Мотивация учителей – первый шаг в направлении современного образования
Педагог был, есть и будет оставаться главным действующим лицом в системе образования. Вопреки всем лозунгам или декларациям, которые в последнее время распространяются в обществе, сопровождает, учит, помогает, воспитывает, в первую очередь, учитель, а не программы, учебники или средства обучения.
Придание необычайной важности технологиям, органам управления образованием, экспертам-неспециалистам, общественным организациям, благодаря которым выполняются политические заказы, привело к снижению роли личности педагога в обучении и воспитании будущих поколений украинцев.
Сегодня требования к учителю со стороны медиа, управленцев, родителей такие, что удовлетворить их может лишь волшебник! Хотелось бы, чтобы подобным требованиям соответствовали и политики, и управленцы, и бизнесмены, и родители.
На мой взгляд, имеем яркий пример перекладывания своей ответственности на других, при этом оставляя за собой право не доверять, контролировать, советовать, вмешиваться… Престиж профессии учителя сегодня чуть ли не наиболее низкий в нашем обществе.
Невысокая заработная плата, травля в СМИ, недоверие, чрезмерные требования, отсутствие возможности принятия решений в сфере образования, ограничение педагогической свободы, отсутствие надлежащих условий для эффективного обучения привели к снижению квалификации педагогов и оттоку высококвалифицированных кадров из школ. Чем более успешен студент в педвузе, тем меньше шансов, что он придет работать в школу.
Вместе с тем Рекомендации ЮНЕСКО от 2007 года подчеркивают: “Результаты обучения в значительной мере зависят от квалификации учителей и качества преподавания. Это означает, что нужна система образования, благодаря которой можно привлечь и удержать хорошо подготовленных, заинтересованных и энергичных педагогов. Необходима система, которая обеспечивает поддержку учителей как в классе, так и в профессиональном развитии. Неудовлетворение своим статусом, низкая заработная плата, отсутствие условий для эффективного обучения, а также перспектив для профессионального роста заставляют многих учителей менять профессию иногда даже после нескольких лет работы” (из обращения, приуроченного ко Всемирному дню учителя, 2007 г.).
Сейчас в Украине отсутствует Национальная стратегия кадрового обеспечения системы образования. Считаю, что крайне необходимо разработать Стратегию, которая будет включать в себя:
1. Подготовку Закона Украины “О статусе научно-педагогических и педагогических работников”.
2. Существенное увеличение заработной платы всех работников сферы образования (включая дошкольное, внешкольное, среднее и высшее образование).
3. Психолого-педагогический отбор абитуриентов на педагогические специальности.
4. Участие в принятии решений в сфере образования.
5. Условия для обеспечения эффективной работы.
6. Контроль и оценку работы.
7. Льготы.
Лишь при условии поднятия престижа профессии учителя, доверия к нему со стороны государства и общества, надлежащего обеспечения условий деятельности, соответствующей материальной оценки его работы можно будет надеяться на успех образовательной реформы в Украине.
Михаил Войцеховский, директор Института последипломного педагогического образования Киевского университета им. Бориса Гринченко, член партии “Социальная справедливость”