четвер, 19 травня 2022 г.

Архитектура - мощный инструмент формирования нации, - Керем Ченгиз

Архитектура - мощный инструмент формирования нации, - Керем Ченгиз

Архитектура – это один из самых эффективных способов заявить об экономических, культурных, технологических достижениях государства. Или не заявить. О том, как в архитектуре объединить современность и национальные традиции, о трендах развития городских пространств и многом другом рассказал KV Керем Ченгиз, управляющий директор X-Architects, экс-руководитель украинского офиса Chapman Taylor, архитектор с более чем 20-летним опытом работы в разных странах и на разных континентах.

KV: Керем, вы уже некоторое время активно работаете на Востоке, где очень сильны национальные традиции. Как удается интегрировать мировые архитектурные тренды и сохранить историческое наследие?

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Керем Ченгиз: Интеграция национального наследия и мировых архитектурных тенденций — это всегда вызов, особенно когда культурная среда, в которой архитектор работает, все еще развивается и определяется.

Здесь, в ОАЭ, культурная интеграция - очень активно и внимательно изучаемая сфера. Нации меньше пятидесяти лет, в то время как ее корни древние, они не объединяются в единую историческую историю, а представляют собой серию историй, отражающих племенное наследие народов региона.

Интеграция местного наследия в мировые архитектурные тренды в тоже время деликатная и увлекательная задача, требующая глубокого понимания местной культуры и сильного современного архитектурного видения, которое одновременно может вычленить суть и культурного наследия, и общемировых тенденций и создать культурно и контекстуально актуальные проекты.

Возможно, этого можно достичь, создавая менее масштабные проекты, такие как музеи, галереи или культурные центры, где основное внимание уделяется наследию и культурным аспектам проекта.

KV: Как влияет современная архитектура и влияет ли на изменение мировоззрения населения? На социальные связи? Устоявшиеся традиции населения?

Керем Ченгиз: Архитектура в самом широком смысле непосредственно влияет на мировоззрение и развитие (экономическое, политическое, социальное) любого общества — и прямо, и косвенно. Она отражает и индивидуальные повседневные реакции и взаимоотношения людей в социуме, и реакции общества в национальном геополитическом масштабе. Это — мощный инструмент формирования нации и физического проявления ее надежд, желаний, видения будущего.


На фото: музей Louvre Abu Dhabi

В Дубае, независимо от того, что вы лично можете подумать об архитектуре города, непосредственно мегаполис, то, что его создали всего за 20 лет — источник огромной национальной гордости, воплощающий амбиции и видение нации, которая включает и местное население Эмиратов, и большое количество экспатов, внесших значительный вклад в создание Дубая.

Но сейчас, предположу, у ОАЭ появилась более сложная задача — дальнейшее развитие города, учитывая его быстрый рост, а именно как обеспечить устойчивое развитие и создание сплоченного сообщества. (Концепция сплоченности сообщества была создана в Великобритании после серии беспорядков в 2001 году. Концепция предполагает общее видение и чувство принадлежности ко всем сообществам; положительную оценку разнообразия различных людей и их обстоятельств; развитие сильных и позитивных отношений между людьми из разных слоев общества на рабочем месте, в школах и в районах проживания и т. д. В рамках концепции важно: найти и установить общие ценности для разных слоев и групп общества, борьба с неравенством и бедностью и т.п.).

KV: Какие примеры удачного объединения национального культурного наследия и мировых трендов вы можете привести?

Керем Ченгиз: Выявить успешные или неудачные примеры в глобальном масштабе - непростая задача, поскольку каждый случай очень специфичен, имеет конкретный контекст, в котором проект был задуман и в конечном итоге реализован. В качестве очень удачного примера могу привести проект нового музея Louvre Abu Dhabi, который открылся недавно. Это прекрасный пример знаковой архитектуры мирового уровня, прекрасная "витрина" нации и новая архитектурная веха страны.

Помимо красивой архитектуры ответ (на вопрос почему объект стал знаковым, - прим. KV) еще и в необычной глубокой истории реализации: как ОАЭ решили интегрировать известный международный музей и его коллекцию в национальный культурный контекст и продемонстрировать взгляд и понимание искусства и культуры в регионе Персидского залива. Музей скромен и уместен, но он привлекает посетителей. Этого эффекта достигли благодаря тесному сотрудничеству специалистов из разных сфер — архитекторов, инженеров, экспертов в области искусства, дизайнеров выставок и многих других специалистов, работавших над созданием визуального восприятия, традиционного и понятного в Эмиратах. Это была нелегкая задача, но с ней справились блестяще. Очень рекомендую вашим читателям, когда будут в ОАЭ, посетить музей.


На фото: музей Louvre Abu Dhabi — интерьер

KV: В Украине бытует больше негативное отношение к высотному строительству. Люди воспринимают небоскребы преимущественно как нечто недружественное. Есть ли архитектурные приемы, которые позволяют создавать высотки, которые комфортно воспринимаются людьми в городском пространстве?

