Лариса Кадочникова: “Я должна сыграть - во что бы то ни стало”
В последнее воскресенье февраля в заснеженном Киеве я встретился с народной артисткой Украины, Лауреатом Шевченковской премии Ларисой Кадочниковой. Встретились мы в ресторане на ул. Пушкинской, неподалеку от театра Русской драмы им. Леси Украинки, куда Лариса Валентиновна пришла после репетиции спектакля. Она всегда заряжает людей лучезарностью, жизнелюбием и своей энергией. Вечное весеннее настроение Ларисы Кадочниковой, надеюсь, передастся и вам.
KV.: Скоро состоится премьера Вашего спектакля “Актрисе всегда 18”. Как идет подготовка к премьере?
Л.К.: Уже почти закончилась подготовка. Это каждодневные репетиции. Они длятся месяцами. Четвертого марта должна состояться премьера, я верю и надеюсь, что все пройдет успешно.
KV.: Находите ли вы свою схожесть с главной героиней Сарой Бернар?
Л.К.: Ну, мне трудно сказать. Я только по книгам и фотографиям ее знаю. Внешне мы не похожи. Это неважно вообще. Сара Бернар сумела, во что бы это ни стало, себя создать. Она говорила: “У меня только есть глаза, все остальное я должна была выдумать сама”. У нее был талант, было желание и невероятный, космический магнетизм. Сара Бернар покорила мир. Ее называли первой актрисой мира.
На фото: Геннадий Кирия беседует с Ларисой Кадочниковой
В этом наши судьбы похожи. Я всегда ставила цель стать большой актрисой, посвятить себя настоящему искусству, а не барахлу и дешевой популярности.
KV.: На прошлой неделе во время спектакля “Насмешливое мое счастье” актер Вячеслав Езепов оступился и упал со сцены. Не помещал ли этот инцидент продолжить спектакль?
Л.К.: Слава Богу, нет. Езепов не очень хорошо видит, а на сцене довольно таки темно, так было построено световое решение и он как-то лишний шаг сделал вперед, оступился и полетел в первый ряд. Хорошо, там сидели мужчины, которые его подхватили, и Наталья Доля, актриса, которая играет Лику Мизинову, сразу же помогла ему - и все закончилось благополучно. Это был шок и для зрителей и для актеров.
А у меня во второй половине спектакля начинается вся роль, и я взяла себя в руки и сказала: “...я должна сыграть, во что бы то ни стало, как Сара Бернар..”.И я сыграла.
После спектакля к нам подошел Резникович (художественный руководитель театра им. Леси Украинки, - KV), поблагодарил, что несмотря на случившееся, мы остались на высоте. Весь зал рукоплескал!
KV: Сейчас в Киеве в музее Леси Украинки проходит Ваша выставка коллажей. Расскажите, кто вдохновлял создавать эти прекрасные работы?
Л.К.: В этих коллажах собраны вещи, подаренные Параджановым или те, в которых я снималась. Эти коллажи посвящены фильму “Тени забытых предков”, который получил более 100 международных наград, и посвящены Сергею Параджанову, великому кинорежиссеру, который поднял украинское кино на недосягаемую высоту. Он входит в десятку лучших мировых кинорежиссеров и фильм “Тени забытых предков”; вошли в пятерку фильмов мирового масштаба.
Коллажи мы делали вместе с художником Игорем Горяным, который более 15 лет прожил в Америке. Очень талантливый художник, светлый человек и самый близкий друг, он мне помогает во всем.
Мы с Игорем вдвоем в течение четырех месяцев сделали 13 коллажей, посвященных Параджанову. Там есть все, в том числе уникальный подсвечник 1868 года. Там есть шаль, которую мне подарил Параджанов.
Как-то был мой творческий вечер, и я пригласила Сергея, он в это время снимал свою последнюю картину в Баку. Он был тогда очень болен, приехал на два дня, привез мне массу подарков и в конце вечера он вышел на сцену и набросил на меня золотую шелковую шаль.
KV: Как Вы познакомились с Сергеем Параджановым? Какое первое впечатление он на Вас произвел?
Л.К.: Познакомились мы перед съемками “Теней…”. Я тогда работала в Московском театре “Современник” где играла очень много главных ролей. В то время Параджанов начинал съемки “Теней забытых предков” по повести Коцюбинского. Он пригласил Юрия Ильенко как оператора. Он был молодой талантливый оператор, только что закончивший ВГИК.
С Параджановым мы встретились в Москве на Тверской. И я увидела перед собой Чарли Чаплина на черном чемоданчике - это был Параджанов. Когда он меня увидел, он сказал: “Это Маричка!”.
Я не была знакома с этим произведением Коцюбинского. Он дал Юре сценарий и сказал ему, чтобы я его прочитала, и если понравится, чтобы пришла на пробу. Я с удовольствием приехала в Киев на пробы.
Мне захотелось попробовать себя именно у Параджанова, я не знала, какой он режиссер. Через несколько дней после съемок, я уехала обратно в Москву. Через дней двадцать раздался звонок, где мне сообщили, что меня утвердили на роль.
Нужно было ехать на целый год на съемки. Этот вопрос был очень важен. Решение жизненной позиции: либо оставаться и работать в театре, либо ехать сниматься к непонятному режиссеру. Я выбрала второе.
