Лайфхак по распилу бюджета или Можно ли вывести на чистую воду тендерных шулеров
Третьего марта 2018 года на портале ПРОЗОРРО появился договор между КП "Киевский драматический академический театр на Подоле” (он же “Театр на Подоле”) и ООО “Тесланд”. Предмет договора: приобретение системы, позволяющей продавать театральные билеты онлайн. Сумма оплаты - 35000 гривен из городского бюджета или в 3,5 млн раз больше лучшего предложения на рынке. Кому интересно, кликните слово “ДЕТАЛИ” и ознакомьтесь с историей самостоятельно.
Давайте покопаемся в этой истории. Для начала отметим, что театр является коммунальным предприятием и находится в собственности киевской городской общины, поэтому он обязан проводить закупки нужных ему товаров и услуг по публичным процедурам. В данном случае этого не произошло.
Правда, объективности ради, скажу, что театр провел три конкурса, но они закончились ничем. В итоге, служители Мельпомены решили обойти публичную процедуру закупки услуг и первого марта просто продлили договор на онлайн продажу билетов с прежним подрядчиком - ООО “Тесланд”. Оказывается, так можно.
На первый взгляд ничего криминального. Речь идет о закупке в рамках так называемых допороговых сумм, которые законом ещё слабо регулируются.
Только вот на конкурсах, которые не состоялись, компании по онлайн продаже билетов предлагали театру свои услуги за ОДНУ КОПЕЙКУ, но их предложения отклонили.
Можно долго гадать имеем ли мы факт сговора, есть ли тут признаки растраты госсредств, умышленно ли был конкурс прописан под одного победителя или так произошло случайно. Всем этим должны заниматься компетентные органы. Мало того, по моим данным, они уже взяли ситуацию на карандаш и скоро мы узнаем много нового и интересного.
Но это чуть позже. А пока, анализируя конкретно эту и подобные закупки, я пришел к выводу, что в Киеве уже давно кто-то придумал лайфхак, объясняющий как маленькими кусочками распилить городской бюджет и при этом не краснеть и не нервничать.
Схема не нова, но повторим ее:
1) вписываете в условия поставки услуг название продукта. Оно должно быть специфическим и может поставляться только одной компанией;
2) объявляете тендер на закупки, обычно услуги, но под "уникальным" названием вашего поставщика;
3) проводите тендер для этого поставщика;
4) подписывайте договор;
5) оплачивайте работу;
6) делите материальные и моральные преференции с участниками игры.
Никакой конкуренции, никакого контроля. По такой очень простой схеме можно выводить миллиарды из муниципального бюджета. И мне почему-то кажется, что многие нечестные ребята так работают.
Только вот долго ли им будет сходить с рук эта игра в поддавки. Ведь в наш век скрыть шило в мешке становится очень сложно. Возможно, мои слова кому-то покажутся банальными, но я уверен - шулера глупы и как-только один шулер попадется и ответит за содеянное, его коллеги первыми начнут швырять в него же камни. Но дело за малым, словить за руку и доказать виновность. В эпоху тотальной “зрады”, “контрреволюции” и неверия многим кажется, что эта задача невыполнима. Но я оптимист...
Станислав Гвоздиков, глава общественной организации “Развитие инфраструктуры”