Апартаменты на рынке первичной недвижимости Киева
Сегмент апартаментов на рынке жилой недвижимости столицы активно развивается. Об этом свидетельствует увеличение количества предложения на рынке по сравнению с предыдущими периодами, а также выход в этот сегмент крупнейших игроков рынка с новыми проектами.
Текущей особенностью этого сегмента является то, что часть застройщиков продает в юридическом статусе апартаментов обычное жилье, в котором управляющая компания занимается исключительно эксплуатацией, не предоставляя никаких других дополнительных услуг ни проживающим в апартаментах, ни самим владельцам апартаментов. В отличии от таких апартаментов сервисные апартаменты предполагают наличие управляющей компании, которая занимается вопросами поиска арендатора, всеми вопросами, связанными с эксплуатацией, а также может предоставлять дополнительные услуги арендаторам, но при этом проживание владельца в сервисных апартаментах – ограничено.
Что способствует развитию сегмента
Во-первых, традиционно, отсутствие надежных инструментов инвестирования. Доверие к банковской системе до сих пор так и не восстановилось, поэтому далеко не все готовы отнести свои сбережения в банк (разве что в банковскую ячейку). Во-вторых, доходность: пассивный доход в размере 10-15% в дол. США, который предлагает доходное жилье, явно более привлекательный вариант, нежели доходность депозитов. (За первое полугодие 2021 индекс ставок по депозитам физлиц в гривне снизился с 8,48% до 7,59% по полугодичным вкладам и с 8,78% до 8,17% по годовым.) И в-третьих, инвестиция в жилые квадратные метры с целью последующей сдачи в аренду принесет намного больше хлопот и меньше дохода, чем те же апартаменты.
С другой стороны – заинтересованные в развитии девелоперы, для которых строительство апартаментов также интересно по ряду причин. В первую очередь, строительство доходного жилья не требует оформления документов по процедуре, аналогичной жилому строительству. А это значит, что участки не совсем пригодные по документам для жилья, но локационно интересные, становятся доступными для реализации проекта. Кроме того, тот факт, что в структуре продаж первичного жилья до 25-30% составляет инвестиционный спрос, позволяет сервисным апартаментам (в которых предполагается профессиональное планирование и управление показателями доходности) смело претендовать на этот потребительский сегмент, ведь по факту к продаже предлагается инвестиция в бизнес “под ключ”.
Симбиоз частных инвесторов и девелоперов даёт все шансы на популяризацию такого формата. Сегмент только начинает своё развитие на украинском рынке.
Пока в структуре сегмента доходного жилья сервисные апартаменты составляют лишь 32% от всего, что строится в статусе “апартаменты”.
Ольга Момчилович, эксперт по маркетингу недвижимости