четверг, 15 апреля 2021 г.
Мнение: Федерализация - это приумножение хаоса

Мнение: Федерализация - это приумножение хаоса

Антон Подлуцкий

Cоучредитель КиевVласти, соучредитель Украинской фабрики мысли

Процессы распада, свидетелями и участниками которых мы являемся последние пять месяцев, заложены давно - на заре независимости, в том числе, в Основном законе. В частности, тезис об унитарности государства Украина при наличии в ее составе Автономной Республики Крым, подорвал эту самую унитарность и привел к усиливающемуся лобби федерализации страны. Но это путь в никуда, и есть более оптимальный выход - децентрализация власти с усилением органов местного самоуправления.

В Конституции 1996 года были заложены две мины замедленного действия, которые привели к аннексии Крыма. Мина №1 - наличие автономии в составе унитарного государства. Мина №2 - запрет на дислокацию иностранных военных баз при наличии ЧФ РФ в Севастополе. Эти две первопричины, по сути, привели к тому, что Крым так и не стал украинским и отошел к России. Надолго ли, навсегда ли - но отошел.

Россияне, почувствовав вкус легкой победы, не собираются останавливаться на достигнутом. Заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о необходимости федерализации Украины - ничто иное, как намерение не мытьем, так катанием подмять под себя восточные, а если получится - то и южные регионы Украины.

В Украине немало сторонников этого сценария, наивно полагающих, что федерализация - это такая панацея от многих бед. Но пусть наши федералисты посмотрят на ту же федеративную Россию, чтобы понять: федерация и реальные права регионов - совсем не одно и то же.

Так, в РФ долгое время не было выборных губернаторов - их назначали из Москвы указами Президента (как у нас назначают глав ОГА). Более того, там на полном серьезе обсуждается вопрос о назначении мэров (!) указами главы государства.

Кстати, бюджетный процесс в РФ также носит централизованный характер при, по сути, номинальном участии в нем субъектов федерации. То есть, бюджет России сосредоточен в руках центральной исполнительной власти, а не на местах, как положено в полноценной федерации. Что, кстати, в огромной России вызывает острое недовольство во всех регионах - от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга.

Поэтому - не россиянам учить нас федерализации.

Теперь к сути вопроса. Главная беда нашей унитарности - в сверхконцентрации полномочий центральной власти, при которой любой (избранный или назначенный) руководитель области и/или города вынужден ездить на поклон в Киев и выклянчивать дополнительные деньги. Разумеется, в обмен на что-либо иное.

Здесь, к слову, лежит один из краеугольных камней всепроникающей коррупции. Приезжает, например, губернатор области N к министру финансов X и начинает рассказывать, что денег не хватает на то, на это. А министр ему в ответ: “Ну, Вашу просьбу постараемся удовлетворить. Только у вас там есть то-то и то-то (как правило - земля или иные активы), Вы бы, уважаемый, подсобили моему человеку”.

И куда деваться губернатору или мэру? Отказывать в услуге - оставить своей регион без денег. Не отказывать - соглашаться на коррупционную модель. Так продолжается по сей день.

Итак, первое, что необходимо сделать в текущей ситуации в Украине - максимально децентрализовать бюджетный процесс, одновременно полностью изменив Бюджетный кодекс. В том числе - в части недропользования. Чтобы максимум средств, зарабатываемых территориальной общиной, оставался в ее распоряжении.

Второе, что требуется как воздух, и чего наши парламентарии боятся как черт ладана - принять адекватный закон о местных (и общенациональном) референдумах. Пусть сами общины решают, на каком языке будут работать суды, сколько русских, польских, румынских, венгерских и прочих школ должно быть у них и т.д., и т.п.

Третье - ликвидация ОГА и РГА. Напомню, структуру госадминистраций, находящуюся в порочном двойном подчинении Администрации Президента и Кабмина, придумал и внедрил в середине 1990-х годов Дмитрий Табачник, который тогда был главой АП, и по поводу которого имел хождение анекдот: “Кем работает Леонид Кучма? Президентом в администрации Табачника”.

Эта система - консервация советской партноменклатурной модели управления, изжившая себя еще при генсеке КПСС Леониде Брежневе. Ее следует ликвидировать, передав все права распоряжаться средствами исполкомам при соответствующих органах местного самоуправления.

Разумеется, руководители регионов также должны избираться на местах - путем прямого открытого голосования членами соответствующей территориальной общины. А для представителя Президента в регионах достаточно будет полномочий префекта.

