четвер, 18 липня 2024 г.
Реформа ЖКХ отсрочена. Чего ждать в отопительный сезон?

Реформа ЖКХ отсрочена. Чего ждать в отопительный сезон?

Дмитро Яровий

Директор ВП №1 ТОВ “ФК “ГЕРЦ”

Карантин внес свою лепту во все сферы нашей жизни. Перенести пришлось не только долгожданные отпуска, но и решение более мирских вопросов.

Реформа ЖКХ (законопроект №2458 от 15 ноября 2019 года) предусматривала переход до 1 мая на новые модели обслуживания и управления многоквартирными домами – совладельцы должны были выбрать управителей своих домов. Законопроект принят нынешним созывом Верховной Рады (ВР) за основу 20 мая, а 13 июля передан на повторное второе чтение.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Планируется ряд изменений, в том числе, механизма тарифообразования:

- будут введены дифференцированные тарифы на транспортировку и поставку тепловой энергии (в зависимости от наличия/отсутствия центральных и индивидуальных тепловых пунктов);

- устраняется требование о формировании общедомовых тарифов на услугу по снабжению горячей водой при наличии в таких домах индивидуальных тепловых пунктов;

- определены полномочия НКРЭКУ по установлению тарифов на услугу по снабжению тепловой энергией и утверждению типового договора на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирных домах операторов газораспределительных систем.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Законопроект предусматривает одномоментный переход до 1 мая 2020 на новые договора о предоставлении коммунальных услуг в частном секторе и в многоквартирных домах, которые не приняли решение о выборе модели организации договорных отношений, что позволит избежать хаоса в процессе предоставления и оплаты коммунальных услуг.

Если жители многоэтажек не выберут одну из моделей организации договорных отношений и не согласуют размер платы за обслуживание внутридомовых систем, между исполнителем соответствующей коммунальной услуги и каждым совладельцем заключается индивидуальный договор, в который не включается плата за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, а исполнители услуг будут отвечать за качество коммунальных услуг лишь на вводе в дом.

Техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты внутридомовых систем многоквартирного дома, которые обеспечивают снабжение соответствующей коммунальной услуги осуществляются совладельцами самостоятельно или привлеченными ими уполномоченными лицами за счет совладельцев.

Следовательно жильцы многоквартирных домов должны избрать, в первую очередь, модель организации договорных отношений о предоставлении коммунальных услуг их дому по централизованному отоплению и снабжению горячей, холодной водой, водоотводу. И в зависимости от избранной формы, решить, кто будет обслуживать внутридомовые сети.

Из-за карантина новые договоры о предоставлении коммунальных услуг необходимо заключить в течение 5 месяцев со дня завершения карантина. Но когда это будет? А на носу отопительный сезон. Чем грозит отсутствие управителя и прямых договоров?

По данным Министерства развития общин и территорий, 80% жилого фонда в Украине (около 145 тыс. жилых домов) требует капитального ремонта. Средняя стоимость капремонта владельцу квартиры площадью 50 кв. м выльется в сумму около 300 тыс. гривен. При этом, по данным того же Минразвития общин, совладельцы готовы потратить всего 500 гривен в месяц на капремонт домов, в которых они живут, но не более 3000 гривен в год.

В этой ситуации перенос сроков только усугубит ситуацию с жилым фондом, когда 95% жильцов многоквартирных домов не выберут себе управителя. А карантин затягивается и может продлиться до конца года.

Неплатежи в период карантина приведут к тому, что частные ЖЭКи будут бросать дома, не в состоянии их обслуживать. И когда начнется отопительный сезон, станет очевидной вся пагубность принятия решения о переносе сроков действия норм закона о ЖКХ. Потому что в домах не будет управителей, и туда просто некому будет подавать тепло.

Такие примеры в прошлом году уже были – в городах с населением 10-15 тыс. человек. Но представьте какой коллапс может нас ожидать, например, в областных центрах или в Киеве.

Чтобы хоть как-то изменить ситуацию и войти в новый отопительный сезон без неприятных инцидентов, чтобы предотвратить катастрофу в ЖКХ, необходимы экстренные меры. Простите за метафору, но ЖКХ нужен свой аппарат искусственной вентиляции.

Сейчас ВР на каникулах. В сентябре вряд ли первым делом руки дойдут до законопроекта о ЖКХ. Стоит уповать лишь на то, что стимулом станут местные выборы и вечная тема избирательных гонок – коммуналка.

Более реальный вариант – решение вопроса на местах. Если предыдущие управители отказались от обслуживания многоквартирных домов, а совладельцы не обратились в течение 14 дней, органы местного самоуправления могут брать дома себе на баланс. Это позволит обеспечить людей коммунальными услугами.

Однако и тут есть нюанс: Минразвития общин должно разработать и принять ряд подзаконных актов. Здесь на нашей стороне время – оно еще есть, но откладывать в долгий ящик все же не стоит.

И главное в этом варианте – поддержка государства. Поскольку, оставшись один на один с такой проблемой, ни один город не справится с ней самостоятельно. Консолидированная работа, государственные программы – позволят обезопасить от возможного коллапса.

Читайте: Комунальний карантин: як позбавитись боргів

Дмитро Яровий, директор ВП №1 ТОВ “ФК “ГЕРЦ”

КиевVласть

Теги: новости киева, новости украины, жкх, тарифы, нкрэку, жэк, управляющая компания, обслуживание, законопроект 2458, коммунальный коллапс

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.