Керем Ченгиз: Понятно, что сооружение огромного масштаба может порождать как положительное, так и отрицательное восприятие. Если взглянуть на такой объект изолированно от контекста сообщества, человека, здание может часто генерировать отчуждение и беспокойство. Существует множество таких примеров, когда “высотки” навязывают, не учитывая потенциальное воздействие на сообщество, район или город.

Крайне важно, чтобы сооружение высотных зданий осуществлялось с серьезным планировочным подходом. Который максимально учитывает аспекты комплексного и долгосрочного генерального планирования города, и не только потребности в коммерческом развитии, но и социальные, культурные, экономические, образовательные и экологические потребности населяющих город людей.

KV: Вы работали в Украине. Продолжаете ли наблюдать за развитием архитектуры в нашей стране? Что в годы вашей работы вы считали нужным изменить? Что изменилось сейчас?

Керем Ченгиз: Мне очень понравилось работать в Украине, я относился к Киеву как ко второму дому, и с интересом наблюдал за происходящими событиями в целом, не только в сфере недвижимости.

Во время моей работы в Украине (2007-2010 гг.) было время быстрого и, возможно, неустойчивого роста. Многие проекты обсуждались и вводились в эксплуатацию, но совсем мало отвечали истинным потребностям рынка. Затем спекулятивный рынок перегрелся.

Одно из фундаментальных наблюдений состояло в том, что при большом количестве игроков практически отсутствовали консорциумы (объединения независимых компаний для координации предпринимательской активности, - прим. KV), у которых бы было долгосрочное видение развития и соответствующее планирование.

Я считаю, что в настоящее время украинский рынок менее перегрет, а в среде участников рынка, объединяемых Red Community, Украинским Клубом Недвижимости, возникает больше дискуссий о том, куда движется индустрия недвижимости, обсуждаются необходимые для дальнейшего развития страны меры. Я искренне надеюсь, что в дальнейшем наладится их взаимодействие с политическими структурами для разработки долгосрочных планов развития и вовлечения в процесс как государственного, так и частного секторов.

Читайте: Создатели среды: девелоперы нацелились на системную урбанистику


На фото: Уникальный проект X-Architects - природный заповедник Wasit Wetland Centre. Центр посещений заповедника спроектирован так, чтобы не потревожить птиц, но и знакомить людей с богатством экосистем водно-болотных угодий. Авторы проекта: Ahmed Al-Ali, Farid Esmaeil, Mirco Urban, Pariya Manafi, Dana Sheikh, Abdullah Bashir, Waleed Al Mezaini, Christian Geronimo, Brian Abarintos, Eyad Zarafeh, Haider Al Kalamchi.

KV: Каковы тренды мировой архитектуры — в среднесрочной и долгосрочной перспективе?

Керем Ченгиз: Считают, что в 2018 году продолжится и усилится интеграция государственных и публичных пространств. Так как все больше людей скапливаются в городах, они сталкиваются с кризисом свободного доступного пространства.

Традиционно комбинирование общественных и частных пространств решается зонированием по функциональному назначению территорий: жилые, коммерческие, промышленные и т. д. Однако, полагаю, в 2018 году мы можем ожидать большего смешения функций традиционно разделяемых территорий, размывания традиционных границ, что скажется и на взаимодействии городских сообществ.


На фото: Заповедник Wasit Wetland Centre. Первоначально был местом сброса сточных вод и мусора. В 2005 году начался процесс реабилитации поврежденной экосистемы, удалено 40 000 м2 мусора, пересажено 35 000 деревьев, земли "излечили" от токсичных химических веществ и сохранили уникальные прибрежные песчаные дюны. Сегодня заповедник стал домом для 350 видов птиц, местом для 33 000 мигрирующих птиц и "легкими" для города Шардж.

Переход к устойчивому развитию достигнет нового уровня. Зеленые террасы, экологически чистые материалы, зеленые стены, зеленые мосты, все они останутся в тренде. В каждой отрасли есть позитивные достижения и движение к созданию экологически дружественной среды, но именно архитектура последовательно управляет и реализует создавшиеся тенденции.

Так, зеленые кровли и стены останутся очень популярными, но появится больше зелени внутри зданий. Ожидается, что крытые парки станут следующим большим эко-трендом.

Starchitecture - "звездная архитектура" За последние несколько лет мы увидели растущую тенденцию в архитектуре, называемую starchitecture (термин используется для описания архитекторов, чье признание превратили их в кумиров архитектурного мира и дали им известность среди широкой публики. Статус знаменитости обычно ассоциируется с авангардистской новизной их проектов, - KV), где архитекторы придумали невероятные привлекательные проекты.

