Новая стратегия для Киева. От популизма к реальности
В современной высококонкурентной среде для любого мегаполиса жизненно необходима стратегия развития. Особенно, если такой город - столица государства и претендует на роль регионального лидера. Новую стратегию развития столицы Киевсовет может утвердить уже на своем заседании 22 июня 2017г.
Стратегия - ключевой документ, если хотите городской паспорт. В Киеве принятие такого документа все еще разбивается о скалы популизма и тонет в реках политического пиара. Между тем, новые времена должны предоставить новые решения для столицы Украины.
Первоначально, стратегия развития нашего города была принята в 2011 году. Сейчас на сайте КГГА появилась новая редакция этого документа, которая была доработана в 2015-16 годах, при поддержке и консультировании компанией “PricewaterhouseCoopers”. Компания проделала огромную работу и отлично справилась с заданием, особенно в области финансов и бюджетирования.
Все их действия согласовывались и принимались по согласованию с Киевской городской администрацией.
Кроме нее в разработке концепции принимали участие и другие заинтересованные стороны: ученые, департаменты КГГА, бизнесмены, международные компании. К консультациям привлекались представители городских предприятий, заводов и профильных институтов. Проводились социологические исследования, опросы, конкурсы и т.д.
Но уже два субъекта, которые брали участие в обсуждении, столкнулись с проблемой отсутствия своих предложений в новой концепции. Вернее сказать, они направили свои предложения, но конечный вариант стратегии им так и не предоставили. Т.е они подали предложение, а в ответ бюрократическая тишина. Никаких сравнительных таблиц и конечного результата они так и не увидели.
Какое же главное задание такой стратегии? Стратегия должна показывать направление успешного развития. Она должна стать не политическим инструментом, а решать исключительно хозяйственные и социальные вопросы. Это, прежде всего, должна быть хозяйственная стратегия для города.
Что же мы должны решить в новой редакции?
Будет ли она принята в таком виде или нет - это абсолютно неважно. Наша задача создать действенную стратегию, далекую от всепроникающего популизма и основанную исключительно на реальных цифрах.
Такая стратегия должна решать несколько вопросов.
Транспорт
У нас огромная транспортная проблема. Прежде всего, это четыре аварийных моста, которые требуют немедленного ремонта и реконструкции. Мы не должны допустить техногенной катастрофы, которая может повлечь за собой человеческие жертвы и останется несмываемым пятном на репутации нынешней городской власти. Инфраструктура должна развиваться. Но кроме мостов у нас не решена проблема качественных подъездов к местам общего пользования, там, где киевляне бывают чаще всего – это школы, садики, поликлиники, больницы.
Но главный акцент должен идти в другой плоскости. Сейчас на первом месте в рейтинге городов мира стоит Сеул. Со своим лучшим в мире “Smart City” , столица Южной Кореи - полностью компьютеризированный и поэтому очень удобный город. У нас существует проект “Киев Смарт Сити”, но он, к сожалению, не сильно развит и не развивается необходимыми темпами.
Актуально в разделе транспорта на странице “Киев Smart City” создать единый электронный билет. Есть киевская компания, у которой уже есть работающий проект не только единого электронного билета, но и единый медицинский кабинет и единая электронная система для образования. Это все можно подвязать под ультрасовременную “Карту Киевлянина”, чтобы жители столицы очень быстро перешли из 20 века в век 21 – й.
У разработчиков уже есть действующие модели и все готово, чтобы они это сделали в масштабах города. Необходимо только финансирование и этот вопрос город в состоянии решить с нынешним внушительным бюджетным профицитом.
Единый электронный билет нам обеспечит прозрачность системы, предотвратит коррупцию, уничтожит теневые схемы, увеличит доходы от коммунального транспорта. Все эти тезисы, а особенно последний, полностью подтверждает уже упоминавшийся лидер всемирного городского рейтинга. Мы должны развивать в спайке приложение “Смарт Сити” и городской транспорт. Все должно идти и развиваться параллельно и постоянно.
