Женя Таковский: “Это путь к свободе и абсолютному счастью!”
Сегодня мы публикуем вторую, завершающую часть интервью с Женей Таковским - городским йогином, выполнившим девятилетний ритрит на горе Шивапури (Гималаи, Непал), автором проекта “Rigpa-Yoga”. Он утверждает, что жить в освобожденном уме можно даже среди городского хаоса и суеты - и это реально для совершенно каждого.
Женя Таковский, пребывая в традиции, напоминает, что все наши проблемы - мнимые, потому что коренятся в уме. А ум мы способны освободить (мастер использует термин “самоосвобождение”, подразумевающий чистоту восприятия и максимальное присутствие в текущей ситуации повседневной жизни). И жизнь в уме Будды - не какой-то недосягаемый идеал для аватаров и отшельников, но вполне реальный путь для каждой живой души. Как и завещал Будда.
KV: Ты назвал мышление демоном.
Ж.Т.: Это не я назвал, а мой Учитель – Чоки Нима Ринпоче. Он дал мне такое наставление перед практикой: “Мышление – это омрачение!”.
Не нужно плодить сущностей. Мы почему-то представляем себе какие-то силы, которые нас злобно гнетут, вставляют палки в колеса. Называем какие-то имена. Но все сонмы демонов, это, по сути, один демон – мышление.
Первоначально понимание этого приводит к шоку. Но это то, из-за чего мы не живем. И твое пробуждение - не в Гималайских горах, или еще где-то. Оно - здесь. И оно рядом с тобой – это самоосвобождение твоей текущей мысли.
Мы считаем, что пробуждение – это какой-то фейерверк, круче, чем оргазм, фантастическое переживание, или, не дай будда, экстатическое или измененное состояние сознания. И народ к этому стремится.
А это просто восприятие. Которое у тебя есть, которое у тебя было - и ты его не замечал, не ценил.
Я обычно его сравниваю с домашней пижамкой. Вот смотри, есть городская одежда, ты ее надеваешь, несешь, она обязывает к определенному поведению. А приходя домой, ты надеваешь свою пижамку, она привычна и естественна. Тебе в ней уютно и комфортно и ты ее даже не замечаешь.
Первую часть интервью читайте здесь: Женя Таковский: “По сути, занимаясь практикой, мы начинаем жить”
Или ты сидишь у костра и просто воспринимаешь. Почему нам так уютно в этом переживании? Потому что мышления нет. Невозможно концентрироваться на всех языках пламени и ум просто перестает цепляться за объекты, просто воспринимает, открыто и пробужденно.
А восприятие без цепляния - и есть пробужденное состояние ума. Мы вернулись Домой. Здесь есть уют, простор и свобода.
KV: У мышления есть одна уловка. Зафиксировав какое-то приятное переживание, оно стремится воспроизводить его. Таким образом, вместо пробужденного непосредственного восприятия мы получаем постоянное опосредованное (через номинального субъекта мышления или, как еще говорят, я-центр) его моделирование.
Ж.Т.: Это удержание и есть ловушка! В восприятии сразу появляется двойственность – тот, кто удерживает то, что удерживается, и сам процесс.
И тут мы можем воспользоваться указаниями наших Учителей: “Практикуйте короткими промежутками, но почаще!”. Не гонитесь за длинными промежутками, потому что поначалу это будет именно моделирование.
Мы можем находиться в этом состоянии, но недолго. Не высиживайте это восприятие в медитации, как яйцо, не занимайтесь тренировкой в омраченном состоянии.
Непродолжительное время побыли, вернитесь к своим делам, потом опять. 20 минут непрерывного восприятия ригпа (пробужденного состояния ума) – это уже уровень Архатов и это реально круто!
Так что те, кто говорят, что постоянно в нем – врут или до сих пор не осознали и не прочувствовали разницу между сансарой и нирваной.
KV: Как понять ты вывалился из этого состояния или нет?
Ж.Т.: Легко! Наличие мыслей. У нас узкое фрустрированное восприятие. Мы воспринимаем мир через тримплекс - щель бронетранспортера. Наше эго и окружающие - мы взаимодействуем через эту щелочку. Самоосвобождение – это не увеличить окно вашего БТР, а полностью освободиться от него.
В этом случае нет различия между я и окружающее. И это я, и это я, и это я. И все добродетельные качества естественно проистекают из этого состояния, потому что невозможно ненавидеть левую руку, если ты правая. Ухо не может не принимать глаз. В открытом восприятии все едино.
KV: Ты всегда так видишь мир?
Ж.Т.: В этом состоянии – да.
