вівторок, 23 липня 2024 г.
Как застройщикам и обществу найти пути к взаимопониманию

Как застройщикам и обществу найти пути к взаимопониманию

Степан Кударенко

вице-президент ПАО ХК "Киевгорстрой" по вопросам юридического обеспечения, кадровой политики и секретариата

Рыночные правила строительного сектора могут вести к противостоянию компаний, общества и власти.

Спрос на новое пространство порождает борьбу его субъектов за свою долю дохода. Это вызывает как социальное напряжение, так и ставит под вопрос саму возможность строить. А значит, компаниям наносится не только репутационный ущерб, но и финансовый.

Общины городов развиваются благодаря строительству  инфраструктуры. Однако лишь в том случае, когда их жизненное пространство не сужается. Зеленые зоны – необходимая часть планирования городов. С другой стороны, сегодня ощущается острая нехватка необходимых социальных объектов при строительстве нового жилья. Детсады, больницы, школы, админздания, как и парки, скверы –  являются обязательными составляющими организованных территорий.

Качество жизни в городах, развитие рынков и наполнение бюджета – приоритет любой успешной власти. От нее ждут прозрачных решений в законодательстве, землепользовании, налогообложении и администрировании рыночных процессов. Нет смысла говорить о вреде коррупции для общества в решениях чиновников: это - путь только для преступников, которые охотятся за быстрым обогащением. Лоббистские возможности игроков рынка имеют другую сторону для государства – готовность чиновника перейти границу служения общественному интересу.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

В этой колонке я бы хотел рассмотреть напряженную ситуацию вокруг строительства, которое является законным, однако воспринимается обществом негативно. Процесс, который вне закона с учетом мошенничества, как например, Элита-центр или объекты компаний Войцеховского, отсутствия разрешительных документов, должен быть подконтрольным правоохранительным и контролирующим органам.

Все строительства можно разделить на конфликтные и не конфликтные. Это очевидное разделение говорит о том, что проект или приемлем для застройщика, власти и общества, или наоборот – содержит проблему, которая не удовлетворяет власть или общество.

Чиновник, соблюдая закон, должен проконтролировать наличие всего пакета документов. Если он не полный, проект не может быть осуществлен. В противном случае – нарушение закона должно иметь определенные юридические последствия.

Чаще всего объект застройки становится предметом недовольства со стороны общества, когда происходит сужение жизненного пространства микрорайона - уничтожаются зеленые зоны, идет вырубка парков, как например, Интернационального, Дружбы народов, Голосеевского. Или известные в Киеве стройки на ул. Тверской, возле станции метро Университет у медицинского музея и т.д, показывают насколько сегодня актуален вопрос безопасности пространства столицы. Огромная проблема для городов – снос архитектурных памятников, например, в столице: дома с белыми ромашками, здания бывшего женского коммерческого училища, мельницы Бродского и десятка других. Подробнее о потерянных достопримечательностях Киева можно посмотреть в этом перечне.

Созданная из числа местной общины инициативная группа становится катализатором общественного процесса вокруг проблемной точки. Благодаря привлечению активистов и политических партий вопрос становится на повестку дня власти. Если административный офис не устраняет напряжение, оно становится политической проблемой для власти. Противостояние набирает обороты. Строительство останавливается: или решением власти, или по факту физического давления. Убытки получены.

Антистроительное движение, по объективным причинам, сложилось как фактор киевского рынка строительства и политики. Существуют целые сети активистов, которые готовы противостоять застройщикам из принципиальных соображений. Они объединены как в неформальные группы, так и в организованные, с выходом на медиа и народных депутатов. Такая ситуация получила ответную реакцию со стороны нечестных застройщиков в виде проплаченных "титушок", которые физически противостоят активистам и местным жителям. Однако средства "анти-анти" не решают проблемы убытков и репутационных рисков.

Ситуация должна меняться в сторону цивилизованности рынка строительства. Для этого необходимо параллельно провести определенные изменения.

Законность полного пакета документов не даст повода оппозиционным к власти депутатам, политикам и активистам обращаться в контролирующие и правоохранительные органы. Как и чиновникам осуществлять коррупционное давление на компанию.

Законность может быть оспорена активистами по разным причинам. Например, они могут настаивать на том, что площадка, выбранная под застройку, повлечет негативную реакцию общества. А обвинения в коррупции чиновников поставят под вопрос даже "законный" пакет разрешений. Выбор места должен учитывать интересы города, жителей микрорайона и сохранения исторических памятников. В противном случае решение строить может быть просто варварским, о чем говорилось выше. То есть внимание к социальной составляющей места является одним из самых важных в современной ситуации на рынке.

PR-отделы компаний и власть, в условиях отсутствия сведений о строительстве и его выгоде, должны заранее провести разъяснительную кампанию и для жителей микрорайона, и в СМИ. Потому что, когда ситуация выходит из-под контроля, поздно уже что-то объяснять. Даже небольшой, с точки зрения застройщика, пробел в информации, безусловно, является огромным преимуществом  для противников строительства. Жадность никогда не бывает оправдана. Лучше объяснить людям сразу, чем потом прибегать к затяжной борьбе. Или проиграть полностью.

Небрежное отношение застройщиков к городу оборачивается большими проблемами. Это видно уже сейчас. Рынок требует позитивных изменений. И его социальный аспект заключается в развитии городов, а не в их застройке. Эти два понятия отражаются очевидную разницу в подходах строителей. А сохранение нынешней ситуации на фоне жертвенности войны является не приемлемым. Цивилизованность и прозрачность всех процессов строительства - это путь восстановления доверия между всеми участниками рынка недвижимости.

Приоритетом должно стать развитие городов. 

Читайте: Игорь Кушнир: после нынешнего кризиса рынок недвижимости будет другим

Степан Кударенко, член правления, Вице-президент ПАО ХК "Киевгорстрой" по вопросам юридического обеспечения, кадровой политики и секретариата

КиевVласть

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.