Живой труп Госархстройинспекции и реформаторские “чек-листы”
Вопрос ликвидации Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) и проведение так называемой “оптимизации органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора” актуален давно. 13 марта 2020 года утверждены Постановление Кабинета министров Украины № 218 “О ликвидации Государственной архитектурно-строительной инспекции и внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины” и Постановление № 219 “Об оптимизации органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора”.
Кабинет министров Украины совершил ошибку и попытался подзаконными актами внести изменения в законодательство. Юридически безграмотные постановления требуют от Министерства развития общин и территорий подать в месячный срок предложения относительно внесения в акты законодательства изменения, которые вытекают из этих постановлений.
О конфликте интересов свидетельствует само Постановление № 218, согласно которого назначенный Премьером “ликвидатор” ГАСИ (Федоренко Б.А.) должен доложить в Кабинет министров Украины, минуя Минрегион, о проведенной за 6 месяцев работе. Но отвечает за все министр. Разве это не смешно, когда заместитель начальника отдела отчитывается перед высшим должностным лицом исполнительной власти?
ГАСИ продолжает выполнять свои функции до завершения осуществления мероприятий по образованию Государственной сервисной службы градостроительства – сказано в п.2. Постановлении Кабмина и мы понимаем, что это специально созданный механизм “обилечивания бизнеса по схеме ликвидации”. Ведь именно ГАСИ продолжает выдавать документы даже по выходным и праздничным дням в условиях карантина. Задумайтесь над тем, какой орган исполнительной власти сегодня отвечает за строительство. Мне кажется, что никто не отвечает.
Жаль, что Денис Шмыгаль не читал положения профильного Закона “О регулировании градостроительной деятельности”, которым определен один центральный орган исполнительной власти по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора. Ликвидация службы главных инспекторов строительного надзора говорит о некомпетентности команды реформаторов Кабмина и полной профнепригодности “Слуг народа”. Внесения дополнений в ст. 22 ЗУ “О градостроительной деятельности” вообще за гранями реальности. Но об этом ниже.
Кабинет министров Украины своим Постановлениями №218 и № 219 создал новые структуры непонятного назначения и это больше всего обсуждается. Но очень мало, кто говорит о главной проблеме использования “Единого государственного веб-портала электронных услуг”, который появился в этих постановлениях.
Закон Украины “О регулировании градостроительной деятельности” предусматривает Единую государственную электронную систему в сфере строительства, которая включает в себя: реестр строительной деятельности; электронный кабинет пользователя электронной системы; портал электронной системы. Хочу обратить внимание, что Постановление № 218 вносит изменения в постановление Кабмина от 13 апреля в 2011 г. № 466 "Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ". А именно: до ввода Единой государственной электронной системы в сфере строительства выполнения функций электронного кабинета обеспечивает “электронный кабинет заказчика”. Обратите внимание, что согласно этим изменениям, Администратор вводит документы в портал е-системы, но не оказывает этим административные услуги в строительстве (не оформляет разрешение, декларацию, сертификат) и не сказано ничего о том, что и кто проверяет.
Еще одно новшество для строительного бизнеса придумали депутаты и о нем нужно поговорить отдельно. Новая форма документов, так называемый “чек-лист”: руками администратора вводится (регистрируется в электронной системе) пакет документов, поданный заказчиком в центр административных услуг. Но через упомянутый выше е-кабинет заказчика некие сисадмины-ликвидаторы ГАСИ загружают документы в “е-портал”. У кого ключи от портала государственного сервера – того и банк с чеками.
Согласно ст. 22* ЗУ “О регулировании градостроительной деятельности: гарантирование государством объективности, актуальности, достоверности, полноты и защищенности информации (данных), которая содержится в электронной системе, от несанкционированных изменений лежит на “держателе электронной системы”. Номинально это Минрегион, который должен отвечать за то, что в системе происходят беззакония и подлог документов с внесением недостоверных ведомостей (при регистрации документов на сервере ГАСИ). При этом никого не смущает, что сервер e-dabi.gov.ua находится в управлении Минцифры и некое государственное предприятие с физическими лицами-предпринимателями разработали е-кабинет и регистрируют торговые центры через СС-1.
Сегодня непонятно, как на базе Единой е-системы с порталом и реестром объектов, будут взаимодействовать два министерства – Минрегион и Минцифра. Ведь “техническим администратором электронной системы” определено унитарное предприятие Минцифры и по факту участвует ГП “Действие” (ДП “Дія”, укр.) и организованный Кабинетом министров Украины “хаос” управляется через выдумки чиновников и народных депутатов, которые открыли свой “портал” для работы согласно ст.22* ЗУ “О регулировании градостроительной деятельности”.
Обращаю внимание, что Минрегион уже давно должен был, но не создал системы Градостроительного Кадастра Украины, который обеспечивает “создание, пересмотр, отправление, принятие, сбор, внесение, накопление, обработку, использование, рассмотрение, хранение, защиту, учет и предоставление информации в сфере строительства, а также электронное взаимодействие между физическими и юридическими лицами, государственными органами, органами местного самоуправления, центрами предоставления административных услуг, с целью получения определенных данным Законом услуг в сфере строительства”.
Ранее команда Минрегиона ничего не сделала для создания единой электронной системы, несмотря на десятки миллионов бюджетных расходов и международных грантов на разработку градкадастра. Поэтому министр сейчас и не может выполнить требования постановлений Кабмина.
Именно Министерству развития общин и территорий, в установленном порядке, поручено подать Кабинету Министров Украины (в двухмесячный срок) проект Положения о Государственном агентстве технического регулирования Украины, пока ГАСИ продолжает выдавать разрешения на сомнительные комплексы и вводить в эксплуатацию незаконные стройки по чек-листу.
Своим “чек-листом готовности объекта строительства” должностное лицо органа государственного архитектурно-строительного контроля выясняет наличие исполнительной документации, полноту поданных документов, отмеченному в чек-листе (форма прилагается), но при этом статус “должностного лица” не указан и коррупция уже захлестывает строительный рынок. Думаю, что мои аналитические и докладные записки в прокуратуру и Кабмин смогут что-то прояснить в головах Дениса Шмыгаля и “Слуг народа”.
Скрин с формы чек-листа:
Виктор Глеба, эксперт-градостроитель, член-корреспондент Украинской академии архитектуры, кандидат наук государственного управления