Юлия Тимошенко может выиграть выборы президента в один тур
Не секрет, что ВО “Батькивщина” - партия одного человека, как и большинство партий в Украине. Рейтинг партии - рейтинг Юлии Тимошенко. С 2002 года рейтинг “Батькивщины” вырос с 7,62% до 30,99% в 2007 году и, собственно говоря, не падал.
На возможное замечание, что у “Батькивщины” в 2014 году рейтинг был всего лишь 5,68%, напомню, что тогда у “Народного фронта” рейтинг, по результатам выборов, был 25,68% - и быстро опустился до уровня статистической погрешности. То есть “Народный фронт” перетянул все на себя - и Юлии Тимошенко пришлось отыгрывать ситуацию с нуля.
Потому сейчас Тимошенко просто вернула свое.
Сегодня ее рейтинг социологические опросы оценивают в 16-18%. А внутрипартийный соцопрос, по слухам, определяет рейтинг лидера в 23%. При этом принимается во внимание, что на выборы придут 50-60% опрошенных, а с выбором определились около 60-70% граждан Украины.
Не очень хорошим в процессе опроса является то, что, как правило, опрашивается всего лишь около 2000 респондентов. Если опрашивать одного респондента в одном населенном пункте, то только в 0,5% населенных пунктах Украины может быть проведен такой опрос.
С таким низким количеством опрашиваемых логично, что соответствующие опросы проводятся преимущественно в областных центрах. Следовательно, в опросы закладывается серьезная ошибка - у “Батькивщины”, как и “Радикальной партии”, большая доля поддержки приходится на сельское население и население небольших городов, которые не были опрошены.
Чем выше рейтинг у кандидата, тем сильнее электоральная притягательность неопределившегося электората. Так, на выборах президента в 2010 году, согласно соцопросам, рейтинг Юлии Тимошенко составлял 15,6-19%. И за лидера “Батькивщины” проголосовали 25,05% избирателей.
Коэффициент электоральной притягательности в этом случае у Тимошенко составил 1,21-1,31. Мой расчетный коэффициент для лидера “Батькивщины” в 2010 году составлял бы 1,29.
Рейтинг Виктора Януковича, согласно соцопросам, перед выборами составлял 26,8%-28,7 %, а в результате за него проголосовало 35,32% избирателей. Коэффициент электоральной притягательности в этом случае у Януковича составил 1,15-1,29.
Мой расчетный коэффициент для Януковича составлял бы тогда 1,55.
Такая разница между расчетным и фактическим коэффициентом объясняется все тем же ранее упомянутым неправильным процессом соцопроса, когда в селах не проводят опросы. То есть у Юлии Тимошенко он был занижен, а у Виктора Януковича завышен, так как большинство электората Тимошенко было в селах и небольших населенных пунктах, а у Януковича - в крупных городах.
Что касается предстоящих президентских выборов 2019 года. С учетом сегодняшнего рейтинга Тимошенко 18-23% и рейтингов других кандидатов, ее коэффициент притягательности составляет 1,35-1,47. Этот же коэффициент у Петра Порошенко при его рейтинге 9-12%, составит 1,09-1,15.
Учитывая это, если бы первый тур выборов президента прошел сейчас, то за Юлию Тимошенко должны было бы проголосовать не меньше 28-35%, а за Порошенко - 12-16,5% избирателей.
Если у Тимошенко рейтинг перед выборами составит 32-34%, то для первого тура выборов расчетный коэффициент притягательности составит 1,52-1,57. Следовательно, она может получить в результате 48-55% голосов избирателей уже в первом туре.
Этот расчет подтверждает и тот факт, что у Порошенко перед выборами в 2014 году, согласно соцопросам, рейтинг составлял 30-34%. И, по данным Центризбиркома, за него отдали свои голоса 54,7% избирателей.
Потому Юлия Тимошенко может повторить ситуацию 2014 года – выиграть выборы президента в один тур. И даже побить рекорд, набрав больше 54,7%.
Для этого ей нужно реализовать 2-3 возможности, которые у нее на данный момент еще не использованы.
Другим же кандидатам надо хоть как-то включаться в предвыборную работу. Иначе не исключено, что их партии попросту не пройдут в Верховную Раду на осенних выборах 2019 года.
В статье использованы общедоступные официальные данные. При расчетах использовались распределения Уильяма Сили Госсета, Ньютона, Бернулли.
Роман Головин, кандидат наук по государственному управлению