п'ятниця, 22 листопада 2024 г.
Олигархический консенсус: последние выборы президента и переход к парламентской республике

Олигархический консенсус: последние выборы президента и переход к парламентской республике

Святослав Швецов

экономист, политолог, блогер

Что стратегически определяет для Украины выбор того или иного кандидата президентом страны? С моей точки зрения, главным критерием будет не внешнеполитический вектор. На самом деле, за исключением гипотетической победы Юрия Бойко, при любом другом президенте внешний вектор останется, в целом, прежним.

Этот вектор зависит не от ФИО будущего президента, а от уже сформированных внутренних и внешних условий. И его резкая смена чревата для самого будущего президента.

Зависит ли от конкретного ФИО внутренняя политика и повестка государства? Зависит, но, в первую очередь, не в смысле улучшения/ухудшения жизни граждан - тут кардинально ничего не изменится.

Систему кардинально никто менять не будет. За каждым из ведущих кандидатов стоят ФПГ (олигархические финансово-промышленные группы), которым изменение системы смерти подобно.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

От ФИО будущего президента будет зависеть: насколько трудно и с какими потерями Украина перейдет от президентско-парламентской к чисто парламентской республике с минимальными функциями президента или вообще с отсутствием такового?

Почему я считаю, что такой переход неизбежен?

Президент в Украине - это точка олигархического консенсуса. Президент является гарантом обеспечения компенсации затрат ФПГ за счет бюджета (нас с вами) и создания для олигархов монопольных условий в тех или иных отраслях. Вся остальная коррупция, в т.ч. и "громкая" по примеру "Укроборонпрома" - это попутный, но неизбежный в такой системе эффект. И Янукович, и Порошенко были избраны как фигуры олигархического консенсуса.

И оба они его нарушили. Что Янукович, что Порошенко пошли одним и тем же путем - перенаправления финансовых потоков и отъема активов от ФПГ себе любимым. То есть из фигуры консенсуса президент (и нынешний, и прошлый) начали превращаться в собственно ФПГ, обеспечивая себе взрывной рост капиталов за счет инструментов власти.

При достаточном наличии ресурсов хватило бы и "традиционным" ФПГ, и президентской ФПГ. Но ресурсы сокращаются с 2008 года. После 2014 года сокращение ресурсной базы идет наиболее быстрыми темпами: за счет потери части территорий, а главное - за счет окончательного износа инфраструктур. А при сокращении ресурсной базы борьба ФПГ, в т.ч. и "президентской ФПГ” за оставшиеся плюшки приобретает особенно ожесточенный характер.

Именно украинские ФПГ инициировали Майдан 2013-2014 годов, не давали ему заглохнуть - и перевели Украину из формата президентской республики в формат президентско-парламентской. Но этого оказалось недостаточно.

Читайте: Сотні тисяч “елітних паразитів”, яких жодному президенту не знищити без великої війни

Назначенный "большой четверкой" украинских ФПГ на должность президента Петр Порошенко, по сути, просто захватил контроль над ресурсами бюджета, законодательным и судебно-силовым ресурсами страны. И тут же их начал использовать для увеличения собственных активов - за счет ущемления "традиционных" ФПГ.

Последние 9 лет показали, что наличие президента с существующими полномочиями и не существующими ограничениями несет смертельную угрозу для традиционных украинских ФПГ. И смена ФИО на этом посту ничего не решает.

Даже если сами украинские олигархи еще не пришли к пониманию или сговору насчет трансформации Украины в парламентскую республику, сокращение ресурсной базы неизбежно к этому сговору приведет. Хотя, думаю, рамки такого олигархического сговора уже определены.

Парламент, в отличие от Президента, является куда более удобной площадкой для олигархической борьбы за бюджет и монополии, нежели расстановка своих людей в президентских и правительственных структурах (сейчас Кабмин и его структуры -  политическая вотчина действующего президента).

Читайте: Президентським програмам - конституційні норми

При проведении в парламент хотя бы 19-ти своих штыков каждый олигарх уже не проигрывает. А президент в условиях постоянно сокращающейся ресурсной базы с имеющимися полномочиями и возможностями, неизбежно превращается сначала в ФПГ, а потом в диктатора, чтобы защитить собственные активы и подавить возмущение олигархов. Которое может быть выражено в любых формах: от журналистских расследований - до Майдана.

Если применить данную ситуацию к нынешним выборам, то из трех основных кандидатов (Владимир Зеленский, Петр Порошенко, Юлия Тимошенко) мы получаем одного нынешне-будущего диктатора (действующего) и две фигуры, чья роль заключается в управляемом переводе страны из президентско-парламентской республики в парламентскую.

Знаково, что Тимошенко об этом заявила прямо, а Зеленский воплотил это в пункте "я иду на один срок". И, это могут быть не популистские заявления, а рамки договора кандидатов с ФПГ. В результате которых эти кандидаты получают поддержку от ФПГ.

Поэтому я считаю, что даже в случае "победы" Петр Порошенко он не досидит свою вторую каденцию до конца. Просто ФПГ перейдут к другим формам борьбы. Сразу после / во время выборов или позже - не суть важно. Важно, что вторая каденция действующего - это наиболее тяжелый и кровавый путь перехода в парламентскую республику.

В случае победы Зеленского или Тимошенко тоже возникают "вилки". Но в целом, такой переход при них будет с меньшими потерями. Хотя сейчас прогнозировать трудно.

Читайте: Тимошенко и Порошенко сражаются за прохождение во второй тур выборов президента - результаты большого соцопроса

Я прошу не оценивать с точки зрения "парламентская республика - это плохо или хорошо”. Во-первых - это будет вне нашего желания. Так решили или неизбежно решат субъекты украинской политики - ФПГ.

Народ не субъектен и не имеет влияния. Граждане Украины в политическом смысле - это электоральный ресурс для легитимизации тех или иных хотелок и решений ФПГ.

Во-вторых, украинские олигархи оценивают изменения системы только с точки зрения своих интересов. Улучшение/ухудшение условий жизни людей для них на последнем месте.

В любом случае, думаю, что эти президентские выборы являются последними, как и последним будет избранный президент - в рамках существующих полномочий и функций. А в какой форме, когда и как будет осуществлен переход к новому олигархическому консенсусу - минус президент плюс парламентская республика - мы увидим в результате нашего выбора.

Читайте: Украинцы побили свой же антирекорд по недоверию к власти – международный опрос

Святослав Швецов, экономист, политолог, блогер

Источник публикации

KиевVласть

Теги: новости киева, новости украины, выборы президента украины, парламентская республика, олигархи фпг, олигархи фпг, олигархи фпг

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.