п'ятниця, 29 березня 2024 г.

Владимир Прокопив: Лучше я не буду председателем комиссии, чем она будет заниматься рейдерством или популизмом

Владимир Прокопив: Лучше я не буду председателем комиссии, чем она будет заниматься рейдерством или популизмом

Работа постоянной комиссии Кивесовета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования находится сейчас под пристальным вниманием общественности. В предыдущие годы немалое количество земельных участков в Киеве было передано в частные руки для строительства внутри кварталов, в границах зеленых, прибрежных зон, вблизи транспортных развязок. Выбирая новую власть, киевляне рассчитывали на скорый пересмотр незаконных решений и контроль деятельности застройщиков со стороны столичной власти. Теперь в адрес нового состава Киевсовета звучат обвинения в потакании строительному бизнесу и игнорировании интересов общины.  О том, какие действия предпринимает горсовет в борьбе с незаконным строительством, и почему эти действия вызывают разочарование общественности, рассказал KV председатель градостроительно-земельной комиссии Владимир Прокопив.

Как комиссия справляется с пересмотром незаконных решений и есть ли чем гордиться ее членам?

Гордиться можно уже тем, что незаконно передавались участки, которые выделялись не в последний год, а до нашей работы. За год моего руководства комиссия ни одного такого решения не приняла. По тем участкам, где ситуация однозначна, решения об их возврате в коммунальную собственность принимаются очень быстро. Временная контрольная комиссия (по пересмотру решений Киевсовета, принятых после мая 2006 года – KV.) направляет нам представление, мы направляем его на сессию, сессия принимает решение, и сразу идут поручения соответствующим департаментам. Разрываются договоры аренды, участки передаются в пользование районным зеленстроям, а это означает постановку точки: земля возвращена в коммунальную собственность, ей возвращен статус зеленой зоны, отвечает за нее конкретное предприятие. Решения о возврате приняты на более 300 га, из которых примерно половина – это зеленые зоны. Кииевсовет принял более трех десятков решений по разрыву договоров аренды.

Каким образом земельные участки попадают под пересмотр?

Обычно процесс начинается с жалоб общественных организаций, активистов, жителей соседних со стройками домов. Они вносятся мажоритарными депутатами на временную контрольную комиссию по пересмотру решений Киевсовета, там обрабатываются и по прохождению этого фильтра попадают на земельную комиссию, которая уже принимает решение по существу.

Еще Александр Попов заявлял, что у Киева украдено более 3 тыс. га земли, а вернуть удалось только 300 га. Почему процесс идет так медленно?

Потому что мы, как правило, имеем дело с неоднозначными ситуациями. Решения, которые в самом начале нашей работы принимались в угоду общественности, но не имели достаточной юридической базы, были сразу же проиграны Киевсоветом, еще в судах первой инстанции. И наша задача состоит в том, чтобы в дальнейшем этого не допускать. Поэтому каждое решение должно быть выверенным и обоснованным, чтобы потом наши юристы могли его отстоять. А на поиск обоснований требуется время. Если ситуация однозначна, процесс идет быстро. И хотя в этих случаях мы тоже ожидаем судебных исков, Киевсовет к ним готов.

Каковы критерии при оценке ситуации? В каких случаях она однозначна, а в каких – нет?

Критерии различны для каждого отдельного случая. Например, земля выделена в стометровой прибрежной зоне, на ней растут зеленые насаждения, которые были включены в программу развития зеленых зон Киева. Каким-то решением ее вывели из зеленых зон и передали под строительство многоэтажки, жилой или развлекательной. За прошедшие десять лет застройщик не смог выйти на тот участок. Эта ситуация однозначна: участок по-прежнему свободен, в нарушение ряда пунктов договора аренды он не освоен, соответственно, Киевсовет имеет право разорвать договор в одностороннем порядке.

