Местные власти имеют реальные инструменты для уменьшения коммунальных платежек
Премьер-министр Владимир Гройсман и коммунальный вице-премьер Геннадий Зубко вовсю обвиняют мэров и депутатов местных советов в популизме. Мол, моратории на рост жилищно-коммунальных тарифов, которые принимают местные советы, - это обман населения. Действительно, юридической силы эти моратории не имеют, но обманом занимаются как раз правительство и Нацкомиссия по госрегулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Причем, обманом путем завладения чужим имуществом в особо крупных размерах, при злоупотреблении служебным положением. Здесь – целый букет статей Уголовного кодекса, и когда-нибудь действиям чиновников будет дана справедливая и жесткая оценка.
Вице-премьер Зубко не говорит, что не все граждане могут претендовать на субсидии в силу определенных правительством критериев. Субсидионная система сформирована так, что даже неимущий человек не сможет претендовать на субсидии, если, например, купил что-то за сумму свыше 50 тыс. гривен. То есть, имеешь дополнительный доход - плати за коммунальные услуги самостоятельно. При этом, никак не учитывается впечатляющая диспропорция между доходами граждан и платежами, которые они получают.
Так, с апреля 2015 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги, вследствие их госрегулирования премьерами Арсением Яценюком и Владимиром Гройсманом, а также главой НКРЭКУ Дмитрием Вовком выросли в следующих пропорциях:
- газ – на 590%;
- отопление – на 260%;
- горячая вода - 212%;
- электроэнергия – на 175%;
- холодная вода -на 80%.
При этом, пенсия и минимальная зарплата за этот же период повысились на 19%, а прожиточный минимум - на 27%. При минимальной зарплате в 1550 гривен семья будет вынуждена отдавать за квартиру площадью 50 кв. метров в отопительный сезон не менее 3000 гривен. Такая платежка неподъемна для большинства украинцев.
Поэтому городским головам нужно и дальше давить на правительство, чтобы оно пересмотрело завышенную вдвое цену на газ, которая является определяющей при формировании тарифов (на газ, отопление и горячую воду). Также мэры и местные советы должны применять реальные инструменты, которые позволят на местах и уменьшить суммы платежек граждан, в том числе, за отопление - вплоть до 30%.
По меньшей мере, нужно основательно подойти к делу стопроцентного обеспечения жителей города приборами учета тепла. Пока средний уровень оснащенности домовыми счетчиками тепла в Украине составляет 52%. Хуже всего ситуация в Тернопольской области - всего 7%. В Одесской области - 28%, Полтавской - 31%, Черкасской - 32%, Днепропетровской - 37%, Харьковской - 37%, Волынской - 38%, Донецкой - 44%, Черновицкой - 45%, Черниговской - 46% и Кировоградской - 50 %.
Лучше всего процесс оснащения тепосчетчиками идет в Киеве – за последние два года их количество выросло в два раза. В начале 2016 года уровень оснащенности теплосчетчиками был на уровне 77%, а сегодня - около 90%. Получается, за короткий промежуток времени вполне возможно сделать серьезный рывок в решении этого проблемного вопроса. Другим городам и областям Украины нужно так же активизироваться и ускорить темпы установки счетчиков тепла.
Читайте: Мильна бульбашка комунального популізму Київради
Установка счетчиков предусматривается инвестпрограммами местных монополистов, средства на учет закладываются в тариф для конечных потребителей. А низкие показатели установленного учета тепла свидетельствуют о неудовлетворительном контроле монополистов со стороны местных властей и НКРЭКУ. Например, последний годовой отчет НКРЭКУ указывает на то, что уровень невыполнения инвестиционных обязательств 2015 года по теплоснабжению составляет 62%. Речь о более чем 570 млн гривен.
Чтобы ускорить темпы установки счетчиков тепла, мэрам необходимо инициировать уменьшение нормативов потребления тепловой энергии без счетчиков, которые сегодня завышены примерно вдвое. В отдельных регионах новая стоимость отопления достигает более 1600 гривен за 1 Гкал и более 50 гривен за кв. метр без счетчика. Больше всего не повезло жителям Нежина (Черниговская обл.), которые должны платить самый высокий тариф в Украине за отопление без счетчика - 50,66 грн/кв.м.. То есть, за отопление квартиры площадью 50 кв. метров в Нежине надо заплатить местному монополисту ООО “Нежинтеплосети” 2533 грн в месяц.
Да и в целом, горсоветам под силу сделать так, чтобы энергопоставляющие компании собственными силами привлекали инвестиции и проводили модернизацию сетей и производственных мощностей, а не закладывали соответствующие расходы в тарифы для населения.
Ведь проблема грабительских тарифов куда опаснее, чем кажется на первый взгляд. Рост тарифов влечет за собой повышение цен на товары, работы и услуг. Далее, в лучшем случае, нарастает кризис неплатежей. При худшем сценарии - ускорится смертность среди наиболее социально незащищенных слоев.
Поэтому сейчас основная задача - местных властей, экспертов, неравнодушных граждан - давить на власть, чтобы она приняла на законодательном уровне необходимые решения о пересмотре несправедливых тарифов.
Читайте: Тарифная война: как депутаты местных советов и мэры могут снизить платежки за отопление
Максим Гольдарб, глава ОО “Публичный аудит”