четвер, 28 березня 2024 г.

Женщинам-предпринимателям в Украине в целом приходится тяжелее, чем мужчинам - результаты исследования

Женщинам-предпринимателям в Украине в целом приходится тяжелее, чем мужчинам - результаты исследования

Представительство женщин в руководстве микро-, малых и средних предприятий Украины является слабым: лишь одно из трех предприятий возглавляет женщина. Поэтому существует потребность в поддержке женщин-предпринимательниц и возглавляемых женщинами стартапов, а также в продвижении женщин на руководящие должности в ММСП. Вдобавок к этому женщины либо сами не готовы идти на риски, связанные с экспортом продукции или установлению контактов, либо есть помехи извне, вроде стереотипов, боязни двигаться вперед, и нежелания мужчин сотрудничать.

Об этом KV стало известно из результатов исследования Канадско-украинского проекта по поддержке торговли и инвестиций (CUTIS) “Видимые и невидимые барьеры: Гендерный анализ вызовов в экспортной деятельности для украинских микро-, малых и средних предприятий (ММСП)”, проведенного при поддержке Киевского международного института социологии (КМИС).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Согласно представленным результатам, по сравнению с мужчинами женщины недостаточно представлены среди владельцев или менеджеров ММСП. В среднем только одну из трех компаний возглавляла женщина (то есть в этих компаниях женщины были или обладательницами или руководительницами).

Женщины возглавляют преимущественно микро- (0-9 работников) или малые (10- 49 работников) предприятия. Средние предприятия составляли меньшинство среди опрошенных респондентов. Среди ММСП, возглавляемых женщинами, наибольшую долю составляли микропредприятия (43%), а вторую по величине долю – малые предприятия (38%). Из 641 ММСП, принявших участие в исследовании, одну треть (32,6%) возглавляли женщины, а две трети (67,4%) – мужчины.

Основными вызовами, с которыми сталкиваются женщины-предпринимательницы, согласно недавно проведенному украинскому исследованию, является бюрократия в государственных органах (77% респонденток), отсутствие финансирования (76%) и нехватка квалифицированных кадров в своих регионах (56%).

Отрасли

Проект брал за основу для исследования пять отраслей: кондитерская промышленность (шоколад и сахар), швейная промышленность, обувная промышленность, мебельная промышленность, информационные технологии (IT-услуги).

В ММСП, возглавляемых женщинами, в четырех из пяти исследованных отраслей среди персонала преобладают женщины. Среди пяти целевых отраслей высокий уровень женского лидерства наблюдался в швейной промышленности, где 45% опрошенных ММСП возглавляли женщины (98 предприятий). Наименьшую долю предприятий, возглавляемых женщинами, было зафиксировано в мебельной промышленности – лишь 21,5% (12 предприятий).

Кондитерская промышленность, где 30% опрошенных компаний возглавляют женщины, занимает второе место, а сразу за ней – IT и обувная промышленность, где возглавляемые женщинами предприятия, составляют 27,9% в каждой из этих отраслей. Наименьшую долю предприятий, возглавляемых женщинами было зафиксировано в мебельной промышленности – лишь 21,5%.

В швейной промышленности, IT и мебельной промышленности, по крайней мере некоторые из предприятий, по опросу, на 100% принадлежат женщинам. Например, 16 из 98 швейных предприятий сообщили, что они полностью принадлежат женщинам. Почти 4 из 10 швейных предприятий возглавляют женщины, в том числе и имеющие одну женщину-хозяйку.

Что касается найма на производственные должности, 62% компаний, возглавляемых женщинами, и 57% – мужчинами, заявили, что гендер не является важным фактором для подбора подходящих кандидатов на определенные должности. Среди остальных женщин-респонденток 27% сообщили, что в их области женщин, как правило, нанимают для работы на производстве, а 9% отметили, что на такие должности обычно нанимают мужчин.

Экспорт

Микро- и малые предприятия, возглавляемые женщинами, сегодня менее склонны заниматься экспортом, чем предприятия такого же размера, возглавляемые мужчинами. Среди предприятий, которые не занимаются экспортом, ММСП, возглавляемые женщинами, менее склонны рассматривать возможность выхода на иностранные рынки в будущем, чем ММСП, возглавляемые мужчинами.

Украина при этом является исключением среди европейских стран: возглавляемые женщинами ММСП демонстрируют примерно одинаковый уровень представительства в руководстве экспортных предприятий: 32% против 37% соответственно.