Другая ситуация: участок был передан в соответствии с действовавшим в тот момент порядком, застройщик исправно вносил арендную плату, не нарушал права смежных землепользователей, участок освоил согласно договору, например, построил двадцатипятиэтажный дом. К нам приходит общественность и говорит: здесь строить было нельзя, нужно отменить договор аренды. А ведь оттого, что мы его отменим, двадцатипятиэтажный дом никуда не исчезнет. Мы таким популистским решением только создадим другую проблему: люди, которые купили там квартиры, тоже придут к нам и спросят, что же мы натворили. С одной стороны, могут быть справедливы аргументы экологов. С другой стороны, мы не можем закрыть глаза на все события, которые произошли за десять лет. Спрятать голову в песок и сделать вид, что нет ни двадцатипятиэтажного дома, ни двухсот семей, которые в нем живут, не получится. И это противоречило бы здравому смыслу. И в судах у города не будет шансов.

Нередко Киевсовет проигрывает суды из-за халатности собственных юристов. Может, все дело в элементарном нежелании отстаивать интересы города?

В этом также состоит подход нашей комиссии: если Киевский городской совет принял то или иное решение, юридическая служба должна стоять насмерть, но это решение отстоять. Практику предыдущих лет, когда Киевсовет делает одно, а юридическая служба потом играет в поддавки с коммерческими структурами, недопустима. Больше не будет ни одного случая, чтобы юридическая служба вовремя не подала апелляцию, не явилась на заседание и т. д. Сейчас мы эти вопросы держим под жестким контролем и больше подобного не допустим. Совсем другое дело, когда от нас требуют принять решение, вернуть землю любой ценой, даже если на то нет юридических оснований. Прими решение – там разберемся. А я знаю, что “там разберемся” означает, что в конце никто ничего не получит.

Разве нарушения законодательства, допущенные застройщиком, не являются достаточным юридическим основанием для возврата земли городу?

Мы сталкиваемся с массой проблем, за которые формально несем ответственность, но не имеем никаких инструментов для их решения. Например, Киевсовет не имеет отношения к выдаче разрешений на строительство и приостановке их действия, этим занимается архитектурно-строительный контроль, подчиненный Минрегионстрою. Но именно от нас общественность регулярно требует остановить работы на той или иной стройке.

Я убежден, что в сложных ситуациях в любом случае придется искать какие-то компромиссы, которые устроят местных жителей, строителей и город. Конечные решения, вероятно, не будут идеальными, и в этом суть компромисса – полностью он не удовлетворяет никого. Но это единственный путь решения, иначе мы получим проблему, которая будет существовать и далее, пока мы будем депутатами, и потом, когда придут следующие депутаты, а решения так и не будет.

Почему на Вашей комиссии так долго рассматривался вопрос разрыва договора аренды с ООО “Вагра” по ул. Волгоградской, 25, в результате чего люди застройщика били жителей прилегающих домов и незаконно срезали на стройплощадке зеленые насаждения?

“Вагра” – как раз показательный пример решения, которое никогда не будет выполнено. От нас требовали немедленно отменить договор аренды. И Киевсовет под давлением общественности это поддержал. Я за это решение не голосовал, поскольку у предпринимателя там находится законный объект недвижимости, к которому нет никаких вопросов. И забрать у владельца этот магазин вместе с участком – то же самое, что забрать вашу или мою квартиру. Я предложил альтернативный проект решения, который общественность не устроил. Владельцу нужно было сменить целевое назначение участка, изменив его со “строительство жилого дома” на “обслуживание и эксплуатацию магазина”. Теперь же решение Киевсовета будет обжаловано в суде. Не сомневаюсь, что этот человек, имея аргументы в виде недвижимости на данном земельном участке, добьется решения суда о том, что забирать участок в коммунальную собственность нельзя.

Почему на рассмотрение Киевсовета не выносится вопрос разрыва договора аренды земли с ООО “ЖенСан”, которой горсовет еще в 2004 году передал под застройку часть леса и парка “Киото” около станции метро “Лесная”?

