вівторок, 30 квітня 2024 г.

Зеленский хочет доверить СНБО работу с олигархами

Зеленский хочет доверить СНБО работу с олигархами

Президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду (ВР) законопроект “об олигархах” обозначенный как неотложный. Законопроект определяет признаки олигархов и предусматривает создание “реестра олигархов”, который будет формировать и вести Совет национальной безопасности и обороны (СНБО). С последним не согласен спикер ВР Дмитрий Разумков, по мнению которого определять олигархов должен некий “отдельный орган”, а не СНБО. Срок действия закона, в случае его принятия, составит десять лет. В целом законопроект идентичен тому, анализ которого был опубликован на днях в “ZN,UA”.

Об этом KV стало известно из законопроекта президента Владимира Зеленского №5599 “О предотвращения угроз национальной безопасности, связанным с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительную экономическую или политическую вес в общественной жизни (олигархов)”

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Согласно законопроекту, олигархом, является человек, который соответствует трем из четырех категорий:

  • принимает участие в политической жизни;

  • оказывает значительное влияние на средства массовой информации;

  • является конечным бенефициарным владельцем субъекта хозяйствования, является субъектом естественных монополий или занимает монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном товарном рынке и в течение одного года подряд поддерживает или усиливает это положение;

  • стоимость активов лица превышает 1 млн прожиточных минимумов (2,189 млрд гривен), установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года (по состоянию на 3 июня прожиточный минимум составляет 2189 гривен). 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Под участием в политической жизни в законопроекте подразумевается:

  • занятие высокой должности в госаппарате – от руководителя центрального органа исполнительной власти (ЦОИВ) до президента;

  • связанность с высокопоставленным должностным лицом;

  • финансирование деятельности политической партии, политической агитации или проведения митингов или демонстраций с политическими требованиями;

  • непосредственное руководство политической партией.

Оказание влияния на СМИ – это когда субъект является бенефициаром или контролером СМИ, или был таковым на момент вступления в силу закона о деолигархизации.

Решение о признании олигархом принимает СНБО (главой которого является президент Украины) на основании представления Кабмина, НБУ, СБУ, АМКУ. Обязательное к исполнению решение СНБО о признании олигархом вступает в силу со дня официальной публикации соответствующего указа президента. На официальном сайте СНБО должен быть создан и опубликован открытый и круглосуточно работающий "Реестр лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов)".

Реестр олигархов должен содержать следующую информацию: 

  • решение СНБО о признании лица, имеющего значительную экономическую или политическую вес в общественной жизни (олигархом), и обстоятельства, обосновывающие принятие такого решения;

  • фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, имеющего значительную экономическую или политическую вес в общественной жизни (олигарха)

  • декларации о контактах с лицом, имеющим значительную экономическую или политическую вес в общественной жизни (олигархом), или ее представителями;

  • решение СНБО об исключении лица из реестра и обстоятельства, обосновывающие принятие такого решения.

Сведения вносятся в Реестр олигархов не позднее трех календарных дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Участникам Реестра олигархов, запрещается:

  • делать взносы (прямо или опосредованно через других лиц) в поддержку политических партий;

  • быть бенефициаром (в том числе иметь в собственности) либо контролером СМИ, распространяющего информацию политического характера. Если владение или контроль таким СМИ перешли к связанному с олигархом лицу или кому-либо не обладающему “безупречной деловой репутацией”, считается, что олигарх сохранил влияние на СМИ;

  • быть покупателем (бенефициаром покупателя) в процессе приватизации объектов большой приватизации”.

Фигуранты Реестра олигархов, будут обязаны подавать декларацию о доходах. Решение об исключении Реестра олигархов принимает СНБО – на основании фигуранта Реестра. 

Также на официальном сайте СНБО о своих контактах с олигархами будут обязаны отчитываться публичные служащие – не позднее следующего дня после такого общения. Здесь под контактом имеется в виду любая встреча и разговор, в том числе онлайн. В декларации надо будет сообщить дату и место встречи или разговора, их краткое содержание

Обязанность представления декларации о контактах распространяется на: президента, спикера ВР и его заместителей, народных депутатов, премьер-министра и его замов, главу СБУ и его замов, руководство Нацбанка, судей Конституционного суда Украины (КСУ), представителей СНБО, глав местных госадминистраций, чиновников категории “А”, военнослужащие с высшими званиями, руководство АМКУ. Если они своевременно не подадут декларацию о контакте с олигархом, то могут досрочно лишиться своих чинов и званий.

В то же время, декларация о контактах не предоставляется, если такая встреча состоялась на: 

  • официальных мероприятиях, которые транслируются для массового пользователя по радио, телевидению или через интернет;

  • судебных заседаниях;

  • официальных мероприятиях (совещаниях), инициированных органами государственной власти, информация о которых (с указанием полного перечня участников и предмета обсуждения) на официальном веб-сайте соответствующего органа государственной власти.