KV: Как ты отнесся к своим личностным социальным проявлениям по возвращению в Киев?
Ж.Т.: Тот же Будда Шакьямуни, реальный исторический персонаж, был за пределами личностных ограничений, но при этом был реальной социальной личностью с большой буквы.
Наличие личностных проявлений не противоречит практике. Но если ты имеешь ввиду, что я хожу и потираю руки от гордости за себя, то нет.
KV: В современном невротичном мире мы, особенно женщины, недовольны своими личностными качествами, поэтому постоянно ходим на курсы, тренинги и семинары.
Ж.Т.: По сравнению с индийским обывателем, который спит на улице, заворачиваясь в газету, мы – небожители. Но он счастливее нас. Мы не можем наслаждаться тем, что есть и испытываем постоянные омраченные эмоции.
Женщины – хорошие, прекрасные и замечательные практикующие. Получив информацию, они сразу начинают ее применять в жизни.
KV: Ты рассуждаешь как учитель, а мы от бесконечного недовольства собой мучаемся, ответь из сострадательного пространства, пожалуйста.
Ж.Т.: Ты думаешь, мужчины не страдают? Те образы, которые мы себе навязываем, как идеальные, нас и порабощают, мучают.
Подсознательно каждый из нас думает, что мы же живем не только для того, чтобы постоянно решать бытовые проблемы, наполнять желудок и стремиться к удовлетворению нескончаемой потребительской жажды. Есть же что-то глубже.
По этому поводу расскажу анекдот с говорящей лошадью. Приехал цирк с таким номером. Собралась публика, начался номер. А лошадь молчит. Дрессировщик ее и так и эдак уговаривает, обещает ей, если она заговорит, золотую уздечку, прекрасные корма, свозить в распрекрасные места. Лошадь вздохнула, и говорит, мол, к чему мне все это надо, если я не понимаю зачем живу, в чем смысл моего существования? На что дрессировщик заметил: “ Ну, наконец-то заговорила, глупое животное!”.
Так что страдают все. А женщины просто - практики по натуре. Как мужчины - философы. К практике они подходят тяжело.
KV: Женя, а откуда в реализованных Мастерах эта недоступность? Как бы суровость, даже при том, что реализованный Мастер может быть веселым человеком. В тебе это тоже есть, хоть и в меньшей степени.
Ж.Т.: Может быть они просто не захвачены так? Может быть они так не вовлечены и тебе кажется, что это отстраненность.
К примеру, у тебя пробужденный друг. Вы расстались, ты скучаешь, вспоминаешь его с тоской. А он тебя нет. Он не грустит и не страдает. При этом, когда вы опять встретитесь – будет сердечно рад тебя видеть. Ты мучилась, а он - нет.
KV: А как тогда быть с отношениями? Если один из партнеров пробужден, а другой нет?
Ж.Т.: Давай определимся в терминах. Что такое любовь? Любовь — это желание счастья, если это направлено на кого-то, – то желание счастья этому человеку.
А в омраченном переживании, где есть цепляние-страсть-желание, то есть помраченные состояния ума, все это не имеет к любви никакого отношения. Если твой любимый уходит к другой, а тебе больно, то это не любовь, это страсть, цепляние, желание обладать. Но все, что когда-то было создано, разрушится, а мы держимся и страдаем пуще прежнего.
Специально дополню, предвосхищая следующий вопрос. Нет, это не безразличие. Мы это и понять-то не в состоянии, потому что даже представить себе такое не можем – любовь без привязанности-страсти-желания.
Любовь – это и есть одно из описаний технического термина просветление-пробуждение.
KV: А ты уже способен не цепляться? Не страдать от ревности?
Ж.Т.: Сейчас да. Если мой любимый человек скажет, что уходит к другому, я скажу ей: “Ок, будь счастлива!”.
KV: Судя по такому состоянию, я вообще сомневаюсь, что могут возникнуть какие-то зацепки для отношений.
Ж.Т.: Почему? Есть кармические какие-то зацепки, симпатии, близость, энергетические связи. Семейные отношения вообще не являются помехой для практики. Наоборот - помогают. Даже личные страдания могут дать опору для практики.
KV: У нас, женщин, 90% страданий касаются отношений. Я вижу это по личному опыту. У некоторых ищущих женщин, которые начинают заниматься практиками, портятся отношения с партнером. Поэтому есть опасения у семейных девочек, что их духовное развитие вредит семейным отношениям. А у тех женщин, у которых нет партнера, он может не появиться.
Ж.Т.: Суть проблемы не в практике, а в том, что они (практикующие) не пошли дальше. Они начали заниматься собой, привели в порядок физику, переключились на работу с энергиями и умом, ум усилился - и человеку стало хуже. То, что он раньше не замечал – становится явным, эмоции острее, появляется сверхчувствительность и сильные переживания, личные переживания.
