Олигархический консенсус: последние выборы президента и переход к парламентской республике
Что стратегически определяет для Украины выбор того или иного кандидата президентом страны? С моей точки зрения, главным критерием будет не внешнеполитический вектор. На самом деле, за исключением гипотетической победы Юрия Бойко, при любом другом президенте внешний вектор останется, в целом, прежним.
Этот вектор зависит не от ФИО будущего президента, а от уже сформированных внутренних и внешних условий. И его резкая смена чревата для самого будущего президента.
Зависит ли от конкретного ФИО внутренняя политика и повестка государства? Зависит, но, в первую очередь, не в смысле улучшения/ухудшения жизни граждан - тут кардинально ничего не изменится.
Систему кардинально никто менять не будет. За каждым из ведущих кандидатов стоят ФПГ (олигархические финансово-промышленные группы), которым изменение системы смерти подобно.
От ФИО будущего президента будет зависеть: насколько трудно и с какими потерями Украина перейдет от президентско-парламентской к чисто парламентской республике с минимальными функциями президента или вообще с отсутствием такового?
Почему я считаю, что такой переход неизбежен?
Президент в Украине - это точка олигархического консенсуса. Президент является гарантом обеспечения компенсации затрат ФПГ за счет бюджета (нас с вами) и создания для олигархов монопольных условий в тех или иных отраслях. Вся остальная коррупция, в т.ч. и "громкая" по примеру "Укроборонпрома" - это попутный, но неизбежный в такой системе эффект. И Янукович, и Порошенко были избраны как фигуры олигархического консенсуса.
И оба они его нарушили. Что Янукович, что Порошенко пошли одним и тем же путем - перенаправления финансовых потоков и отъема активов от ФПГ себе любимым. То есть из фигуры консенсуса президент (и нынешний, и прошлый) начали превращаться в собственно ФПГ, обеспечивая себе взрывной рост капиталов за счет инструментов власти.
При достаточном наличии ресурсов хватило бы и "традиционным" ФПГ, и президентской ФПГ. Но ресурсы сокращаются с 2008 года. После 2014 года сокращение ресурсной базы идет наиболее быстрыми темпами: за счет потери части территорий, а главное - за счет окончательного износа инфраструктур. А при сокращении ресурсной базы борьба ФПГ, в т.ч. и "президентской ФПГ” за оставшиеся плюшки приобретает особенно ожесточенный характер.
Именно украинские ФПГ инициировали Майдан 2013-2014 годов, не давали ему заглохнуть - и перевели Украину из формата президентской республики в формат президентско-парламентской. Но этого оказалось недостаточно.
Читайте: Сотні тисяч “елітних паразитів”, яких жодному президенту не знищити без великої війни
Назначенный "большой четверкой" украинских ФПГ на должность президента Петр Порошенко, по сути, просто захватил контроль над ресурсами бюджета, законодательным и судебно-силовым ресурсами страны. И тут же их начал использовать для увеличения собственных активов - за счет ущемления "традиционных" ФПГ.
Последние 9 лет показали, что наличие президента с существующими полномочиями и не существующими ограничениями несет смертельную угрозу для традиционных украинских ФПГ. И смена ФИО на этом посту ничего не решает.
Даже если сами украинские олигархи еще не пришли к пониманию или сговору насчет трансформации Украины в парламентскую республику, сокращение ресурсной базы неизбежно к этому сговору приведет. Хотя, думаю, рамки такого олигархического сговора уже определены.
Парламент, в отличие от Президента, является куда более удобной площадкой для олигархической борьбы за бюджет и монополии, нежели расстановка своих людей в президентских и правительственных структурах (сейчас Кабмин и его структуры - политическая вотчина действующего президента).
Читайте: Президентським програмам - конституційні норми
При проведении в парламент хотя бы 19-ти своих штыков каждый олигарх уже не проигрывает. А президент в условиях постоянно сокращающейся ресурсной базы с имеющимися полномочиями и возможностями, неизбежно превращается сначала в ФПГ, а потом в диктатора, чтобы защитить собственные активы и подавить возмущение олигархов. Которое может быть выражено в любых формах: от журналистских расследований - до Майдана.
Если применить данную ситуацию к нынешним выборам, то из трех основных кандидатов (Владимир Зеленский, Петр Порошенко, Юлия Тимошенко) мы получаем одного нынешне-будущего диктатора (действующего) и две фигуры, чья роль заключается в управляемом переводе страны из президентско-парламентской республики в парламентскую.
Знаково, что Тимошенко об этом заявила прямо, а Зеленский воплотил это в пункте "я иду на один срок". И, это могут быть не популистские заявления, а рамки договора кандидатов с ФПГ. В результате которых эти кандидаты получают поддержку от ФПГ.
Поэтому я считаю, что даже в случае "победы" Петр Порошенко он не досидит свою вторую каденцию до конца. Просто ФПГ перейдут к другим формам борьбы. Сразу после / во время выборов или позже - не суть важно. Важно, что вторая каденция действующего - это наиболее тяжелый и кровавый путь перехода в парламентскую республику.
В случае победы Зеленского или Тимошенко тоже возникают "вилки". Но в целом, такой переход при них будет с меньшими потерями. Хотя сейчас прогнозировать трудно.
Я прошу не оценивать с точки зрения "парламентская республика - это плохо или хорошо”. Во-первых - это будет вне нашего желания. Так решили или неизбежно решат субъекты украинской политики - ФПГ.
Народ не субъектен и не имеет влияния. Граждане Украины в политическом смысле - это электоральный ресурс для легитимизации тех или иных хотелок и решений ФПГ.
Во-вторых, украинские олигархи оценивают изменения системы только с точки зрения своих интересов. Улучшение/ухудшение условий жизни людей для них на последнем месте.
В любом случае, думаю, что эти президентские выборы являются последними, как и последним будет избранный президент - в рамках существующих полномочий и функций. А в какой форме, когда и как будет осуществлен переход к новому олигархическому консенсусу - минус президент плюс парламентская республика - мы увидим в результате нашего выбора.
Читайте: Украинцы побили свой же антирекорд по недоверию к власти – международный опрос
Святослав Швецов, экономист, политолог, блогер
Источник публикации