Опрошенные предприятия-экспортеры, возглавляемые женщинами, в среднем, являются большими, чем возглавляемые женщинами предприятия, ориентированные на внутренний рынок. Почти четыре из десяти (37%) предприятий-экспортеров, возглавляемых женщинами, назвали свое предприятие “средним”, за ними следуют низкие проценты малых и микропредприятий.

Зато возглавляемые женщинами компании, ориентированные на внутренний рынок, почти не включали средние предприятия. Средних предприятий-экспортеров, возглавляемых женщинами, было на 27% больше, чем соответствующих предприятий, ориентированных на внутренний рынок.

Основные экспортные барьеры, которые вызывают беспокойство компаний, возглавляемых женщинами, – выход на рынок и оформления таможенной документации: сильней всего ощущается это в кондитерской и швейной промышленности. В трех из пяти целевых отраслей около половины возглавляемых женщинами предприятий, торгующих на внутреннем рынке, не планируют заниматься экспортной деятельностью. В это же время 75% опрошенных ММСП в отрасли обувной промышленности не испытывают никаких барьеров для выхода на внешний рынок.

Несколько участниц интервью отметили, что расходы на участие в профессиональных выставках за рубежом и плата за получение консультаций от профессиональных агентов были барьерами, которые мешали им заниматься экспортной деятельностью. В обувной промышленности и IT лицензирования не упоминалось как барьер, зато в кондитерской промышленности и IT барьером не назвали таможню.

Опрос в целом показал, что почти половина возглавляемых женщинами компаний, ориентированных на внутренний рынок, не собираются заниматься экспортной деятельностью (47%). Для сравнения, только 34% компаний, возглавляемых мужчинами, ориентированных на внутренний рынок, дали такой же ответ.

Читайте: Объем производства продукции промышленности в Киеве уменьшился на 7,2%

Финансирование

ММСП, возглавляемые женщинами, и ММСП, возглавляемые мужчинами, почти с равной вероятностью могут получить финансирование для бизнеса от финансового учреждения. Вместе с тем, общие результаты показывают, что в Украине только 24,5% ММСП, возглавляемых мужчинами, и 22,0% ММСП, возглавляемых женщинами, подают заявки на финансирование бизнеса.

К примеру, в кондитерской промышленности процент ММСП, возглавляемых женщинами и обратившихся за кредитом, больший (47), чем таковых, где руководители – мужчины (34). В сферах IT и мебельной промышленности распределение равнозначно (руководитель женщина/мужчина: мебельная – 32/31, IT – 9/8), в швейной и обувной обращаются за кредитом преимущественно предприятия, во главе которых мужчины.

Во всех отраслях, кроме IT, которая имеет самые низкие показатели, заявки на получение кредитов чаще подавали предприятия-экспортеры, чем предприятия, ориентированные на внутренний рынок. Это все равно верно для ММСП, возглавляемых как женщинами, так и мужчинами. В обувной промышленности разрыв между предприятиями-экспортерами и предприятиями-неэкспортерами, был наибольшим. Кондитерская промышленность с ее сложившимися рынками имеет высокий уровень заимствований среди ММСП.

Чаще всего упоминавшейся причиной во всех отраслях промышленности было то, что предприятие “имело достаточный капитал / не имело потребности в кредите”. Еще более неожиданным было то, что компании, возглавляемые женщинами, были более склонны давать такой ответ, чем компании, возглавляемые мужчинами (61,4% против 55,2% соответственно). На втором месте были высокие процентные ставки (23 и 26% соответственно). Установлено также, что доля возглавляемых женщинами ММСП, которым никогда не отказывали в кредите, более чем на 12% превышала соответствующую долю ММСП, возглавляемых мужчинами.

Рабсила и производство

Наибольшая доля ММСП (возглавляемых как женщинами, так и мужчинами) назвала главными проблемами отсутствие необходимых навыков и/или опыта у работников или кандидатов на соответствующую работу (55,4%), нереализованные ожидания по заработной плате работников или кандидатов на соответствующую работу (45,6%), высокие налоги на фонд заработной платы, которые должны платить работодатели (39,5%).

Во всех отраслях 81% ММСП, возглавляемых женщинами, заявили, что они в своей деятельности сталкиваются с той или иной проблемой, связанной с рабочей силой. Самыми распространенными проблемами, которые назвали компании, возглавляемые женщинами, были (в порядке важности): дефицит навыков или опыта у работников или кандидатов на соответствующую работу; ожидания по заработной плате, которые невозможно удовлетворить; высокие затраты на рабочую силу, вызванные налогами на заработную плату / социальное обеспечение. ММСП с мужчинами в руководстве назвали те же проблемы.

