Киевская неделя критики 2018: коротко о главном
1 ноября в столичном кинотеатре “Жовтень” состоялась заключительная серия показов второго фестиваля “Киевская неделя критики”. На протяжении семи дней украинские киноманы смотрели свежие новинки с экранов мировых киносмотров и участвовали в обсуждении лент с профессиональными кинокритиками. Редакция KV посетила фестиваль и рассказывает, чем он запомнился больше всего.
Зачем мы смотрим кино? Каждый из нас хотя бы один раз в жизни задавался этим вопросом. В большинстве случаев главной причиной становится удачный выбор актеров, любимый режиссер и яркая картинка. Но что, если имя режиссера нам ни о чем не говорит, а аннотация к фильму вызывает больше вопросов, чем ответов? В этом случае на передний план выходит интуитивное восприятие киноискусства. Придя в кинозал, мы уже не задумываемся о том, что нас ждет на экране, а полностью полагаемся на свои внутренние ощущения от увиденного.
Именно по такому принципу проходила неделя кинокритики в Киеве. Ведь все фильмы международной программы демонстрировались в Украине впервые. Все они стали источником бурного обсуждения в мире киноиндустрии после показа в разных программах Каннского кинофестиваля в этом году. Некоторые вызвали нескрываемое восхищение, а другие отличились своей неоднозначностью.
Счастливый Лазарь / Lazzaro Felice
Страна: Италия, Швейцария, Франция, Германия, 2018
Режиссер: Аличе Рорвахер
Фильм-открытие международной программы “Киевской недели критики” стал лауреатом премии за лучший сценарий Канн 2018. Картина повествует об отдаленной итальянской провинции, где живут и работают простые люди. После сильных наводнений их село потеряло связь с “большим миром”, поэтому местные жители вынуждены тяжело работать на табачных плантациях маркизы де Луны, чтобы хоть как-то выживать. И хотя здешние люди привыкли к таким условиям жизни, у каждого из них есть свои желания, которые часто подкреплены корыстолюбием. Единственная чистая и незапятнанная душа остается у местного парня Лазаря, который любит мир и людей такими, какие они есть. И вот однажды сын владелицы плантаций просит Лазаря помочь ему сымитировать собственное похищение. С этого момента жизнь сельского мальчика меняется навсегда.
На границе миров / Gräns
Страна: Швеция, Дания, 2018
Режиссер: Али Аббаси
Кинолента удостоилась премии на лучший фильм программы “Особый взгляд” на Каннском кинофестивале в этом году. Главная героиня фильма Тина работает на шведской таможне. И хотя внешне она не похожа на остальных людей – она по-прежнему остается незаменимым работником благодаря своему уникальному дару – синестезии. Тина чувствует запах человеческих эмоций и может безошибочно вычислить контрабандиста. Но однажды ее способности не срабатывают на мужчине, который внешне очень похож на нее саму. Героиня чувствует, что незнакомец явно что-то скрывает, но в тоже время ощущает к нему необъяснимое влечение. Вскоре мужчина раскрывает Тине большую тайну о ее происхождении. Она, как и ее новый знакомый, не принадлежит этому миру.
Дом, который построил Джек / The House that Jack built
Страна: Дания, Франция, Швеция, 2018
Режиссер: Ларс фон Триер
Пожалуй, самая скандальная кинокартина внеконкурсной программы Канн. Воплощение всего самого темного, что может существовать в человеческой душе, натуралистично показано в форме эстетического безумия на экране. Фильм повествует о некоем маньяке по имени Джек, который рассказывает о своих самых выдающихся преступлениях. Параллельно с тревожным и кровожадный сюжетом раскрывается и характер самого героя (или лучше сказать – антигероя). С каждым новым убийством Джек все больше погружается в раздумья о смысле искусства и пытается оправдать этим свои действия. Бесчисленные попытки построить свой идеальный дом и подсознательное желание быть пойманным становятся для Джека целью существования.
Пепел – чистейший белый / Jiang Hu Er Nv
Страна: Китай, Франция, Япония, 2018
Режиссер: Цзя Чжанке
Фильм-участник официальной конкурсной программы Канн 2018. Киноленту можно рассматривать как современное прочтение “Ста лет одиночества” Маркеса. Действие фильма охватывает 20 лет жизни героев и происходит в вымышленном мире, где общепринятые законы не имеют силы. Местные гангстеры диктуют свои собственные правила и беспощадно расправляются с теми, кто не желает им следовать. Сюжет сосредоточен вокруг главаря местной преступной группировки Бине и его очаровательной девушки – Цяо. Во время очередной бандитской разборки Цяо спасает своего возлюбленного, сделав выстрел, после чего попадает в тюрьму на пять лет. Выйдя на свободу, любимый Цяо отвергает ее, и она вынуждена самостоятельно приспосабливаться к жизни на воле. Героиня становится сильной личностью и теперь ничто не сможет ее выбить из колеи.
Насекомые / Hmyz
Страна: Чехия, Словакия, 2018
Режиссер: Ян Шванкмаер
Фильм является адаптацией сатирической пьесы известных чешских братьев-писателей Карела и Йозефа Чапеков. Однажды труппа актеров-аматоров собирается в местном пабе, чтобы поставить пьесу “Из жизни насекомых”. Но в ходе репетиции они неожиданно осознают схожесть между собой и персонажами, которых играют – муравьями, бабочками и различными жуками. Как оказалось, именно эти существа наиболее точно отображают все существующие человеческие пороки, которые живут в каждом из нас. Актеры вживаются в свои роли настолько, что и в самом деле превращаются в насекомых, которые под хитиновым покровом скрывают больше, чем может показаться на первый взгляд.
Мэнди / Mandy
Страна: США, Бельгия, 2017
Режиссер: Панос Косматос, Крис Кэлли
Мировая премьера киноленты состоялась в рамках программы “Двухнедельник режиссеров” Каннского кинофестиваля. Издание The Playlist уже назвало участие Николаса Кэйджа в картине “лучшей ролью всей его жизни”, а The Village Voice описало фильм как смесь “безумной жестокости и неземной красоты”. Счастливая семейная пара Рэд и Мэнди живут в лесной глуши вблизи живописного озера. Он – лесоруб, который целиком посвящает себя работе. Она – мечтательница с бурной фантазией, которая в свободное время читает мистические романы и создает очень реалистичные рисунки. Но однажды в тихий уголок супругов врывается настоящий кошмар. На Мэнди обращает внимание предводитель местной религиозной секты, который вместе со своими последователями похищает женщину.
Диамантино / Diamantino
Страна: Португалия, Франция, Бразилия, 2018
Режиссер: Габриэль Абрантеш, Дэниел Шмидт
Победитель каннской недели критики завершил международную программу киевского фестиваля в этом году. В центре сюжета оказывается звезда португальского футбола по имени Диамантино. Имя главного героя говорит само за себя – он купается в роскоши и ни в чем себе не отказывает. И вот, во время судьбоносного матча его команда терпит поражение. Вся страна и местные СМИ начинают всеобщую травлю горе-футболиста, семья отворачивается от него, а мечты о перспективной карьере улетучиваются. Фильм расскажет о громком взлете футболиста и о том, как его слава отобразилась на его характере. А элементы фантастики добавят картине привкус ироничности, которая напрямую свяжет ее с современным миром шоу-бизнеса.
Все фильмы международной программы “Киевской недели критики” можно в скором времени увидеть на экранах столичных кинотеатров. За расписанием премьер можно следить на сайте: arthousetraffic.com