“Шинель”: новое прочтение бессмертной классики
В Театре на Подоле состоялась премьера спектакля по одноименной повести Николая Гоголя “Шинель”. Классическая история о маленьком чиновнике заиграла новыми красками, не теряя при этом своего юмора. Редакция КиевVласть посмотрела театральную постановку и рассказывает, почему каждый может найти в ней себя.
По сюжету, у Акакия Акакиевича Башмачкина – чиновника из департамента, произошла неудача. Его шинель, послужившая ему не один десяток лет, начала изнашиваться. Будучи человеком бережливым и максимально экономным, Акакий Акакиевич пытается уговорить Петровича починить платье. Но оба приходят к выводу, что чиновнику позарез нужна новая шинель, “да на шелковой подкладке, да с куницей на воротнике”. С этого момента и начинаются приключения героя, у которого появляется заветная мечта.
Режиссер-постановщик спектакля Валерия Федотова постаралась максимально передать атмосферу первоисточника. Зритель буквально чувствует на себе тот дискомфорт, который испытывает главный герой на рабочем месте. Коллеги подшучивают над ним, а иногда и вовсе воспринимают как часть мебели. Неудивительно, что попытка обзавестись новой шинелью становится своего рода побегом от рутинных издевательств в департаменте, а также убежищем от проблем.
Оформление спектакля также дополняет общую картину постановки. По полу разбросаны листы бумаги с текстами документов, которые Акакий Акакиевич переписывает каждый божий день. Поэтому такой декор скорее отражает его внутренний настрой и проецирует его во внешний мир. Имитация подвала, где живет главный герой, олицетворяет и его внутренний мир, скрытый от посторонних глаз.
Чтобы сократить расстояние между зрителем и героем, было решено “озвучивать” мысли чиновника. Таким образом, зал становился частью того сокровенного, что так ревностно защищает главный герой от остальных. Такой эффект стал возможен благодаря блестящей игре Романа Халаимова. Его Акакий Акакиевич слегка заикается, неуверенно передвигается и часто смущается. Такой образ вызывает искреннее сочувствие, особенно на фоне поведения других чиновников из окружения Башмачкина.
Гениальным ходом стало решение “оживить” новую шинель Акакия Акакиевича. Чтобы как можно точнее передать чувства чиновника к новому элементу гардероба, шинель предстала в образе женщины. Роль Шинели исполнила Юлия Шевченко, которую также можно увидеть в образе хозяйки чиновника и жены Петровича. И хотя Шинель не может разговаривать, она свободно передвигается по сцене и ходит за руку с Акакием Акакиевичем. Таким образом, зритель видит ее глазами самого героя. То обожание, с которым он на нее смотрит, тот блеск в глазах дают понять, что человек обрел свою самую заветную мечту.
Поэтому, когда эта мечта растворяется в тенях ночных переулков, мир Акакия Акакиевича переворачивается. Сам эпизод похищения Шинели напоминает похищение настоящего человека. Она брыкается и пытается освободиться, в то время как чиновник безрезультатно старается ей помочь. После этого эпизода, зритель чувствует пустоту и горе главного героя. Только после своей смерти, дух Акакия Акакиевича воссоединяется со своей Шинелью и уходит в вечность.
Стоит также отдать должное игре Станислава Мельника и Кирилла Карпука. Им достались роли Петровича и Значительного лица, который должен был помочь в поисках пропавшей шинели. Также актеры постоянно перевоплощались то в чиновников из департамента, то в воров и даже в дворовых котов. Это добавляло динамики сюжету и делало спектакль более камерным.
Спектакль “Шинель” – это не только история о маленьком человеке, ставшим жертвой обстоятельств. Это история о мечте, которая преобразила этого маленького человека и стала его главной целью в жизни. В этой постановке каждый зритель может увидеть себя. Ведь когда мы испытываем неудачи, они всегда отражаются на нашем характере и видении мира. Спектакль дает понять, что все это проходит без следа. Единственное, что остается – это мечта.