Рассмотрение этого вопроса инициировала комиссия по борьбе с коррупцией. Сейчас мой альтернативный проект решения находится у них, и решение будут принимать они. Дело в том, что по этому участку уже десять лет продолжается судебная тяжба между компанией, которой принадлежат ларьки, и компанией, которая владеет рынком. Они десять лет судятся, суды принимают решения то в пользу одних, то в пользу других. Если просто разорвать договор аренды, Киевсовет станет на одну из сторон в этом споре и примет решение в пользу одной из этих групп. Я в этом смысла не вижу. Мы предложили разделить этот земельный участок, изъяв из него те участки, которые по факту являются зелеными зонами, и предоставить им статус сквера. Ведь сквера на всей территории быть не может: там находятся действующий рынок, выходы из метро, транспортная развязка, там вообще деревьев нет, только асфальт.

Не является ли нарушением регламента то, что данный проект решения находился на рассмотрении Вашей комиссии аж с октября прошлого года? Тем временем “Женсан” успел забетонировать часть леса, уничтожив множество деревьев.

Выход, который мы предлагали, не устроил ни общественность, ни обе бизнес-группы. И мне интересно, почему? Сразу же получить сквер общественность, оказывается, не устраивает, устраивает только разорвать договор аренды и получить проигрышное дело в суде. А тем временем обе бизнес-группы пытались выйти на нас и договориться с комиссией. Не вышло. Теперь они пытаются давить другими доступными средствами. Одни через медиа утверждают, что я крышую вторую бизнес-группу, другие – что я крышую первую бизнес-группу. Вероятно, надеются, что таким давлением заставят нас принять решение в их пользу. Мы это воспринимаем терпимо и работаем в том направлении, чтобы никому поддержки не давать. Лучше я не буду председателем комиссии, чем она будет заниматься рейдерством или популизмом и принимать бессмысленные решения, которые не будут иметь никаких последствий.

Как и когда разрешится конфликт с застройкой прибрежной зоны Днепра в Никольской Слободке, где ведутся работы с нарушением законодательства и строительных нормативов? Какую позицию в этом вопросе Вы намерены отстаивать?

Никольская Слободка – это еще один случай, который требует отдельного реагирования. У нас на комиссии этот вопрос не рассматривался, но мы внимательно следим за развитием событий. Представитель заказчика показывал аудио и видеозаписи, как к нему приходят люди, угрожают протестами и требуют $100 тыс., чтобы его не трогать. Он им отказал, состоялась волна протестов, и на новой видеозаписи люди уже говорят, что ситуация, мол, получила резонанс, поэтому давай уже $300 тыс.

Видео могли записать специально, с целью дискредитировать протесты?

Такое не исключено. Поэтому подобными делами должны заниматься правоохранительные органы, куда уже обратился заказчик строительства. Некоторые из людей с видеозаписи идентифицированы, это такая себе псевдообщественность, которая протестует на всех стройках, где застройщик состоятелен. Есть видео, на которых одни и те же люди – то жители Никольской Слободки, то жители Шулявки, то еще чего-нибудь жители. А потом такой общественный активист выходит с митинга, садится в джип бизнес-класса и уезжает. Это – не общественная работа, это бизнес, и идти на поводу у таких бизнесменов мы не можем.

А если протестуют люди, которые действительно живут в соседних домах?

Обычно разница видна невооруженным глазом. За год работы я уже с вероятностью в 99% определяю, когда общественность организовалась сама, а когда ее организовала какая-то бизнес-группа. Если я вижу, например, как прямо на комиссии юристы той или иной бизнес-группы диктуют возмущенной общественности, как она должна себя вести, соответственной будет и наша реакция на такую общественность.

Как тогда быть с нарушениями, которые допустил застройщик на Никольской Слободке, и с позицией местных жителей?

Пока я не могу это комментировать. Мэр взял это дело под личный контроль, все документы, в том числе, и попавшие к нам на комиссию, переданы правоохранительным органам. Теперь они должны дать ответ: как были получены документы, каким образом были скорректированы прибрежные защитные линии, имеет это право на существование или нет. В зависимости от этих выводов будет сформирована моя позиция и позиция комиссии.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook 

Существуют ли положительные примеры компромиссов, достигнутых на земельной комиссии?