Мы все можем назвать по крайней мере один удивительный пример звездной архитектуры, такой как Музей Гуггенхайма в Бильбао в Испании или новый музей Louvre Abu Dhabi. Мы можем ожидать, что многие подобные проекты будут запущены в 2018 году. Хорошо ли это? Решение — за вашими читателями.


На фото: Заповедник Wasit Wetland Centre. Архитектура центра посещений сочетается с окружающей средой и использует существующую топографию, чтобы минимизировать визуальное воздействие на естественную сцену. Посетители проходят под землей в линейную галерею. Полностью прозрачная стена позволяет посетителям соприкоснуться с естественной окружающей птиц средой.

Читайте: Девелоперы взялись за “социалку”: почему они стали строить детские садики и школы?

Источники фото: x-architects.com, herskhazeen.com, m.gulfnews.com, www.agsiw.org

KиевVласть

Татьяна Шульга

Теги: архитектура, общественное пространство, тенденции архитектуры, устойчивое развитие

середа, 18 травня 2022 г.
22:49
Майже 100 тисячам маріупольців загрожує смертельна небезпека через поширення інфекційних захворювань, - Денісова
22:10
МЗС попередило, що за в'їзд на окуповані території з боку росії іноземним журналістам закриють в'їзд до України
21:49
“Ядерні терористи не розуміють наслідків” – українські енергетики прокоментували наміри рф красти електроенергію із Запорізької АЕС
21:25
Росію закликали вивести війська з Придністров'я
21:01
“Укрзалізниця” з 20 травня запускає поїзд Київ-Шостка
20:44
Посольство США відновило роботу в Києві
20:21
ДСНС отримала 85 дронів для проведення розвідки в екосистемах та розмінування
20:05
ЗСУ звільнили ще один населений пункт на Харківщині, ворог веде обстріли населених пунктів по лінії зіткнення, - Генштаб
19:44
Киян запрошують кінотеатри “Лейпциг”, “Флоренція” та “Ім. Шевченка”
19:27
Зеленський підписав укази про продовження військового стану та мобілізації на 90 днів
19:06
Європейський Союз не прийняв шостий пакет санкцій проти росії через позицію Угорщини
18:45
На Київщині за 45 днів повністю відновили електропостачання звільнених від окупантів громад
18:34
Передача “Азовсталі” Кадирову посилить протистояння між спецслужбами РФ – розвідка
18:17
Прокуратура передала АРМА 20 вантажівок “МАЗ” та корпоративні права двох підприємств білорусі
17:56
У Києві можливе задимлення у зв'язку із пожежами в зоні відчуження, - КМДА
17:40
ЗСУ передали понад 146 млн гривень, які були заарештовані у “справі брата голови ОАСК Вовка"
Календар подій
Керівниця благодійного фонду Наталія Носова: “Наразі треба 15 тис. доларів, щоб купити десять нових професійних швацьких машин для виготовлення бронежилетів” (відео)
18 травня 2022 г. 14:00
Керівниця благодійного фонду Наталія Носова: “Наразі треба 15 тис. доларів, щоб купити десять нових професійних швацьких машин для виготовлення бронежилетів” (відео)
До початку повномасштабної війни росії проти України киянка Наталія Носова (на фото) мала власний бізнес з пошиву весільних суконь. Але 24 лютого для неї, як і всіх українців, історія змінилась – вона разом з однодумцями-волонтерами почала виробляти розвантажувальні жилети, плитоноси та бронежилети для сил Територіальної оборони (ТрО), а згодом і для Збройних Сил України (ЗСУ). Ця робота, як і у всіх волонтерів, відбувалась на добровільних засадах та за пожертви. Оскільки роботи ставало все більше, в травні Наталія Носова відкрила благодійний фонд для збору коштів на виготовлення бронежилетів та іншої амуніції для наших сил оборони. Наразі для розширення роботи потрібні не дуже великі кошти – для закупівлі нових швацьких машин треба всього 15 тис. доларів.
У Київраді не наважилися віддати Павлу Фуксу будівлю на вулиці Кирилівській, 103
18 травня 2022 г. 09:00
У Київраді не наважилися віддати Павлу Фуксу будівлю на вулиці Кирилівській, 103
Керівництво столиці поки що “передумало” передавати в оренду благодійній організації (БО) “Фонд пам'яті “Бабин Яр” приміщення площею майже 4 тис. кв. м на вул. Кирилівській, 103 (Подільський район), яке знаходиться на балансі “Клінічної лікарні “Психіатрія”. Однією з причин для цього, цілком можливо, послугував суспільний резонанс навколо даної події: окремі депутати Київради обурилися, що під час війни влада міста планує “обдарувати” комунальним майном осіб, які пов'язані з російським олігархатом – Павлом Фуксом (на колажі праворуч), Михайлом Фрідманом та Германом Ханом. Таким чином питання створення в столиці “Музею історії забуття трагедії Бабиного Яру”, який планувалося розмістити на вищевказаній локації, поки що зняте.