вівторок, 24 травня 2022 г.

На рынке театральных билетов грядет демонополизация

На рынке театральных билетов грядет демонополизация

Крупнейшие билетные операторы Украины объединились в общественный союз, с помощью которого хотят изменить подход к ценообразованию билетов в коммунальные театры и музеи. Для этого они намереваются создать открытую электронную систему, которая позволит продавать билеты этих заведений любому оператору через его кассы и сайты. Участники союза уверены, что любители культурной жизни наконец-то получат единую всеукраинскую афишу, а стоимость самих билетов существенно упадет.

Как KV стало известно из сообщения в Facebook генерального директора ООО “Концерт ЮА” Дмитрия Феликсова, 20 марта 2018 года Минюст зарегистрировал Общественный союз “Обеспечение прав посетителей культурно-массовых мероприятий Украины” (*). В состав этого союза уже вошли три крупных билетных оператора: ЧП “В Тикет” (**), ЧП “Билетные системы гастроли юэй” (***) и ООО “Концерт ЮА” (****). Возглавил новосозданную организацию Дмитрий Феликсов.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

По его словам, главной целью деятельности союза станет создание удобного сервиса для посетителей театров и музеев. Для этого участники организации намереваются полностью изменить правила работы всех билетных операторов, сделав их прозрачными и конкурентными. В союзе убеждены, что существующая система продажи билетов культурно-зрелищных коммунальных заведений Украины содержит множество коррупционных рисков. А это приводит к высоким ценам на билеты и низкую посещаемость.

Как сейчас устроен рынок

По словам представителя украинского портала по продаже билетов Concert.ua Алексея Невмержицкого, сегодня на рынке распространения билетов театров и музеев Киева, как и всей Украины, нет реальной конкуренции. И хотя билеты продаются через интернет и городские кассы, как правило, у каждого театра или музея есть 1-2 своих подрядчика, которые и продают их билеты. Эти операторы контролируют доступ к электронной системе продажи билетов коммунального учреждения, что позволяет им установить монополию. И для остальных операторов доступ к продаже этих билетов закрыт.

“Обычно коммунальные театры платят оператору около 3% от общего дохода только за использование их программного обеспечения. А его агентское вознаграждение за продажу каждого билета, в среднем, составляет 15%. Итого, получается, что в год коммунальные театры и музеи отдают билетному оператору 18% от суммы всех продаж. Кроме того, за использование биллинговых систем оператор и так получает от 35 до 38 тыс. гривен в год, согласно контракту. По нашим оценкам, годовой оборот от продажи билетов только коммунальными театрами Киева составляет около 50 млн гривен. То есть за их обслуживание операторы получают не менее 7,5 млн гривен в год”, – рассказал KV Алексей Невмержицкий.

При этом далеко не все столичные театры и музеи могут похвастаться внушительными продажами.

“В качестве примера, средняя заполненность Национальной оперы Украины составляет около 64% в год. Что уже говорить о менее известных коммунальных театрах. Одной из ключевых причин низких продаж является малоэффективная система сбыта билетов. Ведь многие билетные операторы, с которыми сотрудничают столичные заведения культуры, работают только на территории Киева. А это означает, что семья из Львова, собравшаяся приехать в Киев на выходные и посетить какое-то представление, не сможет заранее заказать билеты у львовского оператора. К тому же, монополия подрядчиков позволяет им устанавливать неоправданную комиссию, что также не способствует увеличению продаж”, – подчеркнул Алексей Невмержицкий.

По оценкам ОС “Обеспечение прав посетителей культурно-массовых мероприятий Украины”, из-за неконкурентной среды на рынке по сбыту билетов, ежегодно коммунальные театры и музеи Киева недополучают порядка 40 млн гривен дохода.

Впрочем, руководство отдельных культурно-зрелищных заведений заинтересовано в поддержании существующей непрозрачной системы сбыта билетов.

По словам руководителя ОО “Развитие инфраструктуры” Станислава Гвоздикова, в Украине практически не было случаев, когда билетных операторов или руководство коммунальных театров привлекали к ответственности за махинации с продажей билетов.

“Провести неучтенные деньги через электронную систему сложно. Но у каждого билетного оператора есть своя сеть касс, помимо тех, что принадлежат самому театру. Имея предварительные договоренности с руководством театра, которое не станет афишировать реальную заполненность зала во время представления, на наличном обороте можно неплохо зарабатывать. К примеру, спустя время, проданный билет можно оформить как “возврат”. А это означает, что деньги, заплаченные за него, осядут в чьих-то карманах”, – рассказал KV Станислав Гвоздиков.

Новые правила: прозрачность и конкуренция

Директор новосозданного союза Дмитрий Феликсов заявил KV, что их организация планирует объединить большинство участников рынка и создать прозрачные условия для их работы. Для этого в ближайшее время планируется запустить единую электронную систему для сбыта билетов всех коммунальных культурно-зрелищных заведений Украины.