Позитивный пример у нас по Десятинному переулку, где застройщик рассчитывал, что договорится с властью за деньги и построит двенадцать этажей. Поверьте, речь шла об очень больших суммах денег. Когда договориться не получилось, застройщик очень удивился, но утвердил новый проект на девять этажей и построил девять. Здесь нас тоже обвиняли в сговоре с застройщиком, потому что мы не разорвали с ним договор аренды. Вместо этого мы обязали его за свой счет привести здание в соответствие с нормативами. Для этой зоны высота не может превышать 27 м, а на тот момент она составляла уже 35 м. Мы обязали застройщика снести два лишних этажа – вместо девяти будет только семь. Разрыв договора аренды означал бы, что мы получим вереницу судебных исков, которые в конце концов проиграем, а город останется с очередным долгостроем. А если бы застройщику потом удалось договориться с будущей властью – то и с двенадцатиэтажкой. Мы получили негативное отношение со стороны застройщика, потерявшего несколько миллионов долларов на сносе верхних этажей элитной недвижимости, негативное отношение со стороны общественности, которая хотела вообще снести этот дом и восстановить патриаршие домики, которые в нынешних условиях нереально восстановить. Но при этом впервые за двадцать лет независимости застройщик за свои деньги разбирает то, что настроил.

Нередко звучат предложения отобрать незаконно отведенный земельный участок и выставить его на аукцион. Возможны ли такие решения?

В случае разрыва договора аренды, нет. Если мы сказали, что в данном месте нельзя строить дом, его никому строить нельзя. И соответственно участок не может быть продан под строительство дома.

А Вам лично приходилось инициировать возврат земель городу?

Конечно, и под каждым решением комиссии стоит моя подпись. Но все же  я – созидатель, а не разрушитель. А земельная комиссия – одна из основных структур, пополняющих городской бюджет. И основным своим заданием я вижу оформление всей земли в Киеве, которой кто-то пользуется, но за пользование не платит. Такого нет нигде в мире. Кто-то говорит, что мы раздаем землю, но мы ее не раздаем – мы оформляем аренду. Земля, на которой стоят заправки, кафе, въезды и выезды, кто-то ею пользуется. Оформление этой недвижимости означает приток десятков, сотен миллионов гривен. И каждое наше решение – это плюс к бюджету. Все депутаты знают, на что потратить бюджетные деньги, а зарабатывать никто не готов. Если земельная комиссия перестанет оформлять землю и займется только разрывом договоров, у нас будет нечего тратить.

Насколько успешна работа комиссии в этом направлении? Какие доходы запланированы на 2015 год?

В 2014 году мы заработали более 2 млрд. грн. (около 1,89 млрд. грн. за счет арендной платы за землю и около 185 млн. грн. на продаже земли – KV.). В этом году поступления от аренды запланированы в размере 1,588 млрд. грн. и по состоянию на май выполнены на 40%. От продажи земель запланировано 380 млн. грн., выполнен план пока на 12%. Однако потенциал нашей работы значительно выше. Статья 24 Закона “О регулировании градостроительной деятельности” запрещает передавать земельные участки без разработанного детального плана территории (ДПТ), а у нас ДПТ накрыто лишь порядка 2–3% города. Мы активно занялись разработкой детальных планов, но до тех пор, пока они не утверждены, мы не можем для градостроительных нужд ни продавать участки с аукциона, ни предоставлять их в аренду – только для обслуживания и эксплуатации уже существующих зданий. А ведь это наиболее важные процедуры с коммерческой точки зрения! Изменения данного положения зарегистрированы в Верховной Раде, и если они будут приняты, мы сможем значительно увеличить доходы бюджета. При нормальной работе земельной комиссии Киев сможет получать до 4 млрд. грн. в год.

Могло бы решить вопрос скандальных строек в столице открытие информации полноценного земельного кадастра Киева, а также разработка и утверждение зонинга по каждому земельному участку в городе?

