вівторок, 28 червня 2022 г.

Слуги народа презентовали зарубежным дипломатам концепцию будущего закона “Слуги народа” о СМИ

Слуги народа презентовали зарубежным дипломатам концепцию будущего закона “Слуги народа” о СМИ

В Комитете по вопросам гуманитарной и информационной политики Верховной Рады (ВР) состоялась встреча с зарубежными дипломатами, в ходе которой председатель комитета Александр Ткаченко (“Слуга народа”) и его заместители Никита Потураев и Евгения Кравчук презентовали концепцию закона о средствах массовой информации (СМИ). Его действие затронет всех субъектов медиапространства страны, включая онлайн-ресурсы и блогеров.

Об этом KV стало известно из сообщения ВР.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

“Презентовали концепцию в соответствии с уже наработанной базой – относительно регистрации и налогообложения СМИ, обеспечения независимости редакций от владельцев ресурса, урегулирования деятельности блогеров и др.”, – говорится в сообщении ВР.

В частности, законопроект определяет:

  • субъекты, виды, требования к каждому виду субъектов в сфере медиа;

  • критерии принадлежности субъектов к юрисдикции Украины;

  • прозрачность структуры собственности и контроля, порядок отчетности о структуре собственности;

  • лицензирование и регистрация;

  • контент (квоты европейского и национального продукта, язык, защита несовершеннолетних и т.п.);

  • Национальный совет (статус, задачи, состав, организация деятельности, финансирование, полномочия, порядок проведения проверок);

  • члены Национального совета (порядок отбора и назначения, досрочное прекращение полномочий);

  • механизмы регулирования сфере медиа;

  • порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства в сфере медиа;

  • санкции за нарушение законодательства в сфере медиа (штрафы, аннулирование лицензии, отмена регистрации, запрет распространения);

  • ограничения, связанные с вооруженной агрессией, военным и чрезвычайным положением;

  • правовой статус журналистов, их права и обязанности.

К субъектам медиа законопроект относит:

1. Аудиовизуальные медиа:

  • линейные (телевидение и радиовещание);

  • нелинейные (сервисы по заказу);

  • особые виды (общественные, аудиовизуальные медиа, вещание общин, иновещание).

2. Печатные СМИ.

3. Онлайн медиа.

Не будут считаться медиа:

  • провайдеры сервисов доступа к пакетам теле- и радиоканалов;

  • провайдеры платформ общего доступа к информации (Facebook, Youtube, Instagram);

  • поставщики электронных коммуникационных услуг для нужд телевидения и радиовещания с использованием радиочастотного ресурса.

Законопроект устанавливает основные критерии к юрисдикции медиа:

  • местонахождение и/или редакционный контроль;

  • сервис доступен на территории и/или направлен на аудиторию;

  • сервис может оплачиваться резидентами;

  • радиочастотный ресурс;

  • Uplink;

  • спутниковые мощности;

  • для онлайн медиа – домен .UA и домены второго уровня в .UA.

К дополнительным критериям законопроект относит:

  • 30% работников в Украине + главный офис в стране ЕС или стране Европейской конвенции о трансграничном телевидении (данный вопрос еще будет обсуждаться авторами законопроекта);

  • были зарегистрированы на территории Украины и поддерживают стабильные и тесные экономические связи в Украине + главный офис в стране ЕС или стороне Конвенции, но на территории одной страны не более 30% работников;

  • местонахождение в Украине, но управление из третьей страны, или наоборот + 30% работников в Украине.

Кроме этого, на обсуждение вынесен вопрос о норме закона, согласно которой физическое или юридическое лицо единолично и/или совместно с группой связанных лиц не имеет права контролировать большинство медиа-рынка любым способом, в том числе через влияние на формирование управленческих и/или надзорных органов:

  • для аудиовизуальных – более 35% общего объема соответствующего территориального аудиовизуального медиа-рынка – общенационального, межрегионального, регионального или местного – более 35% по совокупности контроля в рамках различных рынков;

  • для печатных: – более 5% общего количества печатных медиа.