Нужно идти дальше, самоосвобождая эти чувства и эмоции. Для настоящей практики нет никаких помех. Твои близкие – не демоны, просто твое восприятие и ум усилились. Тот, кто практикует по-настоящему, будет использовать все, с чем он взаимодействует, будет воспринимать свои переживания и людей, которые их вызвали, как друзей, как помощников.
Каков простой образ сути практики? Это образ зеркала. Маленькое зеркало отражает всю долину – тибетская мудрость. Но когда из зеркала вылазят мохнатые лапы, цепляющиеся за объекты восприятия – это фильм ужасов, а мы в нем живем!
И наши соцсети только подстегивают это цепляние. Ум уже в тахикардии, человек перестает воспринимать текст, если он более одного предложения и начинает воспринимать только картинки, дойдя до критической точки, мгновенно перескакивая с одной на другую.
KV: Ты же говоришь, что любой материал можно использовать для практики, даже соцсети?
Ж.Т.: Я говорю всем своим ученикам - не бросайте ничего, ни семью, ни работу, ни фейсбук. То место, где вы сейчас находитесь (работа-учёба-семья), является наилучшим для практики. Мы можем практиковать везде, даже сидя на унитазе, простите меня за мой французский (смеется).
Ум всегда с нами. И в любой момент у нас есть ум, есть омраченное переживание и есть его корень-суть-сущность. Мы можем смотреть в него (в корень) - и самоосвобождать (омраченное состояние ума), возвращаясь к текущему мгновению – жизни – уму Будды – простому открытому пробуждённому восприятию, “тАковости” - “так, как есть”. И наше зеркало может втянуть назад свои лапы и так же безмятежно воспринимать окружающий мир.
Практикуем короткими промежутками, но почаще. Мы почему-то считаем, что достижение просветления — это удел каких-то супер-чемпионов, супер-святых. Они знают тибетский язык, а я нет, они выучили Дхарму и философию, а я всё еще плаваю в теории.
Но их ум так же омрачен, как и твой. У них файлы на основе Дхармы, а у тебя - Фейсбука, но природа нашего ума одна. Любое состояние ума – переживания – страдания - проблемы мы можем использовать для практики, самоосвобождая его и тренируясь в открытом пробужденном восприятии себя настоящей(щего).
А твоей работе-учебе-семье это только поможет. Решение твоих задач будет более творческим, более целостным. Можно рисовать картины в этом состоянии, писать музыку, заниматься бизнесом, политикой, экономикой, поэзией, восточными единоборствами, цигун, йогой, любым спортом, обрабатывать массивы информации, изучать языки, наука, техника, искусство, семья – все будет продуктивнее.
KV: А сиддхи?
Ж.Т.: Я бы не концентрировался на сверхспособностях, потому что это только отвлекает. Вырос у тебя на пути цветочек - и ты все бросаешь и начинаешь за ним ухаживать. А твоя задача какая? Самоосвобождение помраченных состояний ума (мышления).
Отталкивать свои способности и цепляться за них, кстати, одно и тоже. Самое главное, что я хотел бы сказать людям, у которых в результате практик повышается чувствительность, и они начинают реально чувствовать энергию, эфирное тело, их уровень вибрации повышается с восприятия грубо-материального, физически-плотного до, скажем, тонкого, энерго-информационного, многомерного - не плодите сущностей, не уходите в шизотерику.
Не увлекайтесь тем, что вы чувствуете. Не будьте такими медиумами, которые под воздействием того, что они чувствуют, плюхаются в это и неуправляемо болтаются в нем, как, извините, что-то в проруби - и их страдания только увеличиваются. Управляйте этим.
В нашей йоге мы учимся это делать. Учимся управлять своим телом, дыханием, энергетикой, восприятием и состояниями ума. Если есть привычка управлять своим умом равно своей жизнью, то вы никуда не влетите, это лучшая мера безопасности.
Всегда необходимо понимать, с чем ты взаимодействуешь и зачем тебе это нужно. Открыл дверь, включил свет, сделал работу, выключил свет, закрыл дверь, вернулся к обычному восприятию мира. Небо голубое, снег белый, солнце светит. Это я вам, как целитель говорю.
А то многие стремятся и гоняются за измененными состояниями, хотят, к примеру, открыть третий глаз. Так вот проблема не в том, чтобы его открыть, а в том, чтобы его закрыть. Потому что через этот канал начинает валить информация, которой ты не управляешь. Ты не знаешь, что с этим делать, твоя личная и профессиональная жизнь псу под хвост - и ты получаешь проблемы по телу, по психике и т.д.