Доступ к кадастру должен быть открытым. Многие ответственные лица привыкли к тому, что он закрыт, воспринимают его как свою собственность и хотят уберечь его от чужих глаз. Но в таком виде земельному кадастру осталось существовать недолго. Это – собственность киевской общины, и каждый желающий должен иметь к нему доступ, причем бесплатно. Зонинг также крайне необходим городу, причем к его разработке нужно подходить тщательно, потому что по этому документу городу придется жить долгие годы.  Нельзя принимать что угодно, лишь бы принять побыстрее.

Что мешает депутатам заняться этой работой? Во сколько ориентировочно обойдется на сегодня в Киеве создание зонинга?

Разработка зонинга ведется больше десяти лет. Я не готов комментировать финансовую составляющую, этим процессом занимается Департамент градостроительства и архитектуры КГГА, и вся информация находится у них. Отмечу лишь, что у нас много вопросов к предыдущей власти по поводу выделенных средств на разработку зонинга, но поделать с этим уже ничего нельзя. Речь идет о неизвестно куда потраченных десятках миллионов гривен, а организаций, которые этим занимались, уже не существует. Теперь нам снова приходится искать деньги. Земельная комиссия в большей степени уделяет внимание утверждению детальных планов территорий (ДПТ).

Почему тогда ими охвачено всего 2–3% города?

Процесс идет довольно медленно, потому что это очень серьезные документы. Два ДПТ на сегодняшний день утверждены Киевсоветом, еще два уже прошли земельную комиссию, а в разработке находятся более трех десятков. В каждом случае должен быть пройден архитектурно-градостроительный совет, проведены общественные слушания. Если в ДПТ вносятся изменения, придется заново проходить всю примерно полугодичную процедуру. Поэтому чиновники не заинтересованы в разработке ДПТ, ведь в них четко указывается расположение объектов и нельзя в ручном режиме добавить, например, еще один торговый центр. И если зонинг разрабатывается за бюджетные средства, по ДПТ мы ищем взаимопонимание с бизнесом. Заказчиком ДПТ всегда выступает КГГА, а инвестируют в их разработку частные компании. На практике они объединяются в группы из пяти – семи компаний, которые имеют планы относительно земельных участков на той или иной территории, и инвестируют совместно.

Городской земельный кадастр всегда был тайной за семью печатями. Помнится, даже для формирования единого кадастра в стране Госземагентство не могло добиться от Киева этих данных. Разрешен ли этот конфликт?

Сейчас никаких претензий к Киеву нет. Конфликт существовал не на уровне структур, а на уровне конкретных руководителей, которые искали там свой личный интерес. Теперь достигнуто понимание, что мы все работаем в одной команде и на один результат. Более того, киевская власть готова к тому, что количество работающих в этой отрасли чиновников должно быть сокращено. В ближайшем будущем я не исключаю объединения Киевзема и Госкомзема в единую структуру. Чем меньше структур, тем меньше бюрократических процедур.

Это будет структура государственной или городской власти?

Это будет структура двойного подчинения. Для меня не принципиально, кто будет ею руководить. Важнее, чтобы она работала эффективно. Будет ли ее контролировать мэр Киева или руководитель Госкомзема, не суть важно, если будут удовлетворены потребители услуг, обычные люди. У них должна быть возможность не бегать по городу в поисках множества контор, а прийти в одно помещение, подать заявку и там же в кратчайший срок получить ответ.

Каковы перспективы у разработанного при Черновецком проекте нового генплана Киева? Отвечает ли он интересам киевлян?

Действующий генеральный план Киева устарел, и это очевидно для всех. Но устарел уже и проект генплана до 2025 года, разработка которого начиналась десять лет назад. Градостроительная ситуация с тех пор кардинально изменилась. Необходим новый генплан, который учтет, в частности, договоренности с областью об установлении границ Киева, о переносе в область крупных промышленных предприятий. Нужно учесть и такие изменения, как украденные зеленые зоны, которые сейчас возвращаются городу. Думаю, после того как все это будет учтено, мы уже будем голосовать за генплан до 2040 года.

Когда произойдет размежевание киевских и областных земель? Как продвигаются переговоры с семнадцатью соседними сельсоветами, с которыми существовали разногласия в этом вопросе?

