Пришло время “мочить Кличко”
“Надо мочить Кличко!”. Такое предложение скоро поступит кандидатам в президенты от их политических технологов и консультантов.
До сих пор растущие рейтинги кандидатов в президенты обеспечивались падением рейтинга действующего главы государства. Но рейтинг Порошенко не может падать до бесконечности. Следовательно, за его счет не могут расти рейтинги других претендентов на булаву.
Поэтому очень скоро все кандидаты, включая действующего президента, начнут открытую войну, топя кандидата с более высоким рейтингом и динамикой его роста. Вторым элементом борьбы станут стратегии, в которых нет одной лишь критики действующего гаранта – здесь успех лежит исключительно в индивидуальном исполнении запроса от общин (городов, поселков, сел, ОТО и пр.).
При этом нельзя забывать, что выборы президента – это не выборы депутатов Верховной Рады или местных советов. Потому, на первый взгляд, смысла распыляться на локальные месседжи во время президентской кампании смысла как бы нет.
Но. Парламент мы будем выбирать через полгода после инаугурации нового главы государства. А следом – и выборы местных советов, весной 2020 года. Потому уже сегодня есть смысл опуститься с мнимых высот национальной кампании на грешную землю – и посмотреть, какой потенциал хранит в себе местная тематика.
Возьмем за пример Киев. Политические специалисты не рассматривают столицу как отдельную территорию под проведение агитации под выборы президента. Потому что:
- Затраты на локальную кампанию достаточно ощутимы.
- Нет специалистов, способных вывести проблемы Киева на уровень главы государства и предложить их решение. А размытыми слоганами столицу не взять.
- Рейтинг Виталия Кличко в столице стабильно высок – и, как кажется, ему нет альтернативы.
При этом ставленник Порошенко – глава КГГА Кличко - остается председателем президентской партии. 52 из 120 депутатов Киевсовета – представители “Солидарности”. То есть Киев – это анклав Порошенко, который сохраняет лидирующие позиции в столице, если судить по рейтингам. Одолеть гаранта в его же вотчине – большая задача. Но победа куется в столице.
Потому все равно претендентам на престол придется смотреть на Киев более пристально. Тем более, что:
- Киев намного проще отработать, чем 10-15 тыс. сел и поселков с 200-400 дворами.
- Киев - это 15% избирателей страны сосредоточенных в радиусе 15-20 километров. Это высокоинформативный электорат. Потому здесь можно применять все приемы предвыборных технологий.
- Если партия или кандидат в президенты увеличит только в Киеве рейтинг на 7%, то общий рейтинг по стране увеличится на 1% и, соответственно, на 1% уменьшится у конкурентов.
Разумеется, для каждой партии (кандидата) корреляция роста/падения национального рейтинга в зависимости от колебаний в Киеве различна. Для “Гражданской позиции” Анатолия Гриценко, “За жизнь” Вадима Рабиновича и БПП она составит 60-80%.
А для “Батькивщины” Юлии Тимошенко или “Радикальной партии” Олега Ляшко эта корреляция достигнет 120-140%. То есть эти кандидаты за счет роста рейтинга в Киеве на 7% могут получить плюс 9-11% по всей Украине.
Читайте: Украинцы считают, что страна движется в неправильном направлении - результаты соцопроса
Потому, если в штабах кандидатов собрались не одни дилетанты, они начнут отрабатывать Киев. И самая сладкая подробность этого момента – стопроцентная персонализация процесса.
Кличко – ставленник Порошенко. И как глава местной исполнительной власти, и как мэр – вследствие “венских договоренностей” с Дмитрием Фирташем.
В глазах общественности за все беды в Киеве виноват именно Кличко – за отсутствие горячей воды, за “уставшие” мосты и мнимо ремонтируемые дороги. За вонь на Позняках-Осокорках-Харьковском – тоже виноват мэр-боксер.
Практически непобедимый на ринге, Виталий Владимирович совершенно беспомощен сражаться в риторике против Ляшко или Тимошенко. И дело даже не в риторической одаренности (хотя и в ней тоже), но в беспощадных фактах:
- горячей воды не было целое лето;
- за годы мэрства Кличко в Киеве не построено ни одной станции метро, ни одного моста, ни одной развязки;
- ремонты дорог оборачиваются ямами и провалами;
- каждый дождь становится стихийным бедствием масштаба тропического циклона – город просто утопает;
- общественный транспорт, несмотря на PR-попытки раздуть из мухи слона на примере закупки трамваев, неуклонно умирает;
- даже “социальный хлеб”, который был одним из предвыборных слоганов Кличко, вот-вот пропадает с полок магазинов.
Этот список можно продолжать очень и очень долго. И каждый его пункт – это минус в рейтинге Кличко, а следовательно, в рейтинге президента Порошенко – при правильной подаче.
Так что, уважаемым политсоветникам и политтехнологам придется брать на вооружение технологию “Мочить Кличко”.
И пусть мэр Киева не говорит, что его не предупреждали.
Читайте: Нечего жаловаться на потопы в Киеве, выбрав мэром “звезду бокса”
Роман Головин, кандидат наук по государственному управлению