середа, 24 квітня 2024 г.
Местные власти имеют реальные инструменты для уменьшения коммунальных платежек

Местные власти имеют реальные инструменты для уменьшения коммунальных платежек

Максим Гольдарб

Руководитель ОО "Публичный аудит"

Премьер-министр Владимир Гройсман и коммунальный вице-премьер Геннадий Зубко вовсю обвиняют мэров и депутатов местных советов в популизме. Мол, моратории на рост жилищно-коммунальных тарифов, которые принимают местные советы, - это обман населения. Действительно, юридической силы эти моратории не имеют, но обманом занимаются как раз правительство и Нацкомиссия по госрегулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Причем, обманом путем завладения чужим имуществом в особо крупных размерах, при злоупотреблении служебным положением. Здесь – целый букет статей Уголовного кодекса, и когда-нибудь действиям чиновников будет дана справедливая и жесткая оценка.

Вице-премьер Зубко не говорит, что не все граждане могут претендовать на субсидии в силу определенных правительством критериев. Субсидионная система сформирована так, что даже неимущий человек не сможет претендовать на субсидии, если, например, купил что-то за сумму свыше 50 тыс. гривен. То есть, имеешь дополнительный доход - плати за коммунальные услуги самостоятельно. При этом, никак не учитывается впечатляющая диспропорция между доходами граждан и платежами, которые они получают.

Так, с апреля 2015 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги, вследствие их госрегулирования премьерами Арсением Яценюком и Владимиром Гройсманом, а также главой НКРЭКУ Дмитрием Вовком выросли в следующих пропорциях:

- газ – на 590%;

- отопление – на 260%;

- горячая вода - 212%;

- электроэнергия – на 175%;

- холодная вода -на 80%.

При этом, пенсия и минимальная зарплата за этот же период повысились на 19%, а прожиточный минимум - на 27%. При минимальной зарплате в 1550 гривен семья будет вынуждена отдавать за квартиру площадью 50 кв. метров в отопительный сезон не менее 3000 гривен. Такая платежка неподъемна для большинства украинцев.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Поэтому городским головам нужно и дальше давить на правительство, чтобы оно пересмотрело завышенную вдвое цену на газ, которая является определяющей при формировании тарифов (на газ, отопление и горячую воду). Также мэры и местные советы должны применять реальные инструменты, которые позволят на местах и ​​уменьшить суммы платежек граждан, в том числе, за отопление - вплоть до 30%.

По меньшей мере, нужно основательно подойти к делу стопроцентного обеспечения жителей города приборами учета тепла. Пока средний уровень оснащенности домовыми счетчиками тепла в Украине составляет 52%. Хуже всего ситуация в Тернопольской области - всего 7%. В Одесской области - 28%, Полтавской - 31%, Черкасской - 32%, Днепропетровской - 37%, Харьковской - 37%, Волынской - 38%, Донецкой - 44%, Черновицкой - 45%, Черниговской - 46% и Кировоградской - 50 %.

Лучше всего процесс оснащения тепосчетчиками идет в Киеве – за последние два года их количество выросло в два раза. В начале 2016 года уровень оснащенности теплосчетчиками был на уровне 77%, а сегодня - около 90%. Получается, за короткий промежуток времени вполне возможно сделать серьезный рывок в решении этого проблемного вопроса. Другим городам и областям Украины нужно так же активизироваться и ускорить темпы установки счетчиков тепла.

Читайте: Мильна бульбашка комунального популізму Київради

Установка счетчиков предусматривается инвестпрограммами местных монополистов, средства на учет закладываются в тариф для конечных потребителей. А низкие показатели установленного учета тепла свидетельствуют о неудовлетворительном контроле монополистов со стороны местных властей и НКРЭКУ. Например, последний годовой отчет НКРЭКУ указывает на то, что уровень невыполнения инвестиционных обязательств 2015 года по теплоснабжению составляет 62%. Речь о более чем 570 млн гривен.

Чтобы ускорить темпы установки счетчиков тепла, мэрам необходимо инициировать уменьшение нормативов потребления тепловой энергии без счетчиков, которые сегодня завышены примерно вдвое. В отдельных регионах новая стоимость отопления достигает более 1600 гривен за 1 Гкал и более 50 гривен за кв. метр без счетчика. Больше всего не повезло жителям Нежина (Черниговская обл.), которые должны платить самый высокий тариф в Украине за отопление без счетчика - 50,66 грн/кв.м.. То есть, за отопление квартиры площадью 50 кв. метров в Нежине надо заплатить местному монополисту ООО “Нежинтеплосети” 2533 грн в месяц.

Да и в целом, горсоветам под силу сделать так, чтобы энергопоставляющие компании собственными силами привлекали инвестиции и проводили модернизацию сетей и производственных мощностей, а не закладывали соответствующие расходы в тарифы для населения.

Ведь проблема грабительских тарифов куда опаснее, чем кажется на первый взгляд. Рост тарифов влечет за собой повышение цен на товары, работы и услуг. Далее, в лучшем случае, нарастает кризис неплатежей. При худшем сценарии - ускорится смертность среди наиболее социально незащищенных слоев.

Поэтому сейчас основная задача - местных властей, экспертов, неравнодушных граждан - давить на власть, чтобы она приняла на законодательном уровне необходимые решения о пересмотре несправедливых тарифов.

Читайте: Тарифная война: как депутаты местных советов и мэры могут снизить платежки за отопление

Максим Гольдарб, глава ОО “Публичный аудит”

КиевVласть

Теги: новости киева, новости киевской области, партия местного самоуправления, публичный аудит, местное самоуправление, жилищно коммунальные тарифы

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.