На фото: Иван Миколайчук и Лариса Кадочникова и фильме Сергея Параджанова “Тени забытых предков”
Для Ефремова (Олег Ефремов, создатель театра “Современник”, - KV) это был шок. Он мне этого никогда не простил. Не понимал, как можно было уйти из такого театра. У меня было много главных ролей. Я была одной из ведущих актрис…
И я уехала. У меня началась прекрасная жизнь на Буковине. Совершенно фантастический мир поэзии, красоты, любви к природе. Очень мощный заряд совершенно другого направления поэтического кинематографа. Великого, нового.
KV: Были ли у Вас мистические случаи, связанные с Параджановым?
Л.К.: Параджанов - сам по себе очень мистический человек. У него ничего обычного не бывает. Он вообще мистик, фантазер…
Этот человек не похож ни на кого. Если ты его понимаешь, то попадаешь в мир великого искусства и странностей. Если не понимаешь, то считаешь его сумасшедшим. Это был гений, который пришел в Украину поднять украинский кинематограф. Он безумно верил в Украину. Это не поняли в УССР, его посадили.
KV: Я знаю, что когда вы выступали в тюрьме, где сидел Параджанов, с Вами произошло мистическое событие.
Л.К.: Да. В тот период было “Общество знаний” я часто ездила в разные города с картинами, с выступлениям. Тогда очень хорошо принимали на волне “Теней забытых предков”, “Белой птицы с черной отметиной”.
Мы были в том городе, где сидел Параджанов. Не согласовав со мной, меня повезли в тюрьму, отвели в кабинет начальника колонии, он попросил меня выступить перед заключенными. Я испугалась, но согласилась.
На фото: Сергей Параджанов. Фото: ru.armeniasputnik.am
Когда начали закрываться двери одна за другой, я поняла что могу отсюда больше не выйти. Потом я оказалась в зале, где собирались заключенные. Это было серое помещение, серые скамейки. Через несколько минут зашли заключенные - лысые в серых робах. А я была в розовом очень красивом платье. Я начала рассказывать про Параджанова, у меня внутри все тряслось.
И в это время появилась бабочка. Как она залетела - непонятно. Красивая, розовая бабочка, огромная, очень яркая - она стала крутиться надо мной, а потом села мне на плечо. Я поняла - это дух Параджанова.
KV: Что вы скажете о современном кинематографе?
Л.К.: Кинематографа, я считаю, пока настоящего нет. Есть кино очень жестокое.
Конечно, есть талантливые люди как Дима Томашпольский, есть еще ряд других талантливых режиссёров. Я не говорю о Романе Балаяне, Викторе Гресе, которые сейчас, к сожалению не снимают. Есть молодые режиссеры, я хочу, чтобы они ушли от мрака, злобы и пришли к тому светлому, как было раньше.
Вот “Тени забытых предков”, это фильм, который не стареет. Любое кино должно дарить веру и свет, чтобы после просмотра люди понимали, что мир прекрасен.
Сейчас этого ничего нет, поэтому люди идут в театр. Актеры несут со сцены положительную ауру. Переполнены залы. Попасть невозможно.
KV: Если бы можно было вернуть все назад и перед вами стоял выбор, уехать в Украину и сниматься в фильме Параджанова или дальше играть в “Современнике”, что бы Вы выбрали?
Л.К.: Нет, пускай все остается так как есть. Понимаете, у меня есть театр русской драмы им. Леси Украинки, которому я отдала очень много лет, который меня принял, в котором я играю. Игнорировать это будет преступлением.
Что бы хорошего или плохого там ни случалось, но я могу твердо сказать - это мой второй дом. В котором я сыграла множество классических ролей в “Бесприданнице”, “Насмешливое мое счастье”, “Отелло” и другие.
Меня приглашали и в Голливуд, я бы могла и там сниматься. Но жизнь сложилась по-другому.
KV: Что Вас вдохновляет?
Л.К.: Люди, только хорошие (смеется), но и плохие тоже вдохновляют, только на другое - на страдание. Это дает возможность хорошо играть.
KV: Ваш секрет успеха?
Л.К.: Я все проживаю по-настоящему. Я никогда не фальшивлю.
KV: Вы воцерковленный человек?
Л.К.: Я верующий человек. Бог мне помогает в трудные минуты. Он все знает и видит. Я никогда не предаю. Но я не фанат, ведь тогда следовало бы уйти из театра.
KV: Какой совет Вы хотели бы дать начинающим актерам?
Л.К.: Как говорил мой педагог: “Театр - ревнивый муж, который не терпит измен”. Театру нужно отдавать абсолютно все, не поверхностно. К профессии нужно относиться очень серьезно. Нужно понимать, что успех приходит не сразу, могут годами никуда не приглашать. Это очень сложная и очень жестокая профессия. Ее нужно любить, чувствовать и работать не покладая рук и хорошо при этом надо выглядеть.
KV: Какие качества Вы больше всего цените в людях?
Л.К.: Талант и доброту, отсутствие зависти.
KV: Зависть - это враг человека?
Л.К.: Это самый страшный враг человека. Она уничтожает душу!
Справка KV. Лариса Кадочникова родилась 30 августа 1937 года в Москве. В 1961 году окончила ВГИК (мастерская Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой).
В 1961-1964 годах — актриса Московского театра “Современник”, затем — Киевской киностудии им. А. Довженко. В 1964 году снялась в фильме Сергея Параджанова “Тени забытых предков”. С 1964 года — актриса Киевского Национального академического русского драматического театра имени Леси Украинки.
С 1992 года - народная артистка Украины. Лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко (1991 год). Награждена орденом "За заслуги" I степени (2013 год).
Читайте: Бессмертная классика: на фестивале музыки Моцарта выступили ведущие исполнители Европы
Фото: Театр русской драмы им. Леси Украинки