“Мы хотим либерализовать рынок, чтобы киевские зрители имели возможность купить в любой театральной кассе Киева билет в любой театр страны. К созданию электронной системы мы намерены привлечь независимых экспертов, частные компании, а также представителей властей. Этот проект не потребует затрат из бюджета и будет реализован на средства инвесторов. Но после создания электронной системы, все операторы получат к ней равный доступ. И этот доступ будет бесплатным. За счет роста продаж это увеличит прибыль коммунальных заведений и удвоит поступления в местный бюджет. Кроме того, открытый рынок позволит операторам качественно конкурировать между собой, в том числе, за счет уменьшения комиссии. Значит – билеты подешевеют”, – объяснил KV Дмитрий Феликсов.

Участники рынка “за”

Большинство опрошенных KV руководителей столичных театров положительно отреагировали на инициативу по созданию единой электронной системы для сбыта билетов. По словам коммерческого директора столичного театра “Золотые ворота” Марианны Расстальной, объединение всех билетных операторов наверняка повысит продажи.

“Начиная с 2014 года наш театр работает с несколькими билетными операторами, и даже это дает свои плоды. В качестве примера: по итогам прошлого года заполненность театра “Золотые ворота” составила порядка 87%, и это весьма высокий показатель. Но если к распространению билетов присоединятся и другие операторы, то результат может быть еще лучше,” – сказала KV Марианна Расстальная.

Оптимистически идею создания общей электронной системы оценивает и коммерческий директор “Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки” Валентин Данилович.

“Инициатива замечательная, и, я уверен, многие ее поддержат. По опыту нашего театра скажу, что увеличение числа каналов распространения билетов – значительно увеличивает продажи. Несколько лет назад мы отказались от аренды биллинговых систем у одного из операторов. Вместо этого – купили свою и привлекаем к работе столько компаний, сколько пожелаем. В итоге, в 2017 году продажи билетов выросли не менее, чем на 10% и заполненность театра составила около 92%. Поэтому мне не понятны мотивы театров, которые не хотят объединяться и работать открыто,” – рассказал KV Валентин Данилович.

“Баба Яга против”

Однако некоторых участников рынка предложение убрать монополию отдельных билетных операторов не порадовало. В числе несогласных оказались ООО “Тесланд” (*****) и ООО “Маэстро тикет систем” (******), которые не так давно засветились в скандале с тендером на продажу билетов “театра на Подоле”.

Директор ООО “Тесланд” Юрий Федорюк заявил KV, что присоединение его компании к ОС “Обеспечения прав посетителей культурно-массовых мероприятий Украины” не интересно.

“У нас есть своя система, на базе которой работает наше предприятие. Какой смысл вкладываться в создание другой?”, – отметил Юрий Федорюк.

Дозвониться директору ООО “Маэстро тикет систем” Александру Порядченко KV не удалось. Все телефоны руководителя отключены.

Стоит напомнить, что в начале этого года Киевский академический драматический театр, более известный как “театр на Подоле”, оказался в центре скандала. Руководство объявило тендер на реализацию билетов через электронную систему. Этот тендер отменяли трижды из-за дискриминационных требований технического задания, соответствовать которым смог только один участник – ООО “Тесланд”. Однако 3 марта 2018 года “театр на Подоле” все же подписал договор с “победителем”.

Читайте: Лайфхак по распилу бюджета или Можно ли вывести на чистую воду тендерных шулеров

По данным аналитической системы Youcontrol, ООО “Тесланд” зарегистрировано 20 января 2014 года. Уставной капитал компании составляет 5 тыс. гривен. Принадлежит предприятие Юрию Федорюку. Он же является ее руководителем с момента основания.

ООО “Маэстро тикет систем” зарегистрировано 1 апреля 2013 года. Уставной капитал компании составляет 100 тыс. гривен. Ею руководит Александр Порядченко. Он же вместе с Романом Порядченко является сооучредителем ООО “Контрамарка Украина”.

Любопытно, что информация “о компании” на сайтах “Тесланд” и “Маэстро тикет систем” идентична. Из этого можно сделать вывод, что оба предприятия работают на базе той же “Контрамарки”.

В этом контексте нежелание представителей этих компаний менять правила рынка вполне логично, ведь монополизация продажи билетов перестанет быть возможной.

Ближайшие планы

По словам Дмитрия Феликсова, в ближайшее время к новосозданному союзу должны присоединиться еще несколько билетных операторов, после чего новые члены организации приступят к полноценной работе.

В первую очередь, ОС планирует инициировать создание специальной рабочей группы, в рамках которой будут согласованы основные условия и принципы функционирования единой системы по продаже билетов. В состав рабочей группы планируется пригласить представителей Департамента культуры Киевской горгосадминистрации (КГГА), Министерства культуры, Минэкономразвития. Также в состав группы будут приглашены представители общественных организаций: ОО “Дозорро”, ОО “Вместе против коррупции”, ОО “Центр противодействия коррупции”, коалиция Реанимационный Пакет Реформ и Transparency International Ukraine.

Реализовать задуманное представители союза билетных операторов намерены в ближайшие три месяца.