Сильней всего от дефицита кадров страдают обувная (75%) и мебельная промышленность (71%), в последней также есть проблема с работниками, ожидающими больший уровень зарплаты (64%), и 54% опрошенных ММСП указали на свою обеспокоенность высокими затратами на производство.

О проблемах, связанных с производством, на предприятиях реального сектора результаты опроса показывают, что предприятия, возглавляемые женщинами (37,8%), несколько чаще, чем возглавляемые мужчинами (31,5%), считали, что получить современное оборудование или провести техническую модернизацию сложно или очень сложно. Получение ресурсов от поставщиков было менее значительным ограничением и для тех, и для других, причем две трети всех опрошенных компаний заявили, что они не имеют проблем с обеспечением производственными ресурсами.

Читайте: Промышленность Киева постепенно растет, – Давтян

Бизнес-ассоциации

Лишь незначительное количество ММСП, независимо от их отрасли, сообщили, что они являются членами той или иной бизнес-ассоциации в Украине. Только 9,6% ММСП, возглавляемых женщинами (менее одного из десяти), заявили, что они являются членами бизнес-ассоциаций. Также из 25 женщин, которые принимали участие в глубинных интервью, только 4 были членами бизнес-ассоциаций. Наибольшую долю предприятий-членов ассоциаций среди ММСП, возглавляемых женщинами, было зафиксировано в обувной промышленности – 25%.

ММСП, возглавляемые женщинами, назвали такие преимущества членства (в среднем по всем отраслям):

  • 50% – участие в бизнес-нетворкинге;

  • 45% – участие в семинаре, посвященном торговле, который проводила их ассоциация;

  • 40% – помощь в посещении торговых выставок;

  • 35% – ассоциация является полезным источником торговой информации и информации о событиях;

  • 30% – адвокационная поддержка, которую оказывают бизнес-ассоциации в отношениях с украинским правительством;

  • 29% – содействие их экспортной деятельности.

Возглавляемые мужчинами компании втрое чаще, чем возглавляемые женщинами, получали техническую помощь от бизнес-ассоциаций (29,5% и 10% соответственно). В то время как только 2 из 20 компаний (10%), сказали, что получили поддержку или возможности, предназначенные специально для женщин (женские клубы, наставничество и т.д.) от какой-либо бизнес-ассоциации. На вопрос зарегистрированных ММСП, возглавляемых женщинами, помогла ли им ассоциация пройти добровольную сертификацию, только одно из десяти предприятий сообщило о получении такой поддержки.

Нетворкинг

Крайне мало женщин в Украине были осведомлены о том, что компании, большинство владельцев которых составляют женщины, могут пройти добровольную сертификацию с помощью сети “WEConnect” и других женских сетей: только 9 из 194 ММСП, возглавляемых женщинами (4,6%), ответили на этот вопрос утвердительно.

В обучающих мероприятиях или нетворкинге, во всех отраслях, кроме обувной, участвует меньше 10% предприятий (обувная – 17%). При этом желание участвовать в них у предприятий огромное (69% – кондитерская, 97% – обувная промышленность) – кроме IT, где такое желание выразили 34% опрошенных ММСП.

Перспективы

На вопрос, разрабатывают они планы для увеличения продаж в следующем году, 72% ММСП, возглавляемых женщинами, и, для сравнения, 81% предприятий, возглавляемых мужчинами, ответили утвердительно.

Кроме того, ММСП, возглавляемые женщинами, в общем пессимистично оценивали способность своих компаний увеличить экспорт в следующем году: только 31% сообщили, что оценивают ее оптимистично или очень оптимистично, зато 52% – пессимистично или очень пессимистично. Эти результаты включают 37% компаний, возглавляемых женщинами, которые заявили, что вообще не собираются заниматься экспортной деятельностью. Несколько больше доля ММСП, возглавляемых мужчинами (37%), которые были настроены оптимистично или очень оптимистично относительно будущего экспорта.

В исследовании приводят цитату представительницы предприятия в сфере кондитерской промышленности, которая объясняет: у женщин гораздо чаще и заметно больший страх перед чем-то глобальным, вроде миллионов гривен с экспорта. Контролировать дело здесь и сейчас куда безопасней и проще.