Практически по всем спорным территориям достигнуто взаимопонимание. Как участник рабочей группы по данному вопросу, могу заверить, что для подписания документов был проделан огромный объем работы. Остался ряд технических моментов, которые будут урегулированы в ближайшее время. Убежден, что за эти соглашения нам стыдно не будет.

Каких нововведений в сфере земельных отношений и градостроительной политики в ближайшее время стоит ожидать киевлянам?

Мы уже изменили порядок землеотводов, сократив процедуру. Раньше, например, нужно было дважды проходить сессию Киевсовета, а сейчас только один раз. Упростилась и процедура продления договора аренды земли. Если условия аренды – сроки, целевое назначение земли, не изменяются, раньше для продления договора все равно требовалось каждый раз проходить годичную процедуру и семь кругов бюрократического ада. Сейчас дополнительное соглашение просто подписывается мэром по представлению земельной комиссии. По первым результатам нового порядка мы уже видим, где можно добиться еще большего упрощения процедуры. Частично это будет связано и с объединением Киевзема и Госкомзема, о котором я упоминал.

Беседовал Александр Зворский

КиевVласть

Теги: новости киева, прокопив, интервью, никольская слободка, женсан, вагра, застройки

п'ятниця, 29 березня 2024 г.
13:44
100 Волинська бригада ТрО запрошує на службу в підрозділах бригади
13:24
За добу втрати ворога зросли на 820 осіб, 56 БПЛА та 5 крилатих ракет, - Генштаб ЗСУ
13:03
На Північному мосту обмежать рух транспорту до 15 червня (схема)
12:42
У столиці судитимуть росіянина, який скоїв розбійний напад на аптеку
12:24
В Україну повернули тіла 121 полеглого оборонця
12:02
У Польщі переговори щодо українського зерна не мали успіху, але Сольський налаштован оптимистично, - ЗМІ
11:44
Руслан Кравченко: Німеччина продовжить допомагати Київщині у процесі відбудови
11:25
Комунальні підприємства Вишневого подарують військовим два авто вартістю 110 тисяч доларів
11:01
29 комунальних медзакладів столиці підключено до Реєстру територіальної громади, - КМДА
10:47
Голосіївська окружна прокуратура через суд вимагає повернути державі приміщення вартістю понад 6,7 млн гривень
10:28
Унаслідок нічної атаки рф пошкоджено енергетичну інфраструктуру в шести областях, - Шмигаль
10:04
На Київщині внаслідок падіння уламків пошкоджені два приватні будинки, - Руслан Кравченко
09:42
Київ збільшив вартість транспортної карти до 75 гривень з 1 квітня
09:23
Масована атака рф: українські захисники знищили 58 БПЛА та 26 ракет
09:06
На Новопавлівському напрямку в районах пунктів Новомихайлівка, Георгіївка, Урожайне противник атакував 22 рази, - Генштаб ЗСУ
четвер, 28 березня 2024 г.
20:44
У Гостомелі працюватиме перевізний цифровий флюорограф
Календар подій
На Київщині триває скандал щодо будівництва кінологічного центру
28 березня 2024 г. 13:00
На Київщині триває скандал щодо будівництва кінологічного центру
У столичному регіоні розробка Детальних планів території (ДПТ) все частіше використовується місцевими владами для легалізації самочинних будівництв через зміну цільового призначення земельних ділянок. Приклад – будівництво кінологічного центру біля села Рославичі на території Феодосіївської громади, яке явно без жодних дозвільних документів триває вже більше двох років і наразі активно підтримується керівництвом громади всупереч позиції місцевих мешканців. Громадські активісти наголошують на тому, що такий об'єкт матиме серйозний негативний вплив на екологію: створить ризик зараження людей різними хворобами через відсутність місця для утилізації собачих фекалій та загрозу для розташованого поруч ландшафтного заповідника “Васильківські карпати”. В Київській облраді, схоже, з цим згодні, але нічого зробити не можуть. Що стосується обурених громадян, то, якщо у Феодосіївській сільраді їх “не почують”, вони збираються звертатись до правоохоронців і суду.