п'ятниця, 26 квітня 2024 г.

“Киевпастранс” игнорировал госстандарты при закупке “львовских” трамваев

“Киевпастранс” игнорировал госстандарты при закупке “львовских” трамваев

Киевляне еще долго не смогут ощутить эффекта от закупки “Киевпастрансом” у львовского СП “Электронтранс” семи трамвайных вагонов. Пока есть только один такой вагон - и он пока простаивает в столичном депо. Даже приступить к его испытаниям весьма проблематично: этот трамвай рассчитан на узкоколейку, подобную львовской, и  по многим другим параметрам не соответствует госстандартам. Все это наводит на мысли о коррупционной составляющей, сыгравшей ключевую роль при выборе победителя соответствующего тендера.     

КиевVласть уже сообщала, что в этом году закупка КП “Киевпастранс” семи трамваев из обычной конкурсной процедуры превратилась в настоящее поле боя. Начавшаяся еще в апреле процедура закупки завершилась подписанием договора на сумму 183,75 млн грн между КП “Киевпастранс” и львовским ООО “Совместное украинско-немецкое предприятие “Электронтранс” лишь 12 октября - после отмены результатов торгов со стороны АМКУ и последующих судебных разбирательств.

Трамвай для депо

12 ноября, накануне второго тура выборов мэра Киева, Киевская горсгосадминистрация (КГГА) отрапортовала, что один современный трамвай с низким полом уже прибыл в Киев - и после тестовых испытаний отправится возить киевлян по Борщаговской линии скоростного трамвая. О сроках поставки для КП “Киевпастранс” остальных шести трамваев львовского “Электротранса” и ориентировочной дате завершения испытаний уже прибывшего трамвая чиновники молчат по сей день.

И на это есть свои причины.

По словам источника KV в КГГА, данный трамвайный вагон изготавливался для Санкт-Петербурга, но не был приобретен заказчиком из-за несоответствия   техническим характеристикам, после чего два года простоял в цехах СП “Электронтранс”.

То есть, это вовсе не новый, произведенный специально для Киева вагон, как утверждали чиновники. А оставшиеся шесть вагонов еще не изготовлены, потому никто не может сказать - когда они прибудут в столицу.

При этом, по информации KV, давно объявленные испытания трамвая “Электронтранса” никак не начнутся (вагон даже еще не выезжал из ворот депо, тест-драйв не в счет, - KV), потому что столичная транспортная инфраструктура не подходит для таких вагонов. 

В частности, в Киеве ширина между рельсами на трамвайных путях - 1524 мм. А во Львове, где эксплуатируются единственные два вагона производства “Электронтранса”, используется узкоколейка, как в Виннице и Житомире -  с расстоянием между рельсами 1000 мм.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook    

Также, как сообщили ООО “Татра-Юг” в НИИ вагоностроения, вагоны с такими параметрами, как у СП “Электронтранс”, не соответствуют госстандартам (ГСТУ) - и к эксплуатации на территории страны не могут быть допущены.

“В профильном институте нам подтвердили, что, среди прочего, имеет место превышение максимально допустимой нагрузки на ось почти на 2 тонны, что может разрушить и без того изношенные столичные пути; отсутствуют дополнительные двери для водителя, а это противоречит нормам пожарной безопасности; ширина кузова превышает допустимую на 15 см, что может привести к авариям на поворотах и ​​трагедиям в случае, если 2 трамвая не смогут разойтись”,- сообщил KV глава департамента коммуникации ООО “Татра-Юг”Александр Мельник.

Гендиректор СП “Электронтранс” Юрий Бубес в недавнем интервью заявлял, что украинские стандарты нужно менять, потому что они, дескать, не соответствуют европейским нормам. Но большинство отечественных стандартов уже прошли адаптацию к европейским нормам, а отечественное путевое хозяйство к ним даже не приближается. Это объективная реальность.

Потому очередная закупка “Киевпастрансом” вагонов, которые будут подпирать заборы столичных депо из-за несоответствий ГСТУ (например, “Белкоммунмаш”, - KV), наводит на мысли о коррупционной составляющей. Поскольку расходы 183,75  млн грн из городского бюджета, похоже, вовсе не приносят ожидаемого эффекта - в виде конкретной пользы для киевлян.

Как это закупалось

Участниками объявленными КП “Киевпастранс” торгов были три предприятия: ОАО “Крюковский вагоностроительный завод” (КВЗ), СП “Электронтранс” и ООО “Татра-Юг”.

По информации KV, после вскрытия тендерных заявок, предложение компании “Татра-Юг” - единственного украинского специализированного предприятия по изготовлению трамваев - оказалось лучшим. Но тендерный комитет “Киевпастранса” отклонил заявку “Татра-Юг”, сославшись на мелкие ошибки в оформлении документации. Например, ООО не поставило номер на перечне документов, переданных тендерному комитету. В результате акцепт был отдан компании “Электронтранс”.

После оглашения результатов конкурса ООО “Татра-Юг” подало жалобу (в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ), апеллируя к незаконности отклонения его заявки.

“Коллегия АМКУ на своем заседании 18.08.2015 рассмотрела эту апелляцию, но решила ее не удовлетворять. Это решение представляется весьма странным. Тендерный комитет, в числе прочего, ссылался на несущественные нюансы. Некоторые из причин отклонения заявки были просто абсурдными, например, отсутствие у компании опыта выполнения аналогичных заказов. Но в Киеве и других городах Украины успешно курсируют трамваи компании “Татра-Юг”. КП “Киевпастранс” покупало вагоны у данной компании не позднее, чем в 2012 году”,- сообщил KV Александр Мельник.

