Люстрация – как кастрация государственности
В Администрации Президента, похоже, уже наигрались в люстрацию, начиная осознавать возведенный в закон правовой беспредел, грозящий полным разрушением государственной системы управления, воцарением торжества капризов толпы над торжеством Конституции и окончательным подрывом мирового имиджа Украины в свете европейских правовых стандартов.
Проблема лишь в том, что любые попытки Банковой каким-то образом изменить принятый закон, не добавят ему легитимности в системе координат международного права. Вместо того чтобы продумать принципы квалификационной люстрации, правящая верхушка Украины родила люстрацию политическую, которую со времен падения “Третьего Рейха” жестко осуждает демократическая Европа.
Итак, первый заместитель главы Администрации Президента Украины Геннадий Зубков заявил о том, что закон о люстрации нужно менять. По его мнению, действующая редакция документа “несет некоторые негативные последствия, потому ряд добросовестных госслужащих, которые самостоятельно строили карьеру, вынуждены увольняться. Из-за этого государство теряет опытные кадры”.
Можно полагать, что это – первая ласточка прозрения Петра Порошенко, которая покинула гнездо “голого ура-патриотизма”, ставшего опасным как для системы государственности в целом, так и Гаранта жизнедеятельности этой системы в частности. Впрочем, для того, чтобы этой “ласточке” долететь хотя бы до “середины Днепра”, Банковой придется не менять, а отменять действующий закон. Иначе пока еще “некоторые негативные последствия” уже в самом ближайшем времени приведут к тотальному и необратимому итогу – Украина прекратит свое существование как правовое государство, превратившись в одно сплошное Гуляй Поле времен Махно.
Теперь будем анализировать. Начну с того, что сама по себе идея очищения власти от коррупционеров – благая. И с этим спорить ни кто не будет. Но то, как эту идею претворили в жизнь, говорит о единственном изначально-истинном мотиве ее родителей – узаконить геноцид по политическим признакам на фоне установления новой монополярной среды государственной элиты, которой будет дозволено безнаказанно доворовывать остатки того, что не успели доворовать “папередники”.
Кто кого и, собственно, за что сегодня люстрирует, а главное – на основании чего, разобраться с правовой точки зрения попросту невозможно. Можно лишь предположить, как должен был бы быть выстроен этот алгоритм действий исходя, как из европейского опыта, так и Конституции Украины, которую пока еще официально никто не отменял.
Первым делом после принятия закона об очищении власти, народным депутатам Украины следовало бы согласовать его положения с действующим Кодексом законов о труде. А именно – дополнить существующий перечень статей относительно принудительного увольнения с работы граждан Украины основаниями, прописанными в законе о люстрации. Как известно, на данный момент в КЗоТ насчитывается ровно 7 таких пунктов:
1. Несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе в результате недостаточной квалификации или состояния здоровья, препятствующим продолжению данной работы, а также в случаях отмены допуска к гостайне, если выполнение возложенных на вас обязанностей требует такого допуска (п. 2 ст. 40);
2. Систематическое невыполнение вами без уважительных причин обязанностей по трудовому договору или ПВТР, при условии, что ранее к вам применялись мероприятия дисциплинарного взыскания (например, предупреждение, выговор) (п. 3 ст. 40 КЗоТ);
3. Прогул (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин (п. 4 ст. 40);
4. Неявка на работу в течение более чем четырех месяцев подряд в результате временной нетрудоспособности, не считая отпуск по беременности и родам, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании (п. 5 ст. 40);
5. Возобновление на работе работника, который ранее выполнял эту работу (п. 6 ст. 40).
- Появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения (п. 7 ст. 40);
6. Совершение по месту работы хищения (в том числе и мелкого) имущества нанимателя, установленного приговором суда, вступившим в законную силу (постановлением органа, к компетенции которого относится наложение административного взыскания или применение мероприятий общественного влияния) (п. 8 ст. 40);
Я не говорю о том, что эти статьи, как правило, являются предметом длительных судебных споров, которые зачастую заканчиваются в пользу уволенных сотрудников по причине отсутствия у работодателя четких доказательств вины объекта увольнения.
Теперь о том, за что же сегодня люстрируют государственных служащих, выбрасывая людей на улицу без права на трудоустройство в течение 10 лет, на предусмотренную для госслужащих сроками и размерами пенсию. Я уже не говорю о таких “мелочах”, как полагаемые по действующему КЗоТ расчетные выплаты, компенсации и прочие “утешительные призы”.
1. Занятие руководящих постов во время президентства Виктора Януковича и нахождение на этих должностях в течение 1 года;
2. Занятие руководящих должностей в течение не менее 1 года, в период с 25 февраля 2010 г. по 22 февраля 2014 г.;
3. Занятие руководящих должностей в период Евромайдана и не увольнение по собственному желанию;
4. Незаконные задержания и открытие судебных производств против участников Евромайдана;
5. Поддержка сепаратистов на востоке Украины;
6. Отказ подтвердить законность приобретения личного имущества и имущества семьи;
7. Наличие двойного гражданства;
8. Избрание и работа на руководящих должностях Коммунистической партии СССР или на руководящих должностях ЦК ЛКСМУ и выше;
9. Вхождение в штат или негласная агентурная работа на КГБ СССР;
10. Сотрудничество со спецслужбами других государств в качестве тайных информаторов в оперативном получении информации, подрыв действиями или бездействием основ национальной безопасности, обороны или территориальной целостности Украины;
Внимание – вопрос: Так почему же Верховная Рада не внесла эти основания для увольнения в Кодекс законов о труде? Ответы, с точки зрения правовой логики, более чем очевидны.
