Почему Один - не Будда? Или как афферентный синтез влияет на духовность
Если бы принц Сиддхартха (Будда Гаутама) обретал просветление сидя 7 лет не под деревом Бодхи, а под каштаном на Хрещатике, а Иисус из Назарета (далее Иисус Христос) бродил бы 40 дней не в Иудейской пустыне, а в брянских лесах, возможно история человечества была бы совсем другой.
Давайте внимательно и по возможности беспристрастно рассмотрим географию рождения и обретения высшей мудрости (просветления) всех известных достигших реализации уже в этой жизни людей. Практически все известные нам случаи произошли в теплых краях. Если же мы возьмем суровые регионы, где нужно бесконечно оберегать тело от холода, голода, зверей и нападения соотечественников, стремящихся отжать твой ресурс, то здесь ситуация выглядит по-другому: воины Одина, волшебники а ля Мерлин, маги, колдуны, рыцари или святые, но ни одного просветленного.
Святые, конечно, могут претендовать на это звание, но на наших холодных территориях – они либо мученики, либо великомученики. Фактически это культ жертвы и такого рода освобождение конечно вызывает уважение, но без энтузиазма следования. Другое дело южные просветленные: безусильное достижение душевного покоя, приятие и любовь против вечной гонки за целью или попыток купить любовь бога ценой мучений.
Но, очевидно, нам стоит определиться терминологически, о чем вообще идет речь. И попытаться разобраться, что с нашим климатом не так, и почему такой (условно – южный) путь освобождения у нас чаще всего заканчивается психиатрией.
Просветление. Открытые источники говорят, что западный термин “просветление”, популяризированный в западном мире в XIX веке благодаря переводам Макса Мюллера, соответствует переводу абстрактного существительного “бодхи” (знание, мудрость или пробужденный ум Будды). В западном понимании – это постижение трансцендентальной истины или реальности, имеющее романтические коннотации.
Романтическая идея просветления, как интуитивного проникновения в вечную трансцендентную реальность, была во многом обусловлена трудами Генриха Дюмулена – иезуитского теолога и религиоведа, исследователя дзен-буддизма, профессора философии и истории религии Софийского университета в Токио, основателя Института восточных религий и директора-основателя Нанзанского института религии и культуры.
А понятие “опыт просветления”, насколько это видно из анализа работ философ и теолога Фридриха Шлейермахера, был популяризирован трансценденталистами, и “экспортирован” в буддийское и прочие восточные учения европейскими мыслителями и католическими миссионерами.
Этот “экспорт” понятий многое объясняет. Так, зоолог и философ Роберт Шарф отмечал, что понятие “опыт” является типичным западным термином, который проник в азиатскую религиозность под влиянием Запада. Ведь “чистого опыта” не существует; потому что весь опыт опосредован интеллектуальной и познавательной деятельностью, пишет Мишель Мор в Оксфордских исследованиях.
Учения и практики конкретной традиции могут даже определять, какой именно “опыт” переживается, что означает, что этот “опыт” является не доказательством, а результатом учения”. Чистое сознание без понятий, достигаемое путем “очищения дверей восприятия”, было бы, по мнению Мора, ошеломляющим хаосом чувственных импульсов, лишенным связности.
Воззрение Мора, выраженное столь элегантно, очень напоминает современную шутку относительно того, что чакры есть только у тех практикующих, которые о них узнали. На самом деле, согласно эффекту наблюдателя, простое наблюдение явления неизбежно изменяет его. Это одно из понятий квантовой механики, сформулированное еще в 1924 году в совместной работе Бора, Крамерса и Слэйтера. Более простая версия этого открытия представлена нам в книге Ронда Берна “Секрет” и одноименном фильме.
Чудеса человеческой психики-сознания невероятны, что вселяет оптимизм и энтузиазм в западных ищущих. У восточных практикующих такого энтузиазма-рвения в этом вопросе намного меньше. Почему так – отдельный большой разговор. Но, в первую очередь, из-за осознания и веры в реинкарнацию (перевоплощение). В некоторых ответвлениях буддизма есть даже термин “кармопачаи” – накопление благой кармы, что позволяет достичь освобождения в следующих жизнях. Умам, выращенным на авраамической концепции “одной жизни” такой подход просто недоступен. И для западного ищущего “просветление” часто оказывается не освобождением от пут Майи, а именно “хаосом чувственных импульсов, лишенных всякого смысла”, ведущим в сторону, противоположную свободе, любви и пр.
Видимо из-за бдительности нашего биологического эго, которое в мороз не может позволить себе отсутствовать слишком долго и от слишком интенсивного религиозного подвижничества, присущего христианству и прочим авраамическим религиям, мы наполняем “просветление” совершенно не присущими ему свойствами и требованиями. Но мистический опыт Милости (Благодати) и трансцендентных состояний доступен и нам, если откинуть неверную интерпретации “я – все”, “я – абсолют”, “я – брахман” (что вызывает у детей вертикали нарциссическое расстройство личности). Такой мистический опыт является выявление и проявлением многомерности бытия, в том числе – человеческого. И это дает ощущение свободы.
Научный вариант таких практик мы видели в экспериментах с ЛСД Станислава Грофа и Тимоти Лири. Эти техники способствовали разрушению травматичных базовых переживаний детского возраста и периода внутриутробного развития (ядер невроза) – и давали возможность раскрытия потенциала их клиентов (пациентов). То есть делали их более свободными, эффективными и здоровыми тем способом, который современному западному уму “понятен”.
Сегодня в наших краях эксперименты с ЛСД запрещены, но много ищущих прошли школы восточных практик. И, слава богу, что они, в основном, не подействовали так разрушительно на их личности, как это предписывают буддийские монастырские уставы.
Но поиск “того не пойми чего” с помощью инструментов для совсем другого, отнимает много сил, энергии и времени. Вместо того, чтобы стать героем, шаманом, философом, ведьмой, великомучеником или просто хорошим человеком, не двойственным своему источнику, мы ездим в теплые края, где под влиянием окружающей обстановки (афферентно) “пробуждаемся”. А потом возвращаемся обратно, отмораживаем себе уши, падаем в вину за “омрачения” – и этот бардак длится вечно.
У человека есть духовное томленье,
Его несет оторванным листком.
Мечтает – вот наступит Пробужденье
И будет Свет, и дальше заживем,
Настанет радость без особых случаев,
Настанет день – и отойдет, что мучает.
Все так и будет, рано или поздно -
Тогда, когда ты снова станешь взрослым.
Читайте: Киздец, товарищи! Или почему можно ругаться матом
Наталья Халимовская, спецпроект "Мастерская", для КиевVласть