Напомним, что в Главном управлении статистики Киева проанализировали динамику посещений учреждений культуры киевлянами и гостями столицы. Оказалось, что в 2016 году музеи Киева посетило на 52,9 % меньше человек, чем в 2013 году. При этом в столице растет популярность концертов и театров. За три года количество посещений театров Киева выросло на 174 тысяч человек.

Читайте: Киевляне стали чаще ходить в театры и на концерты

Отметим, что в Киеве насчитывается 19 коммунальных театров, 15 коммунальных музеев и 6 концертных заведений.

*Громадський союз “Забезпечення прав відвідувачів культурно-масових заходів України” (код ЄДРПОУ: 33545147)

**ПП “В тікет” (код ЄДРПОУ: 33545147)

***ПП “Квиткові системи гастролі юєй” (код ЄДРПОУ: 39296757)

****ТОВ “Концерт ЮА” (код ЄДРПОУ: 41805984)

*****ТОВ “Тесланд” (код ЄДРПОУ: 39059863)

******ТОВ “Маестро тікет систем” (код ЭДРПОУ: 38657520)

Фото: Главком

KиевVласть

Александра Бондарь

Теги: новости киева, театр на подоле, театры, кинотеатры, театр золотые ворота, дмитрий феликсов, театр на печерске, ооо концерт юа, чп в тикет, чп билетные системы гастроли юэй, билетные операторы, общественный союз обеспечения прав посетителей культурно-массовых мероприятий украины, ооо тесланд, ооо контрамарка украина, ооо маэстро тикет систем, театр российской драмы им леси украинки

вівторок, 24 травня 2022 г.
15:09
Киянину за зберігання вдома боєприпасів загрожує до до семи років ув’язнення
14:51
Фастівська лікарня запрошує фастівчан долучитися до здачі крові
14:25
Київщина вже засіяла 95,9% запланованих полів, - КОВА
14:03
Правоохоронці Василькова затримали стрільця, який відкрив вогонь по житловим будинкам (фото)
13:48
У Бучанській міській раді розповіли, хто першочергово отримає тимчасове житло у модульних будинках (відео)
13:27
“Укрзалізниця” організує додатковий рейс кільцевої електрички для зручності киян, які повертаються з Польщі
13:06
У Києві СБУ викрила поплічника російських окупантів, який закликав до висадки десанту рф у столиці
12:33
Внаслідок збройної агресії рф в Україні загинула 234 дитини, понад 433 отримали поранення
12:30
Кулеба пояснив навіщо поїхав в Давос
12:05
Сьогодні декілька тисяч наших людей перебувають у полоні – Зеленський окреслив найгостріші гуманітарні питання
11:44
У Києві на Оболоні проводять курси домедичної допомоги
11:20
На маршрути Києва вийдуть ще три нових трисекційних трамваї
11:10
За останню добу ДСНС на Київщині виявила 372 вибухонебезпечних предмети
10:55
У Києві 24 травня ярмарки пройдуть у трьох районах міста (адреси)
10:35
У Києві при пожежі в багатоповерхівці загинув чоловік
10:27
В Києві пройде міжнародна виставка карикатур на тему відомого шляху для російського військового корабля
Календар подій
З київської громади знов намагаються стягнути 671,5 млн. гривень за “примарну” реконструкцію Харківської площі
24 травня 2022 г. 09:00
З київської громади знов намагаються стягнути 671,5 млн. гривень за “примарну” реконструкцію Харківської площі
В суді по другому колу починається розгляд справи про стягнення з бюджету Києва 24,46 млн доларів США (671,5 млн. гривень) на користь екс-інвестора реконструкції Харківської площі. Мова йде про ТОВ “Київ Термінал” (компанія відомого грузинсько-російського бізнесмена Тамаза Сомхішвілі), яке не встигло приступити до реконструкції: підписаний в 2007 році інвестдоговір було розірвано в 2013 році, але фірма начебто понесла значні збитки. Черговий раунд судових розглядів може бути поганим знаком для столичної громади: у “Київ терміналі” за невідомих обставин погодились зменшити розмір своїх претензій та не побоялись заплатити солідний судовий збір. На думку фахівців, це може свідчити про певні домовленості на “найвищому рівні”. При цьому, для громадськості можуть ускладнити участь у судовому процесі через воєнний стан.
Військовий начальник - усім голова: вступив у силу закон про ВА та ОМС під час воєнного стану
20 травня 2022 г. 13:55
Військовий начальник - усім голова: вступив у силу закон про ВА та ОМС під час воєнного стану
Державна служба та органи місцевого самоврядування (ОМС) відтепер ще більше залежатимуть від начальників військових адміністрацій (ВА), утворених в умовах воєнного стану. В деяких випадках ВА перебирають на себе повноваження обласних та районних рад. Там, де ВА в силу тих чи інших причин немає, на час війни підсилюються повноваження голів громад – якщо на то є підстави воєнного характеру, голови будуть керувати одноосібно, без виконкомів та депутатів, але знов-таки під чуйним керівництвом начальників обласних ВА. Ба більше, закон, що взагалі-то стосується ВА та ОМС, розширює повноваження… президента і Верховної Ради (ВР), даючи їм право робити кадрові перестановки, оминаючи обов’язкові процедури мирного часу.