Медицина
Одна из самых больших проблем в медицинской сфере - это огромные очереди. Пациенты приходят, когда им вздумается и по любому поводу, и стоят в бесконечных людских цепочках к вожделенному кабинету. Ты долго ждешь, врач долго принимает, задает много вопросов. У эскулапа нет электронной истории болезни, поэтому он может ошибиться и сказать неправильный диагноз.
В Европе уже давно существует единый электронный кабинет, а у пациента даже есть приложение на смартфоне. Врач вводит твой ID код, и видит всю историю болезни. Полную картину лечения, симптомов, жалоб, препаратов, доз и т.д.
Больной не должен стоять в очередях. Просто в приложении пишет свои симптомы, и врач сам решает назначать ли вам встречу или просто пропишет нужное лекарство и все. Но чтобы этот механизм заработал, необходимо будет пройти полный медосмотр для всех жителей Киева. Его ориентировочная стоимость будет около 250 – 300 гривен на человека. После этого все данные будут введены в систему, и будет понятна вся клиническая картина.
Это решит огромную часть задач, стоящих перед медицинской сферой.
Но самое главное мы не только решаем действительные проблемы очередей, мы прописываем новые методики просчета стоимости медицинских услуг. Город не в состоянии прописать под каждого пациента индивидуальную стоимость медицинских услуг. Очевидно, что для каждого пациента набор и стоимость лечения абсолютно уникальна. Кто-то болеет одним, а кто-то другим. Мы списываем миллионы бюджетных гривен, но не решаем реальных проблем.
Экология
Жители всей Украины прекрасно понимают уровень проблем с экологией. Ярким, но отрицательным примером для всех является город Львов, где власти хотят объявить экологическую катастрофу и где на въезде и в самом городе, горы мусора и полная антисанитария.
Такого быть не должно!
Для решения проблемы утилизации отходов необходимо строительство мусоросжигательных заводов. В Киеве есть только один такое завод - “Энергия”, который может утилизировать 250 тысяч тонн отходов в год, но Киев производит гораздо больше – 1 100 000 тонн.
Для тотального решения экологических проблем, городу необходимо строительство еще трех таких предприятий. Такие заводы, кроме уничтожения мусора, решают и проблемы энергетики. Сжигая накопившиеся на полигонах завалы, они могут полностью обеспечить тепловой энергией всех киевлян в отопительный период (при температуре до плюс 3 градусов), причем совершенно бесплатно.
Но если такой объект экологической инфраструктуры еще недавно стоил 50 миллионов долларов, то сейчас его стоимость увеличилась ровно в два раза – до 100 миллионов, из-за подписанной конвенции о фильтрующих установках, цена которых равна стоимости самого предприятия. И, к сожалению, эти расходы ложатся на местный бюджет. Но Киеву придется искать 3 миллиарда гривен на решение экологических задач, чтобы дело не дошло до экологической катастрофы. Но кроме самих заводов необходимо ввести обязательную сортировку мусора как муниципальную программу.
Образование
Основной проблемой для города является хронический дефицит свободных мест в школах и детских садах. Но и не только это. Мы должны распространить международный опыт и технологии и на учебные заведения. К примеру, давно стоит вопрос о введении электронного дневника, куда будут вписываться домашнее задание, оценки и т.д.
Кроме того, необходимо развивать механизмы дистанционного обучения. Даже заболевший ребенок сможет в онлайн трансляции смотреть урок, который проходит в его классе. Разрабатывать систему электронных очередей в учебные заведения и т.д.
Но вернемся к дефициту мест. Мы обнаружили, что часто руководство школ лукавит, рассказывая об отсутствии свободных мест. Или точнее, часто искусственно создает такой дефицит. Есть много примеров, когда помещения в учебных заведениях сдаются в аренду. В одной школе, к примеру, все крыло сдавалось под автошколу, а в другой целый этаж под художественную. И они возмущаются, что мест нет, а на самом деле строят коррупционные схемы для покупки мест родителями, создавая часто искусственный дефицит.
