понедельник, 20 сентября 2021 г.

Госэкоконтроль по-новому: ВР предварительно одобрила законопроект, проверок станет больше

Госэкоконтроль по-новому: ВР предварительно одобрила законопроект, проверок станет больше

Верховная Рада (ВР) приняла за основу законопроект, который объединяет контролирующие функции ключевых госорганов в сфере охраны окружающей среды и наделяет этими функциями единый орган государственного экологического контроля – Госэкоинспекцию. В частности, предложено изменить правила проведения плановых и внеплановых проверок. Инспекторам их будет осуществлять легче.

Об этом KV стало известно в ходе внеочередного заседания ВР 15 июля 2021 года.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Законопроект №3091 “О государственном экологическом контроле” поддержали за основу 251 народный депутат.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Законопроект вводит понятие "информационно-телекоммуникационной системы мер государственного экологического контроля" – как единой автоматизированной системы сбора, накопления, систематизации и обработки информации о субъектах, в отношении которых осуществляются меры государственного экологического контроля. 

Эта система (создание ее оценивается в сумму порядка 5 млн гривен) должна будет обеспечить прозрачность и эффективность деятельности органов государственного экологического контроля (Госэкоинспекции).

Одновременно в проекте закона расширяются меры контроля Госэкоинспекции. К ним относятся плановые и внеплановые проверки, реагирования на вызовы, рейдовые проверки и патрулирование, проверки органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно документу, меры экологического контроля в отношении субъектов хозяйствования будут осуществляться:

  • в форме плановых и внеплановых проверок;

  • с выездом или без выезда должностных лиц органов государственного экологического контроля на место проверки;

  • с обязательной аудио-, видео- и фотофиксацией проверки, которая проводится с выездом на место;

  • отдельно от других мероприятий госконтроля, без включения в комплексные мероприятия;

  • без предупреждения (уведомления) предприятия (кроме плановых мероприятий и случаев, когда такое предупреждение является необходимым условием обеспечения эффективности мероприятия).

При этом, руководитель предприятия или лицо, им уполномоченное, имеют право присутствовать при проверке. 

Если же руководство “не обеспечили свое присутствие во время мероприятия государственного экологического контроля в течение четырех часов от начала такого мероприятия, мероприятие государственного экологического контроля проводится без их участия”.

Сейчас проверки должны обязательно проходить в присутствии руководства предприятий (которое, пользуясь этой нормой, срывает проведение проверок – нарекают авторы законопроекта в пояснительной к нему записке).

Плановые проверки будут осуществляться в следующие сроки:

  • для субъектов хозяйствования, которые отнесены к высокой степени риска – один раз в год;

  • для субъектов хозяйствования, которые отнесены к высокой степени риска – один раз в два года;

  • для субъектов хозяйствования, которые отнесены к средней степени риска – один раз в три года;

  • для субъектов хозяйствования, которые отнесены к незначительной степени риска – один раз в пять лет.

Для внеплановых проверок законопроект приводит двенадцать оснований:

Основаниями для проведения внеплановых проверок субъектов хозяйствования являются:

  • письменное заявление субъекта хозяйствования о проведении проверки по его желанию, в том числе с целью подтверждения факта устранения субъектом нарушений законодательства об охране окружающей среды, которые стали основанием для ограничения деятельности предприятия;

  • проверка выполнения субъектом предписаний, выданных по результатам проведения предварительного мероприятия органом государственного экологического контроля;

  • обращение физического лица (физических лиц), общественного объединения, органов местного самоуправления (о нарушениях законодательства об охране окружающей природной среды, выходящие за пределы их полномочий), с сообщением о нарушении требований законодательства об охране окружающей природной среды;

  • обращение Уполномоченного ВР по правам человека относительно субъекта хозяйствования в связи с выявленными системными нарушениями и / или наступлением события, имеющего значительное негативное влияние на окружающую среду, права, законные интересы, жизнь и здоровье человека;

  • поручение премьер-министра;

  • авария и / или чрезвычайная ситуация на территории предприятия;

  • сообщение органов государственного надзора (контроля) об обнаружении признаков нарушений законодательства об охране окружающей природной среды субъектом хозяйствования;

  • в случаях, предусмотренных законом, обращение разрешительного органа при процедуре выдачи, внесения изменений, пересмотра или обновления условий разрешительных документов;

  • сообщения органов государственной власти о выявлении недостоверных данных, заявленных субъектом хозяйствования в документе обязательной отчетности или непредставление субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

  • данные государственной системы мониторинга окружающей среды (в том числе данные по результатам анализа спутниковых снимков), указывающие на значительное ухудшение состояния окружающей среды или отдельных его компонентов на соответствующей территории;

  • открытие производства по делу о банкротстве предприятия, отнесенного к высшей или высокой степени экологического риска;

  • обращение органов досудебного расследования в рамках уголовного производства.

