Путешествие одного дня: Боярка
Боярка – стала для меня очень тяжелым и в тоже время уникальным местом. Тут я четко осознала, что память рода может быть разорвана и жизнь начата с чистого листа в любой момент.
Бюджетно добраться до Боярки можно на пригородной электричке (11 гривен) или маршруткой (22 гривны). Причем маршруток море. Отправляются они от станций метро “Политехническая”, “Святошин”. “Житомирская”, “Академгородок” примерно каждые 10 минут и также обратно. Электричка утром отправляется в 8.55, а потом в 9.35 и за 30 минут доставляет из Киева в Боярку. В этот раз пригородная электричка меня привела в шок. И не тем, что подвижной состав не новый, а тем, что он грязный. Почему наша железная дорога не может обеспечить чистоту в вагонах, я не понимаю. Маршрутка более комфортный с точки зрения чистоты транспорт, но хамовитый водитель и пробки на дороге – минусы, которых достаточно, чтобы согласиться ехать даже грязной электричкой. Личный автомобиль, конечно, лучший вариант, но от пробок он не убережет.
Я ехала в Боярку электричкой, а возвращалась назад уже маршруткой. Это был сознательный выбор, потому что именно с железной дороги началась в 19 столетии новая история Боярки как климатического курорта.
Именно на железнодорожной станции “Боярка” встречает гостей и первая важная достопримечательность города – паровоз “кукушка” К-15776. Раньше его использовали для перевозки дров. Благодаря такой технике Киев был согрет и спасен зимой 1921 года. А сегодня, как говорят, на вечной стоянке в Боярке хранится единственный сохранившийся в Украине такой паровоз.
Древняя история Боярки началась с городища Будаевка. Сегодня на этом холме размещена нереальной красоты Свято-Михайловская церковь и старое местное кладбище. Считается, что городище Будаевка было возведено во времена Киевской Руси. Причем холм, на котором сегодня находиться церковь, искусственного происхождения. Первые письменные упоминания о городище появились в 16 веке. Тогда эта территория можно сказать “гуляла по рукам” и очень стремительными темпами. Сначала она находилась под властью Великого княжества Литовского, потом вошла в состав Речи Посполитой, а потом была передана Киево-Печерскому монастырю.
Мне казалось, что это место должно быть уникальным с точки зрения энергетики. Но, честно говоря, я этого не почувствовала. Очень удивили старые могилы, большинство из которых ухожены до сих пор, а надписи на памятниках регулярно обновляются и содержат личные послания.
История самого храма удивительная. Он был возведен рядом со старой деревянной церковью (не сохранилась до наших дней) в 1901 году по проекту известного архитектора Николая Горденина. Кстати, именно по его проектам строили многие домики Киева начала 20 ст., в том числе и на Андреевском спуске. Самый известный из них – дом-музей писателя Михаила Булгакова.
Свято-Михайловская церковь в Боярке пережила неповрежденной советскую власть, а во время Второй мировой войны открыла свои двери для прихожан. Говорят, тут имеется несколько уникальных икон, но мне их увидеть, увы, не посчастливилось – церковь открыта только во время служб, а вечерняя начинается в 16.00. Я решила не возвращаться. Думаю, потому что тут ничего меня не торкнуло и не заставило особо задержаться.
А вот местный краеведческий музей оказался очень душевным (билет – 10 гривен, фотографирование – 20 гривен, индивидуальная экскурсия – 50 гривен). Он очень маленький. Помещения реально не хватает, чтобы показать гостям максимум экспонатов. Но несмотря на это, тут видна активная работа и музейная жизнь. Хранятся в этом музее бронзовые украшения 14-13 столетия до нашей эры, которые подтверждают древность поселений в этих краях, артефакты истории Будаевки-Боярки и истории Боярки, начатой с появления железной дороги, а также уникальные предметы быта. Тут я впервые в жизни увидела один из первых в мире и первый массовый телевизор в СССР – КВН. Узнала, что именно в Боярке была написана серия рассказов Шолом-Алейхема “Тевье-молочник”. Именно они легли в основу уникального спектакля “Тевье-Тевель”, который на протяжении многих лет шел в Киеве на сцене Национального академического драматического театра имени Ивана Франко в главной роли с Богданом Ступкой. И мне посчастливилось видеть этот шедевр даже несколько раз.
Также в Боярском краеведческом музее очень интересная художественная галерея. Больше всего на меня произвела впечатление копия иконы “Боярский спас”, оригинал которой можно увидеть в Свято-Михайловской церкви. Икона была создана в 2013 году человеком, который ранее не занимался живописью. Художник, как говорят, рассказывал, что образ как будто бы сам проявился на холсте.
А еще тут очень бережно собирают уже новую историю Боярки – новые писатели, новые художники, исторические факты уже новой Независимой Украины.
Такой же душевной оказалась атмосфера в Храме Изнесения Честных Древ Креста Господня. В нем я нашла для себя новый абсолютно волшебный образ Николая Чудотворца. Фишка этого храма в том, что он полностью деревянный. Его возвели на территории Боярского лесничества мастера из Закарпатья, а Митрополит Владимир освятил Храм в 2006 году. Для меня этот Храм стал знаком новой истории Боярки, которая пишется именно сегодня и уже новыми людьми, которые не оглядываются на прошлое.
Вообще на улицах города мне встретилось очень мало людей, готовых подсказать, где находятся давние достопримечательности Боярки. Было ощущение, что связь с прошлым полностью прервана, а историю знают только в музее.
Из старинных зданий, которые я увидела в Боярке, сохранилось в хорошем состоянии только здание детского приюта. В нем в 1918 году размещался штаб Корпуса Сечевых Стрельцов. Сегодня в нем находится школа. Дачи, где в Боярке проживали многие известные личности, выглядят совсем уж неприглядно. Да и ко многим домикам просто так не подойти – они находятся на закрытой территории.
Вообще кажется, что в этом городе у людей начинается какая-то абсолютно новая жизнь. Все прошлое здесь просто закрывает перед тобой двери, заставляя смотреть в будущее и никогда не оглядываться назад.
Единственное, что в Боярке сохранилось от прошлого – это дух борьбы и готовность отдать жизнь за свою землю. Правда, не в глобальном смысле, а в личностном. Когда я возвращалась домой, думала о том, что в 1941 году где-то тут, на первой линии обороны Киева, начал войну мой дед. Он ведь воевал не за советы и прекрасное коммунистическое будущее. Он воевал за свою семью, которая жила в Киеве. Наверное, таких, как он, тут было много. Иначе удерживать на подступах к Киеву немецкую армию целых два месяца тогда бы не смогли.
Читайте:
Путешествие одного дня: Козелец
Путешествие одного дня: Черкассы
Путешествие одного дня: Закопане
Путешествие одного дня: Яготин
Путешествие одного дня: Белая Церковь
Путешествие одного дня: Миргород
Путешествие одного дня: Винница
Путешествие одного дня: Краков
Путешествие одного дня: Буча, Ворзель
Путешествие одного дня: Житомир
Путешествие одного дня: Полтава
Путешествие одного дня: Ирпень
Путешествие одного дня: Фастов
Путешествие одного дня: Триполье. Часть вторая. Реалистическая
Путешествие одного дня: Триполье. Часть первая. Магическая
Путешествие одного дня: Переяслав-Хмельницкий
Путешествие одного дня: Богуслав
Настя Недашковская, редактор “КиевВласти”