И все потому что хотелось сиддхи, хотелось измененного состояние сознания.
Читайте и практикуйте: Рам Цзы: “Мое любимое место – это там, где я нахожусь”
На самом деле, измененное состояние сознание – вообще не проблема. Покурил – получил! Хотя лично я категорически против наркотиков!
Потому что духовное развитие сразу и здесь мгновенно останавливается. Уровень сознания занижается настолько, что мы не просто не можем двигаться по духовному пути, но не можем даже вернуться в обыденное. Наш диапазон восприятия настраивается на то вещество, которое мы употребили. Да, оно другое, восприятие мира из диапазона растений или минералов, если это какая-то химия.
И в чем прикол? Вы не расширили диапазон восприятия мира, а просто сместили его, причем резко вниз - и стали абсолютно неадекватны даже на привычном человеческом уровне. Здоровье в упадке, продолжительость жизни стремительно сократилась и даже просто вернуться к предыдущему уровню весьма проблематично. О каком-то духовном развитии речь уже не идет, суметь бы просто выжить!
Что же касается стратегической линии – мы практикуем то направление, которое ведет нас к освобождению и счастью, мы практикуем не измененное состояние сознание, а естественное, пробужденное. Я почему на этом так детально остановился, потому что в некоторых тренингах “мастера” (смеется) прописывают эти измененные состояния сознания, как некие достоинства, некую цель, благо, путь развития. Но это не так! От этих состояний вы получите только проблемы.
KV: Я могу тебе сказать почему мы, ищущие, так стремимся к этим необычным состояниям. Потому что в обычном находиться тяжело, потому что, как сказал когда-то Рам цзы, “дыра в твоем сердце не дает тебе жить и быть наедине с собой”.
Ж.Т.: Все наши проблемы, все тяжелые переживания, страдания могут быть использованы как помощники для практики и одновременно - как топливо для пробужденного тренинга посреди своих привычных городских активностей, как путь достижения реализации (реализация – это просто привычка находиться в пробужденном состоянии ума – в простом-открытом чистом восприятии) посреди городских джунглей. Все свои состояния ума ты можешь превращать в радость и свободу.
Научившись этому механизму, ты достигаешь абсолютной свободы. И путь этот простой. Смотришь в свой ум, замечаешь это состояние-переживание-эмоцию-мысль, смотришь в основу этого мучительного состояния – и оно самоосвобождается. И ты просто пребываешь в текущем мгновении так, как есть! Это и есть ум Будды, с возвращением Домой!
KV: Это не так просто, как ты говоришь.
Ж.Т.: Описание именно такое. И никто не сможет описать по-другому. В этом вся соль практики, именно этим я занимался в ритрите, и именно этим я сейчас занимаюсь со своими учениками, работая-тренируясь на всех трех уровнях (тело-энергетика-ум).
Мы используем омрачения (а больше у нас ничего и нет) для привыкания к просветлению, и делаем это посреди нашей повседневной жизни.
KV: С чем ты работаешь в целительстве, а с чем - нет?
Ж.Т.: Мне реклама не нужна. Сложные и запущенные патологии. Не хотелось бы вдаваться в подробности. Мне нравится помогать людям.
KV: Женя, несколько слов о твоем уникальном методе – ригпа-йоге. Такого больше никто не практикует, расскажи об этом подробнее.
Ж.Т.: В прошлом я сам йога-тичер, поэтому прекрасно понимаю, что наша западная йога – это йога тела. Восстановить уровень здоровости, то есть, прокачать свой физический аспект здоровья этой йогой можно легко. А дальше, решив вопросы с телом, мы начинаем копать глубже и глубже, а источник знания всё так же остается недосягаем - мы уже не получаем того, что хотим, а наша драгоценная человеческая жизнь, к сожалению, не вечна.
В западной йоге нет сердца, нет сущности, нет постижения своей природы и изначальной мудрости. Это просто констатация факта, прошу прощения. У тех, кто думает по-другому, не волнуйтесь, вы безусловно правы, а я заблуждаюсь.
Итак, в тибетской йоге эта сущностность есть, но у них не представлена работа с телом. Они не придают ей значения, потому что не придают значения телу, рассматривая его, как временное пристанище, гостиницу, временно арендованный номер, а не построенную квартиру на века.
И после трехлетнего ритрита монахи и монашки, в большинстве своём, выходят с разными серьезными заболеваниями - поражениями внутренних органов. Но, по сравнению с нами, они все равно находятся в более выигрышном положении, потому что если они сейчас умрут, то, скажем так, возьмут с собой все свои “ваучеры”, а тело – это не то, что ты берешь с собой в следующую жизнь. Дальше уходит только наш ум, а мы с ним не работали.