Четвертое, что назрело давно - территориальная реформа Украины. Территориально-административные округа, которые есть сейчас, совершенно не оправдывают себя, что с точки зрения управленчески-экономической, что с точки зрения этнокультурной. Проект реформы, если кто не знает, давно разработан Виктором Ганущаком и Игорем Колиушко - от базовых общин до крупных территориально-административных единиц. Эти материалы есть в открытом доступе, а инициативы Колиушко даже зарегистрированы в ВР законопроектами - еще в 2012 году.

И, пятое, наверное, само существенное - это внедрение титульной регистрации имущественных прав и открытие всех реестров и кадастров. Ибо только так мы сможем защитить имущественные права всех субъектов - и физлиц, и многообразных юрлиц - а также максимально снизить имущественные и межевые споры.

После этих довольно несложных реформ даже сам вопрос о федерализации отпадет.

В противном случае - в случае насильственной федерализации - мы получим вместо одного централизованного хаоса полную децентрализацию произвола на местах и Гуляй-Поле в самом худшем его виде: с отколами целых областей, их присоединениями к соседним государствам и бесконечным межевым войнам, прекрасно описанным в “Кайдашевой семье”.

Убежден, мы не должны, мы просто не имеем права идти на такой риск, когда на кону стоит вся Украина.

Теги: губернатор, РГА, Россия, крым, реформа, ликвидация, армия, конституция, москва, ога, кучма, севастополь, табачник, федерализация

среда, 14 апреля 2021 г.
13:52
Хроники коронавируса в Украине: обновляется
20:45
Спасенных от киевских фотографов голубей выхаживают в приюте для птиц
20:23
Отравившиеся таблетками в Боярке на Киевщине школьницы имели психологические проблемы
20:05
Сегодня ночью два киевских трамвая будут работать по сокращенному графику из-за ремонтных работ
19:46
Только один райсуд Киева укомплектован присяжными
19:30
Виталий Кличко показал видео из детской инфекционной больницы (фото, видео)
19:23
Святошинской РГА поручили узнать, по какой цене АТБ сможет продать здание ночного клуба “Бинго” общине Киева
19:03
С улиц Киева должны убрать 85 элементов благоустройства (адреса)
18:50
Полторы тысячи памятников, представленных на рассмотрение в Минкультуры, до сих пор не внесены в Госреестр
18:40
Кабмин перераспределил 6,5 млрд гривен на вакцинацию от COVID-19
18:26
СБУ выделили почти 3 га на Парково-Сырецкой в Киеве
18:03
Накопления на банковских счетах главного финансового контролера КГГА Оксаны Колтик за год не изменились
17:46
Умер глава Национального союза художников Украины, почетный киевлянин Владимир Чепелик
17:21
На Київщині з’явиться ще вісім нових сільських амбулаторій
17:02
С 19 апреля начнется прием заявок от предпринимателей на получение государственной помощи
16:40
Кабмин поддержал присоединение “Ощадбанка” к Фонду гарантирования вкладов физических лиц
Календарь событий
Монополия на доходы: “Городскому магазину” могут достаться все столичные ярмарки
14 апреля 2021 г. 15:00
Монополия на доходы: “Городскому магазину” могут достаться все столичные ярмарки
Похоже, в Киевской горгосадминистрации (КГГА) решили переформатировать сферу организации ярмарок – отдать все функции по организации и проведению таких мероприятий КП “Городской магазин”. По данным источников KV, новый руководитель этого предприятия Аман Моламов (на фото) хочет сконцентрировать в своих руках практически всю уличную торговлю, кроме торговли во временных сооружениях (ВС). Дескать, киоски ему не по зубам из-за их влиятельных кураторов. Руководители тех КП, которые организовывают ярмарки на данный момент, возмущены. Только официальные доходы от проведения в столице ярмарок составляет десятки миллионов гривен в год. Подсчитать сумму “неучтенной налички”, собранной с нелегальных торговцев, практически невозможно.
Новое дело и обвинительные акты: Нацполиция разбирается с закупками “Киевского молодежного центра”
14 апреля 2021 г. 12:00
Новое дело и обвинительные акты: Нацполиция разбирается с закупками “Киевского молодежного центра”
Нацполиция с февраля 2021 года расследует новые эпизоды возможного присвоения бюджетных средств при “сотрудничестве” коммунального учреждения “Киевский молодежный центр” (КУ “КМЦ”) со своими подрядчиками.  В поле зрения правоохранителей оказались “взаимоотношения” этого КУ с 6 компаниями на сумму около 5 млн гривен. Параллельно полицейские направили в суд обвинительные акты по расследованию, которое было начато в начале 2019 года. Уже в ближайшее время приговоры могут получить экс-директор КУ “КМЦ” Анна Куценко (на фото) и ее трое предполагаемых сообщников. Если будет доказано, что они поспособствовали незаконному выведению из горбюджета более 4,5 млн гривен, им грозит до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.