Вода и водоснабжение
Никто не знает по факту, сколько у нас труб и реальный объем подземных коммуникаций, для которых необходима срочная замена. Как известно, рабочий цикл трубы примерно 20 лет. Т.е каждые 20-25 лет должна проводиться полная их замена. Необходимо ввести такое понятие как “RAB-тариф”, из которого будут выделяться средства для модернизации всех городских коммуникаций. Сейчас мы покрываем только 40 процентов от нужного объема и из-за этого, цикл замены труб значительно удлинился. Этот тариф улучшит финансирование и полностью решит проблемы катастрофических прорывов в столице Украины. Льющийся кипяток и разорванный асфальт должны уйти в прошлое.
А теперь о глобальном. Разрабатывая стратегию, мы должны уйти от плановой многолетней модели, которую мы позаимствовали у экономики СССР. В мире существует много вариантов построения стратегий управления городами, регионами и даже страной, но остановим наше внимание на одной из ведущих моделей и наиболее результативных, исходя из оценок международного научного сообщества.
Это модель, применяемая в США и разработанная учеными Школы управления им. Джона Ф. Кеннеди (Harvard Kennedy School). Суть её состоит в том, что нам не нужно загадывать на много лет вперед, разрабатывать детальные планы действий, предусматривать бюджетные затраты на вещи, которых может и не быть и которые могут быть и не нужны.
Главное – решение текущих проблем, именно то, что беспокоит жителей столицы сегодня и сейчас.
Прорвало трубу?
Устарел мост?
Вам не придётся ждать много лет, пока закончила свое действие текущая транспортная программа и будут выделены деньги на ремонт того же моста в новой программе, а проблема будет решаться по факту её возникновения.
Таким образом, мы переходим от стратегии “политической” к стратегии “хозяйственной”. Но, нельзя упускать тот риск, что мы решим актуальные проблемы, а у нас останутся не освоенные деньги.
Что же делать?
Все просто.
Нам необходима лишь одна вещь – что бы международная организация, к примеру, та же “PricewaterhouseCoopers”, без сомнения, компетентная в этих вопросах, предоставила нам доли распределения денежных средств по упомянутым выше сегментам.
Таким образом, есть средства – распределили по сегментам и направили, как говорится в медицине, не на “лечение”, а на “профилактику” проблем. И тогда у нас не будет казусных ситуаций с мостами “что устарели”, в то время как деньги на их ремонт, согласно Стратегии, ушли на разработку сомнительной методологии расчета затрат предоставления медицинских услуг.
Ну и конечное же, не забываем об усовершенствовании “Smart City”, которая должна стать центром удобства для жителя столицы и механизмом коммуникации для чиновников, ведь сегодня 1551 (горячая линия) выполняет лишь функцию “книги жалоб”, но не решает проблемы, которые с каждым днем у людей только накапливаются.
Мы должны разработать новую стратегию, но только с реальными цифрами, с достижимыми целями и только с применением международного опыта. Только молниеносное решение проблем “по факту их возникновения”, а не построение политических и популистических планов поможет городу развиваться всесторонне, в какой-то мере возобновит доверие в действенность местной власти, уменьшит и перераспределит бюджетные затраты, тем самым, увеличив их эффективность, но не только экономическую, но и социальную. Впрочем, мы не должны забывать и об остатках денежных средств, чтобы не столкнуться с горьким опытом прошлых лет связанным с низким освоением денег. Решение невероятно простое – распределять деньги пропорционально по оговоренным выше сегментам согласно международным рекомендациям.
А так же, город должен быть удобным и инновационным для жителей и гостей столицы – построение всеохватывающего инструмента “Smart City” и усовершенствование его к мировым аналогам является решением этой и многих проблем!
По итогу механизм очень прост: Решение проблем быстро и качественно – Эффективная коммуникация между жителями столицы и чиновниками с помощью “Smart-City” – пропорциональное распределение остатков между жизненно-важными сегментами города.
Стратегия – для Киевлян! Только таким должен стать принцип и лозунг формирования новой Стратегии Развития!
Владимир Левин, депутат Киевсовета VIII созыва, фракция "Солидарность"