Скандал вокруг театра на Подоле. Вопросы без ответов
Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества (КМАТОБ) все глубже погрязает в хозяйственных и околохозяйственных скандалах. Когда мне в 2010 году предложили оставить Национальную оперу, где я была уважаемым человеком, и возглавить балетную труппу, я понимала, какой объем работы предстоит сделать, и у меня возникли серьезные сомнения: я была наслышана о безразличном отношении к театру Управления культуры в лице Зориной и о недофинансировании, но ,подумав, все же согласилась.
У нас работает около 400 талантливых людей и хороших специалистов, за это время многое удалось сделать, а в 2014 году мы смогли отстоять театр от попытки прихватить здание в центре города и лишить Украину единственного театра оперы и балета для детей и юношества.
Здание театра находится в коммунальном владении на балансе департамента культуры. Коллектив театра пытался добиться приватизации, чтобы самостоятельно распоряжаться средствами, расширить возможности. Однако, план был провален с самого начала. Без каких-либо объяснений нам сказали “это нельзя, не лезьте не в свое дело”. Хотя в 2014 году Департамент культуры исполнительного органа Киевского городского совета почти согласился передать здание на баланс театра, но через три дня мнение изменилось.
В связи с реформами, которые происходят в сфере искусства, вводится контрактная система. Это своего рода мотивация для актеров держать себя в форме и соответствовать занимаемому положению. Кстати, наш балетный коллектив уже несколько лет работает по этим правилам и я, согласно занимаемой должности, слежу за уровнем профессионализма труппы.
Однако, когда стало известно о внедрении контракта, произошло нечто странное. Двое амбициозных сотрудников организовали коллективное обращение, в котором говорилось, что в театре , якобы, царит полный беспредел, а я, как руководитель-самодур, использую контрактную схему, чтобы уволить неугодных. На основании этого грязного навета народный депутат Валерий Карпунцов сделал запрос в Подольскую прокуратуру и в октябре 2016 года, придя, как обычно, на работу, я обнаружила, что в моем кабинете проводится обыск.
Сегодня в отношении меня прокуратура проверяет подозрения в организации преступной схемы незаконной гастрольной деятельности. Якобы я заставляла артистов балета под угрозой увольнения ездить за рубеж и зарабатывала на этом миллионы. Также в “черном списке” прокуратуры директор театра Юрий Щур и мой сын, репетитор балета. Мне также приписывают хищение миллиона гривен. Это очень странно, поскольку я не материально ответственный человек и финансами не занимаюсь. Я занимаюсь творческими вопросами.
Любопытно, что на следующий день после обыска ко мне пришли посетители с “интересным предложением”. По их словам, на меня уже собрано достаточно компрометирующих “материалов”, однако, их не пустят в ход, если я напишу заявление на увольнение. Естественно, я отказалась - ничего противозаконного я не делала.
Сегодня меня больше всего интересует - за что идет борьба? За мой пост? Это не настолько видное место, и даже если у кого-то есть желание поставить на это место “своего”, управляемого, человека, все равно из-за отсутствия денег все творческие начинания будут укладываться под сукно.
Есть и более конспирологическая версия того, почему поднят скандал вокруг нашего театра. Якобы происходящие конфликты используются, как ширма для того, чтобы показать, что ситуация в театре выходит из-под контроля, руководитель и балетмейстер не могут навести порядок, а большое здание театра, лакомый кусок в самом центре Киева, используется неэффективно. Соответственно, здание может быть передано в иные руки. На этот счет я хочу заметить,что театр популярен, дети любят наш театр, спектакли идут при полных залах. Благодаря чему удалось в наше, экономически сложное время, сделать реконструкцию зрительного зала.
Остается непонятным, как может заявление нескольких артистов повлиять на нормальную работу целого коллектива? Почему меня обвиняют в финансовых вопросах, за которые отвечают другие? И уж абсолютно непонятно, почему этим вопросом заинтересовался уважаемый народный депутат Валерий Карпунцов?
И по какой причине делом занимается прокуратура, а не полиция?
К сожалению, для простых людей и для меня этот конфликт порождает одни вопросы без ответов.
Читайте: Унынье Мельпомены. Киевоблсовет подозревает театр им. Саксаганского в расточительстве
Татьяна Боровик, главный балетмейстер Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества, народная артистка Украины