Согласно законопроекту, наличие “безупречной деловой репутации” (см. влияние на СМИ) невозможно при следующих условиях:

  • судимость, не погашенная и не снятая в законном порядке;

  • применение к такому лицу санкций Украиной, иностранными государствами (кроме государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины), межгосударственными объединениями или международными организациями (применяется, в том числе, на протяжении трех лет с момента окончания санкций);

  • присутствие в списке лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции (применяется, в том числе, на протяжении 10 лет после исключения из такого списка);

  • наличие судебного приговора или решения о запрете занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (применяется в течение срока действия такого наказания);

  • неуплата налогов, сборов и других обязательных платежей эквивалентном свыше 100 минимальных месячных зарплат (применяется, в том числе, в течение трех лет после погашения задолженности);

  • покупка или намерение купить СМИ “существенно ниже рыночной стоимости” или за счет средств документально не подтвержденного происхождения;

  • существенные и/или систематические нарушения требований законодательства о СМИ, банковского, финансового, валютного, налогового законодательства, законодательства по вопросам финансового мониторинга, законодательства о ценных бумагах, акционерных обществах и фондовом рынке.

Порядок проведения проверки деловой репутации покупателя (потенциального покупателя) СМИ утверждается Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания.

В случае принятия законопроекта, он вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие по истечении шести месяцев со дня вступления в силу. 

Закон будет действовать на протяжении 10 лет. 

Кабинет министров должен в трехмесячный срок привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с законом после вступления его в силу, а также обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с законом. 

Спикер ВР Дмитрий Разумков в целом поддержал законопроект о деолигархизации, но отметил, что стоит создать отдельный орган, который будет определять олигархов: “... с учетом каких функций предусматривается СНБО, а она именно работает как совещательный, консультативный и координационный орган, и ему не свойственна функция относить граждан к каким-либо категориям. Поэтому я думаю, что стоило бы создать отдельный орган, который бы занимался такими вещами… и председатель ВР и президент и другие чиновники входят в состав СНБО и если мы говорим гипотетически, что есть какой то председатель ВР, который как то связан с олигархами то вряд ли он будет поддерживать идею включения его в вышеупомянутый список”. 

Напомним, что проект закона “о деолигархизации” президент Владимир Зеленский поручил разработать своему Офису вместе с Антимонопольным комитетом 15 апреля с.г. в ходе заседания СНБО. О том, что сейчас в Украине можно насчитать, как минимум, 13 олигархов, сообщил секретарь СНБО Алексей Данилов на форуме “Украина 30. Безопасность страны” 11 мая: “По моему мнению и по тем критериям, которые в аппарате СНБО мы рассчитываем, готовя этот документ (законопроект об олигархах, – KV) , мы имеем в виду 13 человек, которых можем с уверенностью отнести именно к олигархической среде… если мы не уберем это, если мы не закончим борьбу с пятой колонной, то держать независимость нашего государства будет крайне-крайне сложно”.

14 мая Алексей Данилов сообщил, что законопроект об олигархах будет готов в ближайшее время.

Неделю назад издание “ZN,UA” (“Зеркало недели”) опубликовал основные положения “законопроекта “Об олигархах” – идентичного инициативе Владимира Зеленского и разработанного Минюстом.

Читайте: Основные положения законопроекта Зеленского об олигархах – ZN.UA

Напомним, 20 февраля с.г. Владимир Зеленский своим указом ввел в действие решение СНБО о введении санкций в отношении 19 юридических лиц и 8 физлиц, среди которых ключевое положение занимал один из лидеров "ОПЗЖ", нардеп Виктор Медведчук . 11 мая с.г. генпрокурор Ирина Венедиктова подписала подозрения в госизмене и покушения на разграбление национальных ресурсов в украинском Крыму Медведчуку и его коллеге по парламентской фракции Тарасу Козаку.  Виктор Медведчук был отправлен судом под домашний арест по подозрению в государственной измене. Как сообщил Медведчук Тарас Козак, находится в Беларуси на лечении. 

Владимир Зеленский по этому поводу отметил, что борьба с олигархами, “но не с большим бизнесом”, на этом только начинается

Напомним, год назад в начале пандемии COVID-19 Зеленский обратился к олигархам за помощью, а перед выборами обещал амнистию капиталов под 5%. Соответствующий законопроект Верховная Рада приняла в первом чтении на внеочередном заседании 30 марта 2021 года. 

Читайте: Президент и олигархи: Зеленский рассказал, будет ли “раскулачивать” большой бизнес в случае победы на выборах

Фото: сайт президента Украины

КиевVласть

Павел Башинский

Теги: новости киева, новости украины, владимир зеленский, алексей данилов, олигархи, совет национальной безопасности и обороны, служба безопасности украины, национальный банк украины, конституционный суд украины, законопроект 5599

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.