“Шесть характеров ненаписанной комедии”: сцена и реальность
В столичном Театре на Подоле, 22 октября, состоялся показ спектакля “Шесть характеров ненаписанной комедии” по пьесе Луиджи Пиранделло. Режиссером-постановщиком киевской постановки стал художественный руководитель театра Виталий Малахов.
Спектакль поставлен по принципу “театр в театре”, актеры которого собираются на репетицию. На сцене идет прогон, на котором режиссер ругается, прима, как обычно, задерживается, а остальные актеры – спорят друг с другом. В середине репетиции внезапно появляются шесть абсолютно белых персонажей. Они призраки из недописанного произведения, отчаянно желающие рассказать свою полную историю. Для них повесть их жизни настолько важна, что все непременно должны бросить свою работу и делать спектакль о судьбе персонажей.
Кажется, будто эти персонажи были не просто вымышленными, а настоящими, живыми людьми. Такой вывод можно сделать, когда Игорь Николаев в роли отца говорит о характере его работы после того, как режиссер утверждает, что отец сумасшедший. Но тот опровергает предположение. Напротив, отец заявляет, что сам режиссер настоящий сумасшедший, ведь он превращает фантастические сюжеты в реальность, когда в реальности уже происходят жизненные истории, не требующие лишнего драматизма. Семья персонажей была символом этого. Вся их жизнь оказалась одним гигантским трагическим заговором. В конце концов, они хотели, чтобы их история была рассказана и конец их повествования наступил.
Шесть персонажей обеспечивают динамическое представление о реальности. Конечно, нет единой действительности, поскольку у всех людей личное понимание происходящего. Но каждый персонаж пьесы имеет свою интерпретацию той или иной страницы их жизненных событий, а все они представляют часть общей картины. Все они сделали историю более реалистичной, а также стали источником большего замешательства многих зрителей, что подчеркнуто благодаря реакции режиссера с актерами на персонажей в постановке. Тем самым ощущается чрезмерное высмеивание действий актеров. Актеры вовсе не переигрывают, но утрированность действий иногда кажется неуместной.
Тем не менее, все колотящиеся эмоции привели к интриге режиссера, которого играет Юрий Филипенко, и с каждой минутой он все больше и больше восхищается потрясающей историей. Когда члены семьи рассказывали о своей жалкой и мрачной жизни, режиссер сделал несколько замечаний, указывающих на его изоляцию от “сказки” семьи, поскольку он был только одним из зрителей прямо сейчас.
Как только спектакль подходит к концу, режиссер перестает быть просто зрителем. Он оказывается в центре событий. Ужасные жестокости и драма, которые были в семье, больше не были для него “выдумкой”, но понял он это слишком поздно.
На этом должен был и закончится спектакль, но Виталий Малахов решил сделать альтернативную концовку с неожиданным хэппи-эндом. Таким образом, есть некое сравнение жизни “характеров” и трактовки режиссера.
Дату ближайшего спектакля можно узнать на сайте Театра на Подоле.
Фото: Ira Marconi, Театр на Подоле