субота, 20 квітня 2024 г.
Цивилизационный выбор для нецивилизованных выборов

Цивилизационный выбор для нецивилизованных выборов

Олег Постернак

кандидат історичних наук, керівник "Центру політичної розвідки”

О том, что тема евроинтеграции и вступления в НАТО должна стать козырной картой Петра Порошенко, догадывались многие. И те, кто до сих пор не понял, как строить “собачью будку”, так и те, кто все-таки пытался хоть раз в жизни смастерить сие незатейливое строение.

Но сама по себе евроинтеграция, как инструментальная идея формальной принадлежности к чему-то высокоразвитому и культурогенному для избирателей продолжает быть “прожектом перестройки”.

Без глубокого понимания факта, что вступление в ЕС – это отказ от весомой части государственного суверенитета в пользу наднациональных бюрократических структур, напрочь заплывших в леволиберальных эксцессах.

Без оценки всех рисков, в особенности для отечественной аграрной сферы и торговой конъюнктуры.

И, что особенно удивляет, даже без права на вдумчивый анализ и альтернативные концепты.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Президент предлагает закрепить умозрительные упоминания о ЕС и НАТО в некоторые статьи Конституции. Касаются они преамбулы, а также полномочий Рады, Кабмина и Президента в осуществлении внутренней и внешней политики.

Причем, грамотные спецы юриспруденции отмечают тот факт, что выписаны они таким образом, что особо не будут останавливать руководителей страны, если они по каким-то причинам решат развернуть внешнеполитический курс на 90, а может и на 180 градусов.

Всегда и при любой власти находится отзывчивый состав Конституционного суда, который казуальным мудрствованием обнулит любые тексты изменений в Конституции. Опыт в этом деле у нас более чем значительный.

Но даже не в этом досадность ситуации. Вцепившись в тему евроинтеграции, привязывая данную стратегическую ценность к своей фамилии, Порошенко в условиях проседания рейтинга, токсичной репутации в глазах обывателей, рискует сократить базу поддержки европейского выбора, обесценив его в глазах потенциальных сторонников.

Читайте: Все больше украинцев любят свою родину - результаты соцопроса

Фанатичная самоуверенность, что именно его нарекут в массовом сознании главным “евроинтегратором” и устелят повторную дорогу к печерским холмам благодарными овациями и пальмовыми ветками разбивается о черствые и конкретные цифры: колеблющейся курс гривны, цены на газ для населения и сумма растущего государственного долга страны.

Кстати, многие это связывают с той ценой, которую платит Украина на пути к усилению зависимости от внешнего капитала.

Страх смены курса внешней политики действительно существует. Между прочим, он также актуален и в случае переизбрания Порошенко, что является, впрочем, по данным последних опросов, весьма фантастическим прогнозом.

Никто не может адекватно предсказать, какой будет геополитический расклад в украинском вопросе в ближайшие, скажем, пять лет, особенно - по крымской проблеме и донбасскому узлу противоречий.

И где гарантии, что, к примеру, Порошенко под давлением Запада и в качестве уступки России не сольет вступление Украины в НАТО, обменяв его на возвращение суверенитета над оккупированными районами Донецкой и Луганской областей?

Ведь РФ продолжает надеяться на диалог с европейскими странами, рассчитывая выторговать смягчение санкционного режима и приостановить расширение НАТО. Последнее крайне важно для силового блока Кремля, вовсю заправляющего в его кабинетах и претендующего на свое воспроизводство в постпутинской России.

Читайте: Война и инфляция - главные проблемы Украины - результаты соцопроса

Поправки к Конституции, о которых говорит Порошенко, даже по своей сути не являются документом, которые обязывают конкретных политиков, включая и нынешнего Президента, последовательно следовать евроинтеграционному курсу. Они лишь определяют границы полномочий органов государственной власти, причем весьма формально.

Нужна стратегическая национальная рамка, которая всех участников предвыборной гонки четко идентифицирует в позициях относительно ЕС и НАТО, вопроса Крыма и Донбасса, как самым заболтанным и противоречивым вопросам будущего.

Такой партийный консенсус стал бы опцией реставрации страны.

Во-первых, в ее прежних конституционных границах до 2014 года путем монтажа идеи объединения Украины. Примером может служить путь, который прошла разделенная Германия в 1989-1990 гг.

Во-вторых, восстановление европейской идентичности украинской гражданской нации путем обретения статуса члена НАТО и ЕС. Подписание рамочного консенсуса реально оценил бы европейский политикум и общественность.

Деятели - оппозиционные и провластные - находят в себе силы поставить личные интересы выше межпартийной конъюнктуры. Разве такая картина не показатель развитой и рациональной культуры политики?

Читайте: Украинцы предпочтут популиста во власти - результаты соцопроса

Естественно, в украинской политической среде пока очень мало инициатив в этом направлении. Как голос одинокого прозвучал призыв Юлии Тимошенко ко всем кандидатам в Президенты и лидерам фракций присоединиться к Меморандуму неизменности европейского и евроатлантического выбора, противодействия российской агрессии и восстановления территориальной целостности Украины.

Предлагалось, чтобы политики подписались под неизменностью курса на членство в ЕС и НАТО, общими усилиями добились территориального объединения Украины, придерживались режима санкций против страны-агрессора России и многое другое.

Возможно, многие государственные и политические деятели пока думают и взвешивают. Другие не желают кооперироваться с Тимошенко, думая, что тем самым будут играть в ее пользу.

Да и сам Порошенко скептически отозвался о идее такого партийного консенсуса о европейском выборе, назвав формат такого документа неэффективным. Опять сработали принципы межвидовой конкуренции и железная PR-логика.

Читайте: Украинцы страдают от коррупции и хотят перевыборов в Верховную Раду, - результаты соцопроса

Но подобный положительный опыт есть в многих странах:

  1. В Швеции в свое время был достигнут между партиями консенсус об отказе ввести евро до соответствующего решения на общенациональном референдуме.

  2. В Литве общее видение внешней политики государства после вступления в ЕС в 2004 г. было закреплено подписанием специального “Соглашения политических партий об основных целях и задачах внешней политики государства в 2004-2008 гг.”.

  3. Болгария. Социологи отмечали, что в преддверии вступления в ЕС тут не было особого еврооптимизма. На возможное вступление страны в Евросоюз большинство смотрело скорее с недоверием. По мнению экспертов, это отношение изменилось, когда был достигнут консенсус фактически среди всех политических партий по поводу того, что европейское будущее страны не имеет альтернативы.

Консенсус политического класса вокруг вопросов внутренней и внешней политики – это показатель сильной страны, способной на стратегическое планирование и согласованное управление своим будущим. Безусловно, такого понимания хотелось бы обрести в украинской политической среде, ведь и так слишком много времени истекло.

И, вроде бы, на своих и даже чужих ошибках мы учимся, но, видимо, процесс взросления еще не пройден.

Читайте: Тимошенко по-прежнему лидер, партия Кличко возглавила антирейтинг - результаты соцопросов

Олег Постернак, кандидат исторических наук, руководитель “Центра политической разведки”

KиевVласть

Теги: новости киева, новости украины, Петр Порошенко, юлия тимошенко, евроинтеграция, изменения в конституцию

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.