Управление жилым фондом. Нововведения
Основные нововведения этого закона "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" прописывают право объединенного органа совладельцев многоквартирных домов на сдачу в аренду подвалов и чердаков, если это не вредит нормальному использованию здания, а также сдачу в аренду придомовых территорий после их оформления в установленном законом порядке.
Эти, заметные немногим преференции, возлагают на сообщество совладельцев полную ответственность за состояние жилого и нежилого фонда. Всё от текущего жизнеобеспечения до капитальных ремонтов, замены конструктивов, технического перевооружения и инженерного оснащения жилого дома, а также придомовых территорий. Все это ложится на сообщество и всё это должно делаться исключительно за деньги совладельцев.
Контроль за деятельностью сообщества совладельцев и качеством услуг по содержанию домов и территорий останется за органом местного самоуправления, а контроль по нарушению нормативной базы, при использовании жилого и нежилого фонда, за государственными службами и ни те, ни другие не будут искать компромиссы входить в положение малоимущих. Нет денег, не выполняешь правила эксплуатации зданий – иди жить в карточный ящик.
Создать сообщество весьма просто, да и ответственность за его деятельность невелика. В законе прямо сказано, что "Об'єднання не несе відповідальності за зобов’язаннями співвласників". То есть если вы ликвидировали существовавшую до ваших инициатив систему управления жилым фондом, взяли управление на себя, и у вас все окончательно развалилось, то совладельцы сами виноваты и солидарно ответственны за инициативных аматоров, которых сами же поддержали. В момент истины им станет понятно, что необходимо было более серьезно и вдумчиво подходить к формированию условий своей жизни за свои же деньги, под руководством безответственных, по закону, людей.
Чтобы уйти от профессионального обслуживания и все поменять в вашей сегодняшней жизни в худшую сторону, достаточно трех человек из вашего дома, имеющих массу свободного времени, причем к участию в жизни создаваемого сообщества допускаются даже квартиросъемщики. (Не удивляйтесь, закон очень богат нескладушками.)
Алгоритм процедуры создания объединения собственников, это единственно, что хорошо и подробно прописано законом, так как власть и законодатели очень хотят побыстрее уйти от ответственности, взвалив накопленные за десятки лет проблемы на Вас.
Три человека – это уже самодостаточная инициативная группа по созданию объединения совладельцев, которым необходимо:
1. Собрать сборы совладельцев. Решение о создании сообщества должно получить поддержку в 75% голосов.
2. На этих же сборах необходимо выбрать уполномоченного по разрыву или заключению договоров с управителем, достаточно поддержки в 50% голосов;
2.1. Если нет кворума, то это не беда, так как закон позволяет в течении 15 дней провести индивидуальный письменный опрос с приведением его к нужному инициаторам решению;
2.2. Если опрос с применением методик убеждения (3:1) проводить неохота, то лучше всего, еще до объявления про сборы совладельцев, получить доверенность на представление интересов собственников квартир ( каждого из них) в прописанном законом порядке;
Пока способностей инициативной группы, как хороших, так и плохих, никто не измерил, можно надеяться, что занятые собой и своими делами люди, без проблем доверятся своим инициативным соседям, не вникая в смысл влияния их деяний.
3. Решение сборов надо направить в орган местного самоуправления, а орган местного самоуправления прекратит действие сессионного решения на оказание услуг предыдущему управляющему. С этого момента структуры, которые обслуживали вас, уже не имеют права получать от вас деньги за коммунальные и транзитные услуги, а значит, их работа по вашему обслуживанию прекратится. Ситуация неуправляемая и на фоне легких попыток во что-то включится, в дома будет вползать разруха.
Методики перетекания полномочий от одних управляющих к другим в законе не прописаны, поэтому сразу возникает конфликт, а там где конфликт – нет комфорта и заработка, но это в будущем. А в первой стадии сразу возникает мысль: "Раз они не отдают – значит им интересно этим владеть и получать прибыль…" Никого не интересуют детали. Не предусмотрен даже порядок перезаключения договоров на транзитные услуги, без которых жизнедеятельность жилых домов вообще невозможна. В законе нет понятия комплексная застройка , речь идет об отдельных домах и подъездах. Очень нова в этом законе оплата за использование придомовых территорий. Надо платить, то ли за аренду, то ли за выкуп. Раньше этого не было.
Жилищно-коммунальное обслуживание дает достаточно большую головную боль, то есть управляющие структуры не будут бороться за этот вид деятельности. Переход полномочий, прав и обязанностей к коллективному хозяйственному органу жильцов (сокращенно "колхоз"), пройдет без проблем, особенно в организационной части.
Но как показала история создания управленческих форм, там, где колхоз – всегда разруха.
Прошлое поколение понимает и ощутило на себе смысл этой фразы, а новому поколению новый закон предоставит возможность понять глубокую суть колхозной идиллии на бумаге и в реальности, но к этому времени жилому фонду будет нанесен слегка непоправимый ущерб. Но это не впервой, античная архитектура ваялась на еще более античных развалинах. Можно предположить, что все ископаемые архитектурные памятники - результат коллективных законотворческих инициатив под электоральные настроения.
Желаю всем счастливых человеческих историй и хороших соседей.
Алексей Кулагин, управляющий собственник девелоперской компании "Омокс" - застройщик жилого комплекса "Чайка" и "Сонцтаун"