Для того чтобы, к примеру, все тот же Европейский суд по правам человека, счел законным увольнение “за государственную службу во время президентства Виктора Януковича”, его режим должен быть официально признан “злочинним” на законодательном уровне. А для этого, Янукович, как и все руководители министерств, ведомств, парламента, и так далее, должны быть осуждены. Почему этого не сделано до сих пор остается загадкой.
Юридически обосновать статью за отказ от увольнения человека с госслужбы в период Евромайдана по собственному желанию вообще не представляется возможным. Так как, во-первых, работа на государство во время Евромайдана отнюдь не означает, что человек совершил какое-либо правонарушение в свете трудового законодательства либо Уголовного кодекса Украины. Тем более, преступлением не может считаться право распоряжаться собственным желанием. На то оно и собственное.
Незаконные задержания участников Евромайдана и открытие против них уголовных производств, как ни крути, так же не повод для увольнения. По крайней мере, до тех пор, пока незаконность описываемых действий правоохранительных структур не будут доказаны в судебном порядке. Тем более, что в Украине до сих пор не раскрыто “дело снайперов”.
Надо также доказать и то, что человек поддерживал сепаратистов Востока Украины. Причем, уточнить, в чем выражалась эта поддержка, и какой ущерб нанесла государству.
Отказ от прохождения имущественной люстрации? Извините, но у нас на данный момент так и не принят закон об обязательном декларировании расходов Народных депутатов Украины и государственных служащих исполнительной ветви власти. А Конституция гарантирует право на неприкосновенность личного имущества граждан.
Работа в Коммунистической партии СССР? Позвольте, так во времена СССР каждый второй был членом партии, и каждый первый – членом Ленинского комсомола. Без этого было невозможно жить либо работать в стране. Если следовать такой логике, законом следовало бы уволить всех без права трудоустройства, кто родился во времена Союза. Этот хоть как-то бы объясняло логику полного очищения власти от коммунистического прошлого, хотя и не вписывалось бы в правовые стандарты европейской демократии. Или, на худой конец, следовало бы официально принять закон о запрете Коммунистической партии, как преступной политической силе. Но, видимо, закон такой не был принят именно по той причине, что преступления эти доказывать цивилизованному мировому сообществу также было бы весьма проблематично.
Следующий момент. 16 октября текущего года Постановлением Кабинета Министров Украины был установлен четкий порядок проведения люстрации. В соответствии с документом, люстрация возлагалась на Минюст, и должна осуществляться в соответствии со строгим алгоритмом действий: начиная от прохождения проверки первыми лицами министерств и ведомств, заканчивая необходимостью личного согласия объекта люстрации на прохождение такой проверки (госслужащий должен лично подавать заявление и все необходимые сведения для прохождения проверки).
Но, вот в чем парадокс! Лишать людей работы на 10 ближайших лет люстраторы начали задолго до появления постановления Кабмина. А именно – с момента подписания Президентом закона об очищении власти. И тем самым, была грубо нарушена процедура люстрации, установленная Кабмином. Многие уволенные, как справедливо заметил в своем заявлении господин Зубков, на тот момент пребывали в зоне АТО. И о своем увольнении узнали постфактум. Иных просто пугали этим законом, предлагая уволиться по собственному желанию, чтобы избежать “черной метки” в трудовой книжке на 10-летний срок. Многие были в отпусках, на больничном, в отпуске по рождению и уходу за ребенком. И увольнять этих людей было попросту антизаконно.
Еще одно недоразумение заключается в том, что на деле люстрируют своих сотрудников руководители ведомств, а не Минюст. Причем, ни один из нихв сегодня не прошел люстрации, хотя в законе четко написано о том, что проверка должна была начаться именно с них.
Что же в сухом остатке получила страна? Во-первых, уничтожены базовые постулаты Конституции, которые гарантируют гражданам Украины права на труд по собственному выбору, на заработную плату и пенсию, на презумпцию невиновности, свободу мысли, слова и самовыражения. Во-вторых, подорваны сами принципы социальной справедливости, в соответствии с которыми, десятки тысяч человек (включая семьи люстрированных госслужащих), которые всю свою жизнь работали на государство, без суда и следствия остались без заработных плат, пенсий и возможности трудоустройства по специальности в течение 10 лет!
В-третьих, обескровлены целые отрасли, такая, как, к примеру, космическая. Государство массово избавляется от опытных профессионалов, на место которых приходят маргиналы без образования, которые ни то, что страной управлять не могут, но и порой собственным автомобилем по причине отсутствия такового.
Понятное дело, что при дальнейшем развитии ситуации, страны Украина завтра может уже и не быть. Дефолт – это лишь “малая” толика всех вероятных неприятностей. А когда это произойдет, вся ответственность за эти неприятности будет возложена на Порошенко. Именно эту перспективу, похоже, и осознали в Администрации Президента, заявив о необходимости изменений в закон о люстрации.
Но, не лучше ли было, очищать власть следуя логики не политической а квалификационной люстрации: установить за правило поступления на государственную службу обязательное наличие диплома о высшем образовании; промониторить, что сделал тот или иной чиновник за время пребывания на своем посту на благо Украины; проверить его на дружбу с законом, провести профессиональное тестирование, на худой конец?
А до тех пор, пока панацеей от люстрации будут служить избранность и статус участника АТО, в стране никогда не прекратится война, даже если и не будет самой страны.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook