п'ятниця, 22 листопада 2024 г.
Об инфраструктуре пространственных данных Киева

Об инфраструктуре пространственных данных Киева

Андрей Тарнопольский

Глава правления ГО "Центр геопространственных данных Украины"

Вскоре столичным депутатам придется определяться с проектом решения “О создании городской системы столбовой (опорной) геолокации путем нумерации опор внешнего освещения и электросетей в Киеве”.

Сама по себе идея сделать такие столбы частью геопространственных данных, безусловно, правильная. Это выглядит весьма логичным  и последовательным в рамках создания активно обсуждаемого проекта “Умного города” и не менее обсуждаемого проекта “Градостроительного кадастра Киева”. Но только, если не брать во внимание то, что в данном случае предлагается создать отдельную “единую базу данных столбов”.

Читайте: Электроопоры в качестве ориентира - в Киеве может появиться новый вид геолокации

В правовом выводе профильного управления Киевсовета абсолютно точно охарактеризованы основные риски гармонизации такой “единой базы данных” с другими, аналогичными ей. Не лишним будет напомнить и о рисках, связанных с применением систем координат, и об отсутствии пока у Киева единой картографической и единой цифровой топографической основы.

Это проблема. Как и то, что возникает риск появления двойной нумерации опор (они же по-своему пронумерованы их  балансодержателями по своим правилам), что не поможет, а наоборот запутает субъектов, для которых такой проект инициируется.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

В пункте 2.3. проекта решения говорится о том, что к каждому номеру опоры нужно “предоставить территориальную привязку”. Можно предполагать, что авторы имели в виду пространственную (координатную) привязку объектов, так как понятие территориальной привязки не дает представления о точном реальном местоположении объекта. Кроме того,  проектом решения не определено - в какой именно системе координат необходимо осуществлять привязку объектов к картографической основе.

Пункт 2.4. документа “об обобщении всех опор с номерами в единую базу данных” тоже выглядит очень сомнительным. У “всех опор” (термин тоже неоднозначный, поскольку отсутствует классификация опор по типам, видам, принадлежности, и т.д.) в Киеве имеется много собственников и балансодержателей, часть из которых не являются подразделениями Киевсовета, КГГА или городских КП. Это и частные предприятия, и жилищные кооперативы и ОСМД. Как минимум, надо бы и у них спросить.

Пункт 2.5. проекта решения “о финансировании” вообще конфликтует  с пунктом 5 пояснительной записки. В итоге не ясно:  надо предусмотреть деньги на реализацию мероприятий, заложенных в проект решения или они уже предусмотрены в бюджете города. Тогда в какой статье?

Также совершенно непонятно, какое отношение к “гео-столбованию” имеет возраст города и его история.

В Праге, в отличие от Киева, на всех зданиях присутствует основной и такой простой атрибут адресного пространства, как название улицы и номер дома. В Киеве примерно 13-15 тысяч жилых домов и город, к сожалению, оказался не в состоянии даже при наличии финансирования (входит в стоимость обслуживания, включено в коммунальные платежи) обеспечить установку, содержание и мониторинг табличек с названиями улиц и номеров домов.

Читайте: За три года в Киеве переименовали 180 улиц (список)

Я уже не говорю о QR-кодах на зданиях. В настоящее время отсутствует в простом и прозрачном доступе даже словарь синонимов улиц Киева. На мой взгляд, это значительно серьезнее влияет на доступность службы спасения, когда идет речь и “о секундах и о минутах”.

Относительно прогноза последствий принятия решения следует сказать, что улучшить ориентацию в городе это точно не поможет.

Из проекта решения даже не видно, кто за это отвечает (кто сшил костюм?), какова ответственность за невыполнение, кто осуществляет мониторинг исполнения, кто администрирует такую систему, кто отвечает за подготовку норм, правил, стандартов и их гармонизацию с другими пространственными базами данных города и страны.

Безусловно, Киеву необходимо заниматься созданием инфраструктуры геопространственных данных (так это называется в других странах мира).

Предмет проекта решения (опоры систем освещения и линий электропередач) также, безусловно, является элементом такой инфраструктуры. Но элементом такой инфраструктуры являются и другие объекты. Например: границы земельных участков, здания, улично-дорожная сеть с названиями и номерами зданий, сооружений, опоры светофоров и дорожных знаков, люки смотровых колодцев инженерных коммуникаций, объекты благоустройства, рекламы и многое другое.

Представьте себе, что будет с информационной системой города, если все собственники и балансодержатели начнут создавать свои уникальные базы данных без общей платформы, унификации требований к форматам данных, единой структуры атрибутивных данных и в разных системах координат. Сколько будет стоить гармонизация всех этих данных во времени и в деньгах киевлянам?

На мой взгляд, стремление отдельных структурных подразделений городской власти создавать базы данных - это естественный процесс для людей понимающих, что без информационно-аналитических систем управление в городе уже невозможно. И это уже вчерашний, если не позавчерашний тренд европейских городов.

Базовые и тематические наборы геопространственных данных в современном мире давно являются достоверной основой различных видов анализа (экологического, социально-экономического, политического, инвестиционного, финансового), на их базе моделируются и прогнозируются природные и антропогенные катастрофы, способы ликвидации их последствий, пути и методы эвакуации, администрируются  земельных налог, налог на недвижимость, программы национального и регионального развития,  обеспечивается безопасность государства.

Создание единой точки доступа к интегрированной информации дает не только значительный экономический эффект, но также  является действенным инструментом в предотвращении коррупции.

Читайте: Разработку градостроительной документации должны инициировать и финансировать органы власти, а не застройщик, - Андрей Тарнопольский

Наличие подобных “столбовой геолокации” инициатив – это, увы, следствие отсутствия прогресса в создании как национальной, так и городской инфраструктуры геопространственных данных, главным звеном которой (даже исходя из названия) являются данные.

Именно на доступе к данным и аналитике данных строятся электронные сервисы для граждан, бизнеса и власти. Без таких доступных данных “умная больница”, “умная школа”, “умный ЖЕК” и “умный столб” вряд ли будут созданы.

Андрей Тарнопольский, глава правления ГО "Центр геопространственных данных Украины"

KиевVласть

Теги: новости киева, киев, андрей тарнопольский, умный город, геолокация, геопространственные данные, система координат, топографическая карта, центр геопространственных данных Украины, столбовая геолокация, опорная геолокация

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.