Рост тарифов на проезд в Киеве - результат жадности и лжи
С 14 июля в Киеве стоимость проезда на муниципальном транспорте увеличилась в два раза. Это повышение в Киевской горгосадминистрации (КГГА) обосновывали тем, что у сотрудников транспортных предприятий низкие зарплаты, которые надо увеличивать.
Вроде все верно. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что уровень оплаты труда водителей, кондукторов, электриков, мастеров-ремонтников и т.д. невысокий, потому текучесть кадров большая. Но повлияет ли рост цен на талоны/жетоны на увеличение доходов транспортников? Если да, то насколько?
Попробуем разобраться.
В качестве базы для расчетов возьмем открытые и публичные данные из финансовых отчетов коммунального предприятия (КП) “Киевпастранс” за 2017 год. Себестоимость услуг в них найти невозможно. Потому будем ориентироваться по тому, что можно использовать в качестве замены оной, например, по объему операционных затрат. Не совсем корректно, но будут иные отчеты – будут и новые расчеты.
В прошлом году общий объем операционных затрат составил 2 млрд 168 млн 482 тыс. гривен. В этой сумме затраты на оплату труда зафиксированы в сумме в 741 млн 205 тыс. гривен. Это следует из отчета о финансовых результатах деятельности компании.
То есть, можно утверждать, что расходы на зарплаты составили 34,2% от себестоимости услуг по перевозке. Достаточно много, между прочим.
В таком случае, после повышения цен на проезд вдвое, зарплаты должны возрасти почти на 300% - примерно в четыре раза. По данным Госстата, средняя зарплата в отрасли наземного транспорта в 2017 году составила 7183 гривен. То есть июльская зарплата сотрудников “Киевпастранса” в среднем должна составить не менее 14366 гривен (так как повышение тарифов не с первого, а с 14 июля). Августовская зарплата в среднем должна быть на уровне не менее 28732 гривны.
Читайте: Повышение цены не спасет киевский транспорт. Нужно лечить криворукость
Но я сам не поверил в столь высокую долю зарплат в операционных расходах “Киевпастранса” - и начал искать подтверждения своим сомнениям в других отчетах. И нашел!
В отчете о движении денежных средств за 2017 год обнаружилась цифра, совсем не похожая на данные из общего финотчета: прямые расходы на оплату труда составили 586 млн 514 тыс. гривен, что аж на 154 млн 691 тыс. гривен меньше, чем в финотчете “Киевпастранса”. Даже если учесть некие авансовые платежи в размере 135 млн 979 тыс. гривен (что ни разу не зарплата, но вдруг) данные все одно на почти на 20 млн гривен не совпадают.
Соотнесем эти расходы с теми же операционные затратами и получим, что на оплату труда было реально проведено 27% от себестоимости услуг. В этом случае, при росте тарифов на проезд в два раза, зарплаты должны подняться на 370% или в 4,7 раза. То есть за июль они в среднем должны составить 16 880 гривен, а за август – 37 760 гривен.
Осталось дождаться августа и поглядеть, как изменятся зарплаты сотрудников “Киевпастранса”. Если они поднимутся в полтора-два с половиной раза за июль, то можно будет сказать: “Браво, мэр!”.
Если зарплаты у сотрудников “Киевпастранса” не вырастут, останется вспомнить слова великого киевлянина Михаила Булгакова: “Поздравляю, гражданин соврамши!” и посвятить их Виталию Кличко.
Читайте: Был ли кто-то за киевлян в борьбе с новыми ценами на проезд в транспорте?
А теперь на счет “убыточности” и “денег нет”. Согласно все тому же отчету о движении денег, на конец 2016 года у “Киевпастранса” на счетах было 14 млн 280 тыс. гривен, а на конец 2017 года - уже 409 млн 780 тыс. гривен! Пусти мэр Киева и его команда эти деньги на повышение зарплат - и средняя зарплата сотрудников “Киевпастранса” в прошлом году перевалила бы за 11 тыс. гривен.
Но этого не произошло. Потому мало верится, что ситуация в этом году кардинально изменится.
Да, эти расчеты, безусловно, приблизительны. Но они дают понимания порядков цифр, которые достаточно просто проверить в самом ближайшем будущем.
Но есть еще одно “но”. Бюджет Киева профицитен на уровне более 4 млрд гривен, столица может себе позволить на 100% финансировать проезд в городском транспорте за счет нераспределенных бюджетных денег. И ни малейшего экономического смысла в нынешнем роста стоимости проезда нет и в помине.
То есть рост цен на проезд – это результат жадности и лжи столичной власти. И ничего более.
Читайте: Ухудшу жизнь киевлян - реальная предвыборная программа мэра
Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности и Центра анализа экономической политики