(примечание “?” означает, что вопрос еще на обсуждении)

Законопроект также предлагает ограничения структуры собственности медиа-ресурса и определение ее прозрачности.

Субъектом в сфере медиа не может быть:

  • физическое лицо – гражданин государства-агрессора;

  • юридическое лицо, в котором владельцем существенного участия, контроллером или бенефициаром (на любом уровне) является гражданин государства-агрессора или юридическое лицо государства-агрессора;

  • юрлицо, структура собственности которого является непрозрачной;

  • юрлицо, в структуру собственности которого входят органы государственной власти или юридические лица, которые ими основаны (кроме Национальной общественной телерадиокомпании Украины (НОТУ), иновещания и телеканала “Рада”);

  • в структуру собственности субъекта, который использует радиочастотный ресурс (РЧР), не могут входить политическая партия или религиозная организация, или основанное ими прямо или косвенно юридическое лицо.

Под прозрачностью структуры собственности закон будет подразумевать наличие информации о:

  • всех собственниках, участниках, акционерах, в т.ч. бенефициарных владельцев (контроллеров) на всех уровнях;

  • всех лиц, имеющих прямое или косвенное существенное участие;

  • отношение контроля между всеми вышеупомянутыми лицами.

В структуре собственности не может быть:

  • трастовых конструкций, кроме случая, когда установщик траста заявляет себя в качестве владельца существенного участия или бенефициарного собственника (контроллера);

  • юридических и/или физических лиц, зарегистрированных в странах, законодательство которых не позволяет раскрывать информацию о структуре собственности.

Отчет о структуре собственности будет подаваться раз в году.

Лицензированию будут подлежать:

  • линейные аудио-визуальные медиа-сервисы (АВМС) с использованием РЧР;

  • поставщики электронных коммуникационных услуг с использованием РЧР.

Регистрации будут подлежать (с акцептом со стороны Национального совета):

  • линейные АВМС без использования РЧР;

  • нелинейные АВМС;

  • печатные;

  • провайдеры сервисов доступа к пакетам теле- и радиоканалов;

  • онлайн (без акцепта, но вопрос еще окончательно не решен);

  • провайдеры платформ общего доступа (без акцепта, но вопрос еще будет дополнительно обсуждаться).

Квоты европейского и национального продукта среди телеканалов распределяются следующим образом:

  • европейские программы плюс США и Канада – 70% общего недельного объема вещания в промежутках времени между 07.00 и 23.00, в том числе не менее 50% национального продукта;

  • 10% европейского продукта независимого производства в промежутках времени между 07.00 и 23.00, не менее половины таких произведений должны быть созданы в течение предыдущих 5 лет.

Среди нелинейных АВМС установлена квота не менее 30% европейского продукта от общего объема программ и фильмов в каталоге.

Что касается языка вещания, то в соответствии с Законом Украины “Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного”:

  • для линейных АВМС с 2024 года – 90% для общенационального вещания, 80% для местного вещания;

  • для печатных с 2022 года – на украинском языке, на других языках только в таком же тираже, как украиноязычный;

  • для онлайн с 2022 года – украиноязычный интерфейс должен загружаться по умолчанию.

В законопроекте хотят закрепить норму по ограничению содержания информации. К запрещенной отнесены: 

  • призывы к насильственному изменению, свержению конституционного строя, решение или ведение агрессивной войны или военного конфликта, нарушение территориальной целостности, в том числе признание правомерным оккупации территории Украины, отрицание территориальной целостности Украины; 

  • язык вражды;

  • пропаганда или распространение призывов к терроризму и совершению террористических актов;

  • распространение, предоставление доступа к фильмам, распространение которых запрещено в соответствии с Законом Украины "О кинематографии";

  • демонстрация порнографических материалов и предметов, распространение материалов, которые поощряют сексуальную эксплуатацию и насилие над детьми, половые отношения детей;

  • распространение программ, телеканалов или радиоканалов, в которых пользователям предоставляются услуги по гаданию, а также платные услуги в сфере народной или нетрадиционной медицины;

  • распространения программ, в которых отрицается или оправдывается преступный характер коммунистического тоталитарного и национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима;

  • пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и др.

