынешнем году ситуация может повториться и будет заявлено о дополнительных финансовых потерях столичной подземки в связи с карантинными ограничениями: с 5 апреля до 1 мая 2021 года в столице действовали усиленные противоэпидемиологические мероприятия, на время которых воспользоваться услугами метро можно было только при наличии спецпропуска.
КП “Киевский метрополитен” основано Киевсоветом в 1999 году. С 17 июля 2014 года предприятие возглавляет Виктор Брагинский (на коллаже).
22 апреля 2021 года Киевсовет увеличил уставный капитал КП “Киевский метрополитен” на 17,3 млрд гривен – с 3 млрд до 20,3 млрд гривен. Предприятию разрешили внести в свой уставный капитал основные средства – оборудование, помещения и т.д. Ранее руководство столичной “подземки” заявляло, что это нужно для улучшения финансовых показателей, на которые обращают внимание в международных финансовых организациях, с которыми сотрудничает столичная подземка.
Читайте: КП “Киевский метрополитен” увеличили уставной капитал на 17,3 млрд гривен
Также отметим, в феврале 2021 года КГГА утвердила Программу технического развития КП “Киевский метрополитен” на текущий год. Согласно документу, в 2021 году КП должно потратить 2,17 млрд гривен на свое техническое развитие. Эта сумма составляет всего 44% от запланированных в финплане на 2021 год капитальных инвестиций “Киевского метрополитена”.
Читайте: Кличко утвердил программу развития метро на 2021 год
КП “Киевский метрополитен” подчинено Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, обязанности директора которого с 6 апреля 2021 года исполняет первый заместитель директора этого департамента Иван Шпилевой. До этого, с 6 февраля 2020 года, эту должность занимал Валентин Осипов. Вопросы транспортной инфраструктуры в столице курирует зампредседателя КГГА Александр Густелев.
* КП “Київський метрополітен” (Код ЄДРПОУ: 03328913)
Фото: коллаж KV