Земельная реформа: много разговоров – мало понимания
Сегодня я бы хотела бы поднять тему, которая, уверена, беспокоит большинство украинцев. Речь идет о земельной реформе. Об этом много говорят политики, но, к сожалению, мало что в данном вопросе понимают простые украинцы. О чем на самом деле идет речь и что нужно знать о справедливой земельной реформе каждому из нас?
В период предвыборной кампании вопрос открытия в Украине рынка земли стал разменной монетой. Одни партии, руководствуясь популизмом, зная конъюнктурный спрос и понимая обеспокоенность людей, категорично протестуют против свободного обращения сельхозугодий. Другие, ища поддержку у проевропейски настроенного населения, заявляют о необходимости немедленного проведения реформы.
Партия “Социальная справедливость” имеет свою позицию, так как любая ответственная политическая сила должна руководствоваться в первую очередь интересами населения, а также будущих поколений.
Перед тем, как принимать стратегическое государственное решение, целесообразно внести изменения в Земельный кодекс, определить национальную институцию, которая будет регулировать рынок земли. Данная государственная структура должна иметь полномочия и получить финансовые источники для выкупа излишков земель у населения в условиях переходного периода, финансовой поддержки малых фермерских хозяйств под залог земельных паев. Кроме того, крайне необходимо определить условия консолидации земель в границах административных районов. В конце концов, должен появиться и заработать прозрачный рыночный механизм продажи и аренды сельхозугодий. Эти функции может выполнять биржа.
На время переходного периода продажа земли иностранным резидентам должна быть запрещена и может осуществляться исключительно гражданам Украины. При этом на протяжении данного периода должен действовать законодательный запрет на передачу земли в уставный капитал юридических лиц. Частное владение сельскохозяйственной землей требует ограничения – не более 100–200 га на одного человека. Такая норма позволит фермерскому хозяйству иметь в своей собственности до 1000 га на семью. Этого, на мой взгляд, более чем достаточно.
Теперь, что касается распределения финансовых ресурсов, которые государство будет получать в виде платы за аренду земельных участков. Убеждена, что эти деньги должны направляться на развитие приоритетных программ в сельском хозяйстве.
При условии грамотного регулирования государством рынка земли Украине удастся достичь четырех основных целей реформы: предотвратить коррупцию в земельной сфере; создать Национальный земельный банк как инструмент регулирования производства сельхозпродукции и противодействия теневому рынку земли; утвердить на законодательном уровне эффективную модель государственной поддержки малого и среднего сельхозпроизводителя; стимулировать развитие сельхозпроизводства приоритетными государственными программами и инвестиционными проектами.
Что касается коррупционного фактора, хочу привести лишь несколько цифр. На данный момент в теневом обороте находится около 5 млн га сельхозугодий, из них около 1 млн га обрабатывается без официально оформленных с государством договоров аренды. Еще 2 млн га не переданы государству после смерти собственников и незаконно используются третьими лицами. Примерно 1,2 млн га земельных паев не востребованы. Около 0,8 млн га числились во время распаевания под проектируемыми дорогами. В итоге из-за отсутствия государственного контроля за теневым рынком земли государство ежегодно теряет около 18 млрд грн.
Говоря о необходимости Национального земельного банка, стоит отметить главное: именно это государственное учреждение должно стать в условиях переходного периода конечным покупателем угодий. Проще говоря, все сделки купли-продажи должны осуществляться через государственную структуру. Вместе с тем НЗБ будет кредитовать на доступных условиях жителей сельской местности, которые не имеют достаточного количества денег для приобретения земельного участка в собственность.
Наконец, Национальный земельный банк станет ресурсоемкой платформой для стимулирования развития фермерства и реализации целевых государственных и инвестиционных программ в аграрном секторе экономике.
Только так государство сможет провести эффективную реформу, защитить украинскую землю от разбазаривания, создать благоприятные условия для инвесторов и дать мощный толчок развитию фермерства.
Светлана Скосырская, кандидат в народные депутаты Украины от партии “Социальная справедливость”