Оговаривается, что внеплановые проверки осуществляются в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное его правилами внутреннего трудового распорядка. 

В случае осуществления предприятием хозяйственной деятельности с нарушением правил внутреннего трудового распорядка (в нерабочее время), внеплановые проверки могут проводиться и в выходные, нерабочие, праздничные дни, а также в ночное время.

При этом, в случае проведения внеплановой проверки должны будут проверяться только те вопросы, которые стали основанием для ее проведения.

Проект закона детально прописывает и другие процедуры и инструменты экологического контроля.

В случае принятия закона, рассчитывают его авторы, будет создана целостная и эффективная система государственного экологического контроля, улучшено состояние окружающей среды Украины, минимизированы нарушения в сфере охраны окружающей среды с негативными последствиями и причинением вреда.

Упрощение проведения проверок инспекторами авторы законопроекта объясняют тем, что при нынешнем законодательстве бюрократические процедуры либо затягивают проведение проверок, либо благодаря законодательным лазейкам позволяют не допускать проверяющих на объекты. 

В пояснительной записке к проекту закона говорится, что сейчас формальными причинами недопуска проверяющих на объекты выступают факты “злоупотребления правами”, предоставленными законодательством в сфере госконтроля хозяйственной деятельности. 

Например, 

  • плановая или внеплановая проверка субъекта хозяйствования должна проводиться в присутствии руководителя (злоупотребление: отсутствие руководителя на предприятии в течение периода проведения проверки);

  • проверки только в рабочее время (злоупотребление: осуществление, например, залповых выбросов загрязняющих веществ ночью или внезапное, перед проверкой, изменений в правила внутреннего трудового распорядка).

В качестве препон для эффективного экоконтроля, по нынешнему законодательству, в Пояснительной приводится и такой пример: “При проведении комплексных проверок не учитывается сезонность работы субъектов хозяйствования (например, проверка ТЭЦ (...), преимущественно Государственной регуляторной службой определяется (...) в зимний период, что делает невозможным осуществить инструментально-лабораторный контроль выбросов, поскольку соответствующими приборами замеры возможно осуществлять начиная от + 10 оС).

Как информировала KV, фактический владелец Дарницкой ТЭЦ Анатолий Шкрибляк и Максим Ефимов, которому приписывают фактический контроль над ПАО “Центрэнерго”, препятствуют принятию законопроекта “О государственном экологическом контроле”. 

Тем временем Государственная экологическая инспекция 5 июля начала проверку Трипольской ТЭС, которую называют крупнейшим загрязнителем воздуха в Киевской области. Проверка продлится до завтра – 16 июля.

Читайте: Госэкоинспекция начала проверку Трипольской ТЭС

КиевVласть

Алексей Игнатьев

Теги: новости киева, новости киевщины, новости украины, верховная рада, экологический контроль

воскресенье, 19 сентября 2021 г.
18:05
Планові відключення електроенергії в Київській області 20 вересня 2021 року (повний список населених пунктів)
17:11
Центр альтернативного озеленения приглашает киевлян высадить деревья в столице
16:03
Еще в одном столичном ТРЦ открылся центр вакцинации
15:04
Марш равенства прошел без нарушений правопорядка, - полиция Киева (фото)
14:07
Киевлян предупредили об ухудшении погодных условий до конца суток 19 сентября
13:04
За останню добу коронавірус діагностували в 103 мешанців Київщини
12:06
Киевская таможня предотвратила вывоз из Украины запчастей к армейской технике
11:07
Столичное ГУ статистики зафиксировало в прошлом месяце в Киеве дефляцию
10:03
В субботу, 18 сентября, от коронавируса в Украине привились менее 60 тысяч человек
09:04
В смертельном ДТП на Киевщине погибли три человека
07:15
Сегодня, 19 сентября, ярмарки пройдут в четырех районах Киева (адреса)
07:00
Погода в Киеве и Киевской области: 19 сентября 2021 года
суббота, 18 сентября 2021 г.
18:05
Планові відключення електроенергії в Київській області 19 вересня 2021 року (повний список населених пунктів)
17:03
Киевляне во время акции “World Cleanup Day” собрали с улиц города около 500 кубометров мусора (фото)
16:06
В Киеве с молотка продают Научно-технический центр “Плазмотрон” (фото)
15:02
Житель Фастовского района обустроил в арендованной квартире нарколабораторию (фото)
Календарь событий