Страной управляют политические инфантилы. К чему это приведет?
История учит – неисчислимые бедствия постигают государства, возглавляемые малолетними правителями, которым не достались компетентные и ответственные опекуны. Но еще больше страдают страны, которых неблагосклонная фортуна наделила инфантильной политической элитой. Боюсь, симптоматика украинского политикума в этом контексте весьма неутешительна.
Способность достойно управлять государством определяется, во-первых, соответствующими знаниями мировой истории и законов общественного, экономического и политического развития. Во-вторых, личностным потенциалом – волевыми и нравственными качествами. И, в-третьих, политической зрелостью: умением адекватно ставить SMART-цели, правильно оценивать возможности, риски и расстановку сил, думать долгосрочными временными горизонтами, выбирать эффективный инструментарий достижения целей и выполнения задач и прочее.
Незнание не освобождает от ответственности. Кухарка может управлять государством, но только если подучится. В противном случае она так и останется пищей для более сильных политических конкурентов. Трусость и подлость укрепляют благосостояние, но не способствуют политическому долголетию. А незрелость – она же политический инфантилизм – как производная от незнания и личностного убожества – угрожает не только самому горе-политику, но и будущему страны. Puer aeternus в политике всегда enfant terrible.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
По своему психотипу политический инфантил - человек c мифологической картиной мира, не умеющий ждать, не желающий учитывать интересы других участников процесса, привыкший пользоваться полученными даром, а не заработанными жизненными благами. Чаще всего он бывает популистом, но встречаются и особи с прагматической риторикой, которая остается риторикой и никогда не имплементируется в материальном мире.
Правда, зачастую вполне прагматичный и здорово/нездорово циничный деятель изображает из себя политического kidult-а (сейчас речь не о них, при анатомировании “популистов обычных” мы не обнаружим ничего нового).
Помимо вышеперечисленных глубинных отличий инфантильных политиков от редко встречающихся в нашей политической “элите” адекватов, есть и симптомы, легко позволяющие их идентифицировать на глаз:
- детское невежество в парадигме “Мир начался с меня” – незнание или нежелание помнить исторические прецеденты, экономические закономерности и т.п.;
- безапелляционность суждений и эгоцентрическое мировоззрение “Мир вертится вокруг меня и моих убеждений”;
- склонность к неаргументированному или манипулятивно аргументированному навешиванию ярлыков - претензия на право единолично и самовластно именовать сущее в мире;
- синдром Карлсона “Я так не играю” – обидчивость, вымещаемая на избирателей, журналистов, активистов, политических соратников и соперников;
- неспособность признавать за инакомыслящими права на инакомыслие – “Как кто-то смеет думать по-другому, если я думаю ТАК”;
- миссионерские замашки “Моя миссия – спасти мир”.
Разновидность инфантильных политиков, прямо или косвенно соприкоснувшихся с корпоративной средой, любит щеголять идиотскими присущими полуобразованщине фразами a-la “диалог власти, бизнеса и инвесторов” (алло, друзья, инвестор – не бизнесмен?).
И, конечно, политические инфантилы с удовольствием потакают низменным инстинктам толпы. Тоже инфантильным по определению! Потому что украинская политическая элита представляет собой плоть от плоти народа, испорченного - с инерционным заделом на несколько поколений - советским патернализмом. Что может быть слаще для толпы и инфантила, чем загнать под стол тварь дрожащую, коррупционера поганого – пусть и преступив в порыве правового нигилизма закон…? Новая мифология – политическая, социальная имеет анестезирующее свойство, но в этих иллюзиях нередко тонут остатки здравого смысла.
Ведь украинский массовый инфантилизм имеет в последнее время несколько иную акцентуацию – и в сравнении с прошлым, и в сравнении с другими странами. Разумеется, осталась часть принципиально аполитичного населения или тех, кто ушел во внутреннюю квазиаутическую эмиграцию, чтобы обезопасить себя от душевной боли. Но появились “новые инфантилы”, которые подобно комсомольцам 20-х годов прошлого столетия некритично и свято верят в скорое светлое будущее, происки “врагов народа”, абсолютную истину, вождей-икон и так далее. В каком-то смысле это тоже реакция на испытываемый нацией (не в понимании “титульная нация”, а в понимании “нация-государство”) болевой шок. К сожалению, такой инфантильный общественный активизм далеко не всегда конструктивен и во многих своих формах – вплоть до уничтожения доверия к тем или иным институтам гражданского общества.
То есть мы можем констатировать порочный круг: инфантилизм зачастую одновременно страдающих/наслаждающихся своим вождизмом политиков является сообщающимся сосудом с народным инфантилизмом. Вследствие чего вырисовываются неприятные перспективы окончательной деинтеллектуализации и маргинализации системы управления государством – и без того не самой высоколобой и прагматичной.
Потакать своим тайным желаниям, одновременно веселя толпу и наслаждаться ее реакцией, - великий соблазн. Но ответственный политик на то и ответственный политик, чтобы остановить цепную реакцию разрушения. Ценность знаний, навыки ведения цивилизованного политического диалога, важность общественного согласия не отменяют даже законы военного времени. И неготовность это признать – первейший признак политического инфантилизма, эпидемию которого здоровая прагматичная и критически мыслящая часть гражданского общества обязана остановить. Пока еще не слишком поздно.
источник: “Новое время”