Законопроект также предложит урегулировать размеры заработной платы членов Нацсовета и работников аппарата Нацсовета. По мнению авторов законопроекта, она должна определяется в зависимости от размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц и составлять от 75 таких минимумов (напомним, что с 1 декабря 2019 прожиточный минимум составляет 2027 гривен). Размер должностных окладов работников аппарата Нацсовета должен равняться трем размерам должностного оклада, установленного Кабмином для работников, занимающих соответствующие должности в Секретариате правительства.

Относительно санкций к медиа-ресурсам отметим, что вводится такое понятие как “предписание”, которое является обязательным для выполнения субъектами, у которых обнаружены нарушения. 

Авторы законопроекта также дают определение “дезинформации”:

  • наличие недостоверных или искаженных фактов;

  • недостоверная или искаженная информация направлена ​​на широкую (массовую) аудиторию и является общедоступной;

  • недостоверная или искаженная информация общественно важная и является предметом общественного интереса;

  • недостоверная или искаженная информация распространена умышленно.

Уголовная ответственность наступает:

  • за умышленное распространение дезинформации, когда нанесен ущерб от распространения такой информации;

  • за умышленное распространение дезинформации на заказ, в том числе, при отсутствии реального ущерба;

  • за систематическое умышленное распространение дезинформации;

  • за пропаганду и оправдание терроризма и ненависти.

Отдельно в законе будет раздел об ограничениях, связанных с вооруженной агрессией, в частности;

  • временные разрешения на вещание в приграничных зонах и на оккупированных территориях;

  • ограничения ретрансляции медиа под юрисдикцией государства-агрессора;

  • ограничения относительно доли национального продукта и европейского продукта;

  • приостановление деятельности СМИ, финансируемых лицами государства-агрессора, и медиа, в которых существенную роль имеют лица государства-агрессора.

Предлагается установить запрет на такие категории контента: 

  • аудиовизуальные произведения, одним из участников которых является лицо, внесенное в перечень лиц, которые создают угрозу национальной безопасности; 

  • материалы, содержащие популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора, его должностных лиц и их отдельных действий, которые оправдывают и признают правомерной вооруженную агрессию, аннексию территории Украины, нарушение территориальной целостности, суверенитета Украины; 

  • недостоверные материалы о вооруженной агрессии и действиях государства-агрессора, его должностных лиц в случае, если следствием этого является разжигание вражды и ненависти или призывы к насильственному изменению территориальной целостности или конституционного строя.

Законодатель также определяет гарантии и защищаемые права журналистов:

  1. Особый статус – укрепление защиты прав журналиста путем введения дополнительных гарантий для лиц, деятельность которых соответствует журналистским стандартам.

  2. Защита от преследования – государственная физическая охрана и охрана жилья при наличии угроз, связанных с профессиональной деятельностью, бесплатная правовая помощь во время судебного разбирательства и досудебного следствия дел, связанных с деятельностью журналиста, введение особого порядка проведения следственных действий.

  3. Социальная защита – страхование жизни и здоровья журналиста от рисков, связанных с деятельностью журналиста за счет медиа, а в случае увольнения вследствие давления или вмешательства в журналистскую деятельность, журналист имеет право на выплату пособия по безработице или трудоустройства в общественные медиа.

  4. Ответственность – введение уголовной ответственности за вмешательство в деятельность журналиста или подкуп журналиста или работника медиа, с целью распространения дезинформации.