Мне же хотелось совместить эти два направления – работа с умом и работа с телом. Будда учил гармоничному срединному пути. И я вижу, как одно помогает другому.
Это я и предлагаю нашим городским йогинам – опираясь на работу с телом, работать с умом, опираясь на работу с умом - работать с телом. А эффективная работа энергетической системы способствует и тому, и другому одновременно!
KV: Ты скромно отказываешься признать, что твой метод уникален, но я могу сказать, как человек, следящий за “рынком”, никто больше этого не делает. Киеву очень повезло, что ты вернулся.
Ж.Т.: Наши Учителя говорят – надо сидеть на самой низкой подушке и как можно ближе к выходу (смеется), поэтому я все-таки буду скромнее.
Относительно метода, он родился естественно, потому что его в течение девяти лет я практиковал сам и это прекрасно сработало.
KV: А Гуру-йога?
Ж.Т.: Это уникальный инструмент, с которым мы можем пройти быстрее по этому пути.
Если в ригпа-йоге мы все-таки работаем с физическим телом, с энергетикой и с умом, то в гуру-йоге мы занимаемся только ментальной йогой. Это чистая работа с восприятием. В двух словах - это практика опоры на ум своего Учителя, ум реализованного Мастера.
Есть несколько вариантов этой техники. Есть вообще мгновенная техника, которая позволяет буквально по щелчку войти в это восприятие и пребывать в нем в повседневных делах. Ум всегда с нами и с помощью определенных техник ты, постоянно практикуя, просто смешиваешь свой ум с умом своего реализованного Мастера-Учителя.
Хочу подчеркнуть, это возможно только в том случае, если ты ему доверяешь, если у тебя с ним связь от сердца к сердцу. Это важно, потому что, если нет резонанса, если ты все делаешь от ума-интеллекта и не доверяешь, то ничего не получится. Это достаточно тонкая тема. И она называется преданностью.
И это не то, что понимают под словом преданность большинство людей в социуме. Мы считаем, что преданность – это поднести учителю все лучшее, что у тебя есть (финансы, имущество, отношения, гаджеты, квартиру, машину, жену). И здесь мы зажимаемся.
Наше постсоветское пространство сделало нас подозрительными - и это правильно, но не в данном случае.
На самом же деле, в нашем понимании смысла преданности, как ключевом базовом понятии, речь идет о том, что мы подносим нашему Учителю абсолютно все, а под “все” понимается наше омраченное, страдающее состояние ума. А в ответ мы получаем пробужденное состояние. Неравноценный обмен-то? А мы сидим и жмемся (смеется).
KV: Признаться и показать себя во всей “красе” любимому учителю на самом деле сложно.
Ж.Т.: Понимаю.
KV: Расскажи о своих выездных практиках.
Ж.Т.: Смотрите, вы в течение недели отрываетесь от работы и быта и прибегаете три раза в неделю после работы на полтора часика позаниматься (и такая возможность есть только у киевлян). И все это время я вас вытаскиваю из ваших состояний, в которых вы пребываете в силу давно укоренившейся привычки. Вытаскиваю из ваших цепляний и привожу в чувство в контексте работы с телом, с энергетикой и с умом. И в этом сложность, потому что вы постоянно не в текущем моменте, мы привыкли страдать-напрягаться-помрачаться.
Поэтому все же идеальный вариант – все оставить на 3-5-7 дней и уехать в горный или морской ритрит, ритрит на океане. Традиционно это горы или море-океан. Это важно, потому что мы можем опираться на пространство, которое там нам открывается глубже и проявленнее.
Мы выезжаем и оставляем “себя” в городе. А на выезде, под руководством мастера, мы восстанавливаем тело, энергетику и учимся самоосвобождать свои проблемы-страдания-омрачения. Мы учимся исцелять своё страдательное восприятие и возвращать ему пробужденность-радость-счастье-жизнь. Запоминаем во время выездного ритрита вкус этого просветленного состояния ума, а затем просто тренирумся в нем, возвращаясь в него снова и снова, посреди своих привычных городских активностей, на работе-учебе-семье, возвращая себе радость, счастье и наполненность жизни!
Посредством сущностной практики реализация для городской(ого) йогини(а) достижима!
Хорошей практики/жизни!
Читайте и практикуйте: Игумен Евмений: “Смелость исследователя выводит нас за пределы представлений о “правильном” и “неправильном”
Фото: Facebook Жени Таковского