Самое интересное в этой истории, то, что АМКУ, отказав в удовлетворении жалобы “Татра-Юг”, решил “для сравнения” рассмотреть заявки остальных участников торгов. Тут-то и выяснилось, что КВЗ вообще не предоставил тендерному комитету часть необходимых документов, а его заявка не была отклонена. А в заявке СП “Электронтранс” нашлись несоответствия технических характеристик предлагаемых вагонов требованиям заказчика, что также в тендерном комитете “Киевпастранса” никого не смутило.

При этом, в АМКУ знали, что оба этих участника имеют нулевой опыт выполнения аналогичных заказов: ни одного трамвая “Электронтранс” для широкой колеи на тот момент ни разу не испытывалось, а КВЗ вообще никогда не занимался производством трамваев. Отметим, наличие соответствующего опыта было одним из критериев допуска участников к торгам.

Собственно, на этом основании АМКУ и обязал “Киевпастранс” отменить закупку, которую, по версии “Киевпастранса”, выиграл “Электронтранс”. Вероятно, заявку КВЗ тендерный комитет не отверг, чтобы оставалось больше одного участника тендера (иначе торги были бы признаны недействительными, - KV), а заявку СП “Электронтранс” никто серьезно даже не рассматривал, поскольку победа, похоже, была им обещана заблаговременно.

Об этом, кстати, свидетельствует то, что мэр Киева Виталия Кличко еще в октябре 2014 года (до проведения тендера на закупку трамваев) открыто обещал: сделает все, чтобы в Киев приехали именно львовские вагоны. И это, несмотря на то, что “Электронтранс” собирался продать Киеву совсем не то, на что делало заявку КП “Киевпастранс”.

После этого КП “Киевпастранс” 01.09.2015 подало на решение АМКУ иск в Хозяйственный суд Киева, который этот иск почему-то очень быстро удовлетворил, признав постановление АМКУ недействительным

Ключевое в этой ситуации то, что хозяйственные суды обычно не рассматривают дела по обжалованию решений АМКУ относительно тендеров. В Кодексе административного судопроизводства (ст. 19 ч. 3) сказано, что все вопросы, связанные с АМКУ и касающиеся госзакупок должны рассматриваться в Административных окружных судах.

При  этом, когда департамент транспорта КГГА попытался оспорить решение Хозяйственного суда в Аппеляционном суде, этот суд оставил решение предыдущей инстанции в силе. То есть, ни на одном этапе целого ряда решений не была признана очевидная неправомерность всей тяжбы.

А это указывает на возможную коррупционную схему.

Украинские трамваи

По словам экс-замминистра инфраструктуры, эксперта по вопросам транспорта Александра Кавы, эксплуатация с пассажирами трамвайного вагона “Электронтранса” в Киеве возможна только после проведения полного цикла испытаний, который обычно занимает несколько месяцев.

“Власти Киева хотели приобрести современные трамваи европейского образца - с низким уровнем пола, обеспечивающим комфортную посадку и высадку пассажиров. ООО “Татра-Юг” тоже выставляло на торги вагон со схожими параметрами. Поскольку для “Татра-Юг” полностью низкопольные трамваи - тоже новая продукция, этот трамвай также пришлось бы в Киеве сперва испытывать. При этом, “Татра-Юг” имеет 21-летний опыт по производству трамваев. Однако, пока столичные власти приобретали у “Татра-Юг” только трамваи с высоким уровнем пола моделей Т6В5 и К1, а также вагоны с частичным низким уровнем пола моделей К1М8 и К1М, которые успешно эксплуатируются на правобережной линии скоростного трамвая. Не буду говорить о коррупции в процессе последнего тендера на покупку трамваев Киевом. Скажу так: в тендере “Киевпастранса” на закупку трамваев, действительно, было много политики”, - сказал KV Александр Кава.

То есть, кроме львовского “Электронтранса” в Украине производством современных трамваев занимается только ООО “Татра-Юг”, а его заявку в КП “Киевпастранс” даже не захотели рассматривать. Хотя в ООО уверяют, что могут  поставить проверенные в реальных условиях современные трамвайные вагоны, отвечающие госстандартам и всем нормам инклюзивности по цене ниже, чем у конкурентов.

Отметим также, что Юрий Бубес недавно заявлял, что “Киев получил трамваи по скидке (за 1 млн евро), потому что реальная их цена 1,5 млн евро”. Эта информация, кстати, прекрасно соответствует слухам о нулевой отечественной локализации вагонов львовского предприятия.

Для закупки новых трамваев для КП “Киевпастранс”, как выяснило KV, даже был срочно утвержден Порядок предоставления субвенций на покупку новых травайных вагонов в 2015 году. В нем необходимая украинская локализация была снижена с 80% до 65%, хотя в Государственной программе развития городского электротранспорта четко указано “не меньше 80%”.

Впрочем, в СП “Электронтранс” и не скрывают, что тележки для своих вагонов завозят из Германии и в Украине даже нет возможности их самостоятельно ремонтировать. А тележки - это больше половины локализации трамвайного вагона. Поэтому насчет 65% тоже есть очень серьезные сомнения.

Потому под конец данной части исследования вопроса - грустная песня о трамваях.

КиевVласть

Георгий Полесский

Теги: тендер, киевпастранс, трамвай, амку, львов, мельник, кава, татра юг, электронтранс, бубес, гость

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.