субота, 2 листопада 2024 г.

Марина Богомаз: “Приводить на бейби-спектакли малышей стоит с 10 месяцев”

Марина Богомаз: “Приводить на бейби-спектакли малышей стоит с 10 месяцев”

Сегодня в Киеве с аншлагами проходят бейби-спектакли Киевского академического театра кукол. Еще до начала ноября билетов на плановые показы “Каляки-Маляки” и “Крапля” уже не было. Чем так интересны бейби-спектакли, что они дают юным зрителям и как малыши себя ведут очутившись в новом большом и незнакомом коллективе в интервью КиевVласть рассказала автор и режиссер спектаклей для самых маленьких Киевского академического театра кукол Марина Богомаз.

KV: В аннотации к бейби-спектаклям сказано, что они для тех “кто лежит, сидит, ползает, делает первые шаги”. С какого возраста детей действительно стоит приводить на ваши спектакли?

Марина Богомаз: Эти спектакли для детей до 3 лет. Начальный возраст определяют родители. Самому маленькому нашему зрителю было три месяца. Его мама нам рассказывала, что малыш прекрасно за всем наблюдал, реагировал на свет, новые элементы, цвета.

Актеры бейби-спектаклей говорят на языке детей. Например, малыш вряд ли отреагирует на фразу “здравствуйте, дорогие дети”. Но если здороваться на языке детей, говоря “ку-ку”, то каждый персонаж привлечет к себе внимание. Несложные сюжеты маленькая аудитория очень хорошо воспринимает. Каждый малыш получает свое впечатление от услышанного, увиденного и потроганого. Хочется верить, что благодаря нам он погружается в атмосферу сказки.

Вначале, когда появились “Каляки-Маляки”, мы особо подчеркивали, что это спектакль для зрителей от 0 до 3 лет. Этим мы хотели сказать, что даже женщина в положении может прийти на представление для самых маленьких.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Исходя из моего опыта, приводить на бейби-спектакли малышей стоит с 10 месяцев. Эти детки уже могут следить за сюжетом, за персонажами, реагировать на цвета и звуки, слова.

KV: Чем бейби-спектакль может заинтересовать беременную женщину?

М.Б.: Все знают, что впечатления, которые получает беременная, также отражаются и на ребенке. Будущая мама получит 40 минут позитивной энергетики. Я сейчас сама нахожусь в положении и могу сказать, что это не только неимоверный поток какой-то доброй позитивной энергии для меня, но и для моего ребенка. Мой малыш очень хорошо отзывается на все, что происходит во время спектакля. У него даже появилась любимая песенка.

При этом наши бейби-спектакли - это наглядное пособие о том, как контактировать с совсем маленькими детьми, как им помогать изучать окружающий мир.

KV: На бейби-спектакль приглашается 40 человек плюс актеры. Людей очень много. Безопасно ли это для зрителей юного возраста?

М.Б.: Мы учли все нюансы, чтобы для юного зрителя посещение спектакля не было травмоопасно. У нас ни разу не было случая столкновений или падения детей. Зал, в котором происходит действо, вмещает около 80 человек. Но приглашаем на спектакль только 40. Причем это дети вместе с родителями. Деток на спектакле может быть не больше 20.

В зале имеются подушечки, на которых можно сидеть. Также они разграничивают пространство между зрителями, и у каждого таким образом имеется свое пространство. Имеется громадный ковер, на котором малыши могут ползать или ходить. Каждый из родителей в зале занимает то место, которое ему удобно.

KV: Сколько актеров должно быть в спектакле, чтобы уделить внимание каждому маленькому зрителю и его увлечь?

М.Б.: В постановке “Каляки-Маляки” на сцене и возле сцены работает 8 актеров. Трое - герои сюжета, остальные - няни. Няни - более нейтральные персонажи, которые являются проводниками. Они предлагают, помогают, показывают как действовать в спектакле.

При этом именно родители являются самыми главными помощниками в рассказе нашей истории. Они более близко контактируют с детками. У каждого ребенка свое личное пространство, в которое он не готов сразу впускать посторонних людей. Актеры привлекают внимание, заинтересовывают, но ни в коем случае, если дети не хотят, не навязывают себя.

В “Крапле” задействовано всего лишь три актера. Они абсолютно спокойно справляются. В спектакле “Ку-Ку”, который мы ставили в ровенском театре кукол, работают два актера. Главное расставить правильные акценты, чтобы привлечь внимание малышей.

Читайте: В Киевском театре кукол состоится уникальная премьера нового бейби-спектакля “Крап-ля”

Многие маленькие зрители обращают больше внимания на звук. Поэтому у нас звучит много живой музыки. Некоторые хорошо реагируют на слова, потому что какие-то из них уже понятны. Кто-то обращает внимание на появление нового персонажа или куклы.

Главный герой и главный артист нашего спектакля - сам ребенок, который идет за нашим действием, непосредственно участвует в нем и находит то, что интересно именно ему.

KV: Спектакль идет 40 минут. Малыши выдерживают?

М.Б.: Выдерживают. В спектакле предлагаются новые и новые виды визуального развлечения, поэтому зачастую 40 минут даже маловато. Детки могут все пробовать, брать, рассматривать. Предметы мягкие и очень приятные на ощупь. Большинство малышей не сидят ни секундочки на месте.

После спектакля дается еще 10-15 минут, чтобы зрители могли пройтись по залу, еще раз все посмотреть. Часто и это время проходит, а дети не хотят уходить.

KV: Вы говорите, что все время добавляете новые фишки. Расскажите, что нового появилось в “Крапле”, чего не было в “Каляках-маляках”.