Опрос проводился в период с 4 июля 2017 по 22 февраля 2018 года, в сотрудничестве с Центром “Социальные индикаторы” и Киевским международным институтом социологии (КМИС). В опросе приняли участие 209 ММСП (микро-, малых и средних предприятия), возглавляемых женщинами, и с 432 ММСП, возглавляемых мужчинами. Данные собирали преимущественно путем телефонного опроса: 533 ответов были получены в режиме телефонного интервью, 108 ответов – через Интернет. ММСП были определены на основании Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (ЕГРПОУ).

Читайте: Украинцы считают, что страна движется в неправильном направлении – результаты соцопроса

Фото: Politico.com

КиевVласть

Влад Григорьев

Теги: новости киевской области, новости киевщины, новости украины, бизнес, соцопрос, предпринимательство, Киевский международный институт социологии, центр социальные индикаторы, гендерное исследование, ммсп, gender studies

четвер, 28 березня 2024 г.
16:46
Ювенальні прокурори зафіксували загибель 537 дітей внаслідок збройної агресії рф
16:26
У президентській резиденції на Липській вирішили відремонтувати каналізацію
16:06
Зеленський представив нового голову Служби зовнішньої розвідки
15:46
Для Голосіївського району столиці збираються накупити цибулин тюльпанів та нарцисів на 1,4 млн гривень
15:24
У Києві вручили нагороди переможцям конкурсу стартапів ProIT Startup Toloka
15:15
На Харківщині під черговим обстрілом рф загинула щонайменше одна людина, є поранені
15:05
На Київщині без електропостачання наразі 300 точок обліку, – Міненерго
14:45
СБУ затримала високопосадовця Київської ОВА, який збирався шпигувати на користь рф
14:24
В “Інтергал-Буд” діють 2% знижки для військових та медиків на купівлю житла
14:06
Освітяни Козина замовили сухофрукти у ФОПа дорожче, ніж ринку
13:45
100 Волинська бригада ТрО запрошує на службу в підрозділах бригади
13:25
Перший рейс здійснив поїзд Прага — Чоп
13:04
У Києві затримали агента рф, який під виглядом капелана планував шпигувати за бригадою десантників ЗСУ
12:44
У Славутичі вирішили завершити опалювальний сезон 31 березня
12:26
Дитсадок на Харківському масиві відремонтують за 206 млн гривень
12:04
Пошкоджений ракетою будинок на Солом’янці включили до переліку на першочергове відновлення
Календар подій
На Київщині триває скандал щодо будівництва кінологічного центру
28 березня 2024 г. 13:00
На Київщині триває скандал щодо будівництва кінологічного центру
У столичному регіоні розробка Детальних планів території (ДПТ) все частіше використовується місцевими владами для легалізації самочинних будівництв через зміну цільового призначення земельних ділянок. Приклад – будівництво кінологічного центру біля села Рославичі на території Феодосіївської громади, яке явно без жодних дозвільних документів триває вже більше двох років і наразі активно підтримується керівництвом громади всупереч позиції місцевих мешканців. Громадські активісти наголошують на тому, що такий об'єкт матиме серйозний негативний вплив на екологію: створить ризик зараження людей різними хворобами через відсутність місця для утилізації собачих фекалій та загрозу для розташованого поруч ландшафтного заповідника “Васильківські карпати”. В Київській облраді, схоже, з цим згодні, але нічого зробити не можуть. Що стосується обурених громадян, то, якщо у Феодосіївській сільраді їх “не почують”, вони збираються звертатись до правоохоронців і суду.
Точка забруднення: мешканці Обухівського району обурені розливом мастил на місці свердловини питної води
26 березня 2024 г. 09:00
Точка забруднення: мешканці Обухівського району обурені розливом мастил на місці свердловини питної води
В Таценках на Обухівщині – скандал навколо підприємства, що планує займатися розливом мастил та оливи. Місцеві жителі вказують, що на земельній ділянці, де будуються виробничі потужності підприємства, розташована свердловина питної води, а поряд — житлова забудова і бювети. На думку мешканців, така наближеність створює ризик забруднення хімією навколишніх джерел. Люди налякані не тільки екологічними ризиками, а й воєнними: росіяни вже неодноразово доводили свій інтерес до підприємств нафтової галузі. Заручившись підтримкою місцевої влади, активісти дійшли аж до Міністерства екології. Однак, підприємство й досі продовжує здійснювати свою роботу. Чого прагнуть мешканці, чи дійсно підприємство загрожує екології села та як у ситуацію планують втручатись владні органи, – дізнавалася КВ.