Как сообщала KV, в ходе парламентских слушаний на тему: “Безопасность деятельности журналистов в Украине: состояние, проблемы и пути их решения”, состоявшихся 6 ноября с.г., министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский заявил о необходимости введения как административной, так и уголовной ответственности за манипуляционные действия журналистов. 

А глава гуманитарно-информационного комитета Рады, экс-гендиректор принадлежащего олигарху Игорю Коломойскому телеканала “1+1” Александр Ткаченко анонсировал появление в законопроекта о медиа, который позволит применять санкции к убыточным СМИ.

Читайте: “Слуги народа” планируют наказывать журналистов за манипуляции, а СМИ штрафовать за убыточность (видео)

Позднее в Офисе президента (ОП) Владимира Зеленского было сообщено о создании Совета по вопросам свободы слова и защиты журналистов. Новосозданный орган, как и его “двойник”-предшественник “имени Порошенко”, призван обеспечить соблюдение конституционного права на свободу слова и помочь сотрудничеству СМИ с государственными органами. Была озвучена и еще одна миссия Совета – не допускать препятствования законной профессиональной деятельности журналистов. 

Читайте: Зеленский создал президентский Совет по вопросам свободы слова и защиты журналистов

Фото: сайт ВР

КиевVласть

Олег Розуменко

Теги: новости киева, новости украины, александр ткаченко, евгения кравчук, никита потураев, законопроект о сми

вівторок, 28 червня 2022 г.
15:14
На Обухівщині з липня запрацюють два дитячі табори, які відповідають нормам безпеки
14:55
Резніков анонсував придбання десятків “байрактарів” для ЗСУ
14:47
У столиці зафіксували новий температурний рекорд
14:35
Нардепи пропонують запровадити пільгове розмитнення автівок для УБД
14:23
У Києві працівнику оборонного підприємства повідомлено про підозру у підтримці агресії рф
14:04
На Київщині за добу знешкоджено 290 вибухонебезпечних предметів
13:46
На Лівобережній у Києві розквітла рожева панама соліста Kalush Orchestra
13:30
До складу майбутнього парку-пам'ятки “Межигір'я” включено 6 земельних ділянок у Вишгородському районі
13:05
У Києві через спеку почали поливати вулиці водою
12:25
Під час війни зведення індивідуального житла не потребуватиме будівельного паспорту - постанова КМ
12:03
У Києві затримали агента спецслужби Росії, що коригував удари по столиці, - СБУ
11:46
За тиждень київським метро скористалося 3,2 мільйона пасажирів, - КМДА
11:26
Рашисти випустили 11 ракет по Миколаєву та обстріляли Очаків, постраждали та загинули діти, - Кім
11:00
Понад 90 дитячих садочків працюють в очному форматі на Київщині
10:50
КМ запустив експеримент з моніторингу пошкоджень і руйнувань, завданих нападом росії у різних куточках України
10:36
На Броварському проспекті та Гідропарку частково обмежено рух транспорту
Календар подій
Замість вулиці Василя Жуковського обов`язково має з’явитися вулиця Леопольда Ященка
27 червня 2022 г. 09:00
Скоро Київрада має перейменувати сотні вулиць в Києві – з радянських та імперських на українські та автентичні. Тут мова йтиме про одну вулицю в Голосіївському районі, яка тягнеться від Голосіївського проспекта, через вул. Васильківську до вул. Краматорської. В 1977 році цю вулицю було названо на честь російського поета Василя Жуковського. Під час голосуванні на порталі Київ Цифровий було обрано три потенційні назви-фаворити (за кількістю голосів): Данте Аліг'єрі, Авраама Лінкольна та Леопольда Ященко. Зараз в депутатському корпусі Київради нібито узгоджено присвоювати вулицям імена, які набрали найбільше голосів. Але в даному випадку дуже бажано, щоб вулиця отримала ім'я видатного диригента, музикознавця, фольклориста, хорового диригента, композитора та керівника хору “Гомін” Леопольда Ященко.