М.Б.: Новое - это новые образы, которые рассказывают уже другую историю. Если “Каляки-Маляки” рассказывали о том, как появляется радуга, то тут история уже о том, что маленькая капелька может быть частичкой ручейка, реки, моря и в результате океана.

В каждом спектакле история рассказывается при помощи игры и визуальных образов. Это активный театр, где быстро появляются новые элементы. Например, в “Крапле” мы как художники с учетом детской психологии показываем при помощи ткани как выглядит водная стихия и ее обитатели, кораблик, с которыми можно поплавать, волны, в которых можно попрыгать.

Используются нами и большие куклы. Например, в океане появляются рыбы и медузы, размером с ребенка. Это впечатляет и, естественно, привлекает внимание.

KV: Какие-то элементы исключали как неработающие или опасные?

М.Б.: Нет, не было ничего такого, от чего бы мы отказались категорически. Некоторые детали просто со временем были несколько трансформированы. Если бы вы пришли на первый показ спектакля “Каляки-Маляки” и на десятый, то заметили бы разницу. Сейчас этот спектакль уже практически идеально отработан по использованию материала, слова и действия, в нем нет ничего лишнего.

В постановках все используемые предметы мягкие, сделанные в ручную, нигде нет углов или чего-то приклеенного, все детали аккуратно пришиты.

KV: В спектаклях для самых маленьких используются интерактивные игры. На основе какой методики они разработаны?

М.Б.: Бейби-театр в Киеве - это пока совсем маленькая команда, в которой я и художница Ольга Филончук. Методику разрабатываем мы сами, основываясь на собственном опыте работы с детьми. Например, я больше 10 лет преподаю маленьким детям актерское мастерство. Много приемов, которые я применяю при работе в классе, я использую теперь и в театре. Ольга как художник работает над образами и подбором цветовой гаммы, приятной для восприятия малышей.

Если говорить о признанных в мире методиках, то к тому, что мы делаем в театре, наиболее близка методика, предложенная в XX веке итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори. В ней, как и в нашей разработке особое внимание уделено сенсорному воспитанию (развитию органов чувств), уважается самостоятельность ребенка и свобода в установленных границах.

Также в спектаклях используется метод интервального повтора, который эффективно работает в обучении. Во время спектакля с определенной периодичностью актерами повторяется, что, например, капля часть того-то. В результате у ребенка появляется новая ассоциация и формируется новое понятие.

При этом во время спектакля мы стараемся не просто играть. Театр - первичен, поэтому зритель должен находиться в определенной атмосфере. А как себя в ней вести, каждый ребенок вправе выбирать самостоятельно. Не все дети хотят бегать, прыгать и участвовать. Некоторые хотят наблюдать. Они 40 минут спокойно сидят, смотрят на все действия как во время обыкновенного спектакля.

KV: Сколько на каждом спектакле таких “детей-наблюдателей”?

М.Б.: Маленький процент. Большинство детей действуют рефлекторно - им нужно сразу брать, смотреть, иногда тянуть в рот... Деток, которые просто наблюдают, на спектакле не больше 10%. Но как только спектакль заканчивается и все начинают расходиться, они то, что увидели, начинают трогать. Причем практически в той же последовательности, в которой мы показали. Эти дети действуют по алгоритму - сначала нужно посмотреть как, научиться, а потом попробовать.

Каждый юный зритель после спектакля точно выходит с новыми позитивными эмоциями и образами. Мамы нам рассказывали, что дома дети продолжают играть в сюжет из нашего спектакля. Например, берут ткань и говорят “вода, море”, подкидывают ее, показывая волну. Для родителей, присутствие на таком спектакле, дает понимание, какими способами - выразительными, игровыми, театральными - можно рассказать ребенку о каком-то явлении, стихии, предмете или животном, научить его новому. В мире театр для самых маленьких используется как способ альтернативного образования.

KV: Как давно бейби-театры существуют и как они пришли в Украину?

М.Б.: В мире существуют достаточно давно - более 40 лет. Но их не называют бейби-театрами. Так их называем мы, так как нам и нашей аудитории это более понятно.

За рубежом работают целые корпорации, которые устраивают для малышей не только театральные спектакли, но и мастер-классы, разного рода перфомансы. Это очень популярно и хорошо работает на развитие ребенка.

Мы об этом знали и решили попробовать сделать именно театральную постановку. Было и интересно, и безумно страшно, так как работа с маленькими детьми - большая ответственность. Во многом поначалу шли интуитивно. В “Краплю” вошли все лучшие на сегодня наши наработки.

Работать с самой маленькой аудиторией нам безумно нравиться. Мы видим отдачу, которую не сможем получить ни от одного спектакля, ориентированного на взрослую публику.

KV: У бейби-спектаклей уже появились постоянные зрители, которых родители приводят неоднократно?

М.Б.: Да, такие появляются. Например, на спектакль “Каляки-Маляки” мама приводила дочку уже четыре раза. Нам приятно, что ребенок просится сам. Девочка понимает, что происходит, хорошо помнит солнышко, зайчиков, тучку, радугу. Но, как говорит ее мама, каждый раз ребенок увлекается чем-то новым. Наш спектакль для нее стал любимой игрой, правила которой уже понятны и можно для себя делать больше открытий.

Читайте: Во второй половине ноября в Киевском театре кукол покажут спектакли для зрителей всех возрастов (афиша)

Фото: Киевский академический театр кукол

KиевVласть

Беседовала Настя Недашковская

Теги: новости киева, киевский академический театр кукол, марина богомаз, крапля, бейби-театр, бейби-спектакли, каляки маляки

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.