Терминал не работает
Заметили, сколько таких объявлений сейчас в маленьких кофейнях и магазинах?
Если быть совсем честным, то объявление должно было бы звучать так “терминал работает, но от греха подальше мы его пока спрятали”.
В чем дело?
С 1 января все единоналожники должны перейти на использование РРО или ПРРО. До последнего момента была надежда, что в Верховной Раде проголосуют отсрочку введения этой нормы до 2023 года, поэтому кто-то не готовился ибо надеялся, а кто-то в принципе не готовился и даже не знал, как у нас часто бывает. О том, что РРО таки должны быть с 2022 года, стало понятно 29 декабря. Итого, половина единоналожников 1 января оказались не готовы и во избежание штрафов принимают только наличку.
Но даже те, кто оказался готовы, стали заложниками ситуации. Например, один из самых популярных программных РРО (ПРРО) Chekcbox, вышедший на рынок ещё в 2020 году, с 1 января нещадно тупил. Собственник проекта Дмитрий Дубилет заявлял, что в связи с этим подумывает о суициде и обещал написать письмо в налоговую, чтобы тех, у кого глючил Chekcbox не штрафовали. Потом заявил, что будет возмещать начисленные штрафы. Но как мы знаем, обещать – не значит жениться, поэтому только время покажет, станут ли налоговики штрафовать единщиков за ошибки программистов и будут ли программисты эти штрафы возмещать.
Тем временем ПриватБанк пообещал, что с февраля можно будет заменить обычный терминал на терминал с функцией РРО и многие просто решили дождаться новых терминалов и пока принимать все наличкой
Для баров и ресторанов с 1 января обязательно при продаже алкоголя сканировать акциз. После наших вопросов как сканировать акциз для коктейля, в который идёт два-три вида алкоголя и как сохранить акцизную марку на баре, когда крышка открыта и одна бутылка иногда разливается несколько дней очень небольшими порциями, “облегчили” задачу тем, что сканировать нужно один раз – при открытии бутылки. Теперь осталось это как-то скоординировать с программой, которая просит акциз каждый раз и “не пускает” встречку по системе без скана акциза
А в целом все по общему сценарию – коммуникационная программа провалена, вопросов больше чем ответов, не готовыми оказались ни предприниматели, которые надеялись, что снова как-то пронесёт, ни разработчики программных продуктов, ни власть, которая уже в январе стала публиковать противоречивые пояснения. И особенно не готовыми оказались потребители – за последние годы процент расчёта наличными уменьшился в разы и масса людей привыкли жить без кошелька и купюр. Историй о том, как сейчас в маленьких пгт атакуют банкоматы – массы. Ближайший месяц кеш снова будет актуален.
Олеся Остафиева, сооснователь ведьма-бара “Лысая гора”, медиаконсультант