середа, 25 травня 2022 г.
Избирательный кодекс Порошенко-Зеленского: цементирование старых элит

Избирательный кодекс Порошенко-Зеленского: цементирование старых элит

Антон Подлуцкий

Cоучредитель КиевVласти, соучредитель Украинской фабрики мысли

В Верховной Раде есть старая традиция: принимать какой-нибудь фундаментальный закон – и тут же начинать вносить в него поправки. Так было – до Крыма и войны – с Налоговым кодексом. То же, весьма вероятно,случится с Избирательным кодексом, рожденным двумя президентами (Петром Порошенко и Владимиром Зеленским), а также двумя созывами Рады.

Не буду погружаться в достоинства/недостатки самой модели голосования – подсчета – распределения власти и на парламентских, и на местных выборах, заложенной в кодексе. Пусть спорят специалисты по избирательному праву. Им же высказываться по поводу заимствования отдельных новелл кодекса из тех или иных источников, или упрекать в возможном копипасте чужого законодательства. 

Ограничусь лишь некоторыми деталями Избирательного кодекса Порошенко-Зеленского.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Безусловно, самый яркий момент – повышение залога для участия в выборах и перекосы в пропорциях. Например, за участие в выборах мэра Киева надо будет внести залог в размере 4 млн гривен, что больше залога за право побороться за булаву верховного главнокомандующего.

Очевидно, снижение или отмена залога за право быть избранным открывает доступ к власти бОльшему количеству граждан. От обратного – повышение залога закрывает доступ к власти 90% киевлян. Многие из которых куда больше готовы управлять городом, чем те, кто без проблем внесет залог в 150 тыс. евро. Имена многих из этих толстосумов хорошо известны, в том числе – по публикациям КиевVласти.

То есть повышение залога неизбежно ведет к цементированию “правящих элит”. Которые клептократичны и, что куда хуже, некомпетентны. Таким образом нарастание воровства и бессмысленного уничтожения столицы видится, увы, неизбежным.

То же касается всей Украины, ее областей, а также будущих общин и округов. Кстати, об избирательных округах.

Мы привыкли, что в Киеве 10 районов, но 13 мажоритарных округов. Теперь в столице два избирательных округа – Правобережный и Левобережный. Почему глубоко правобережные районы Голосеево и Печерск оказались в Левобережном округе – загадка великая есть.

Также непонятно, как будет проходить голосование за парламентские региональные списки Крыма и временно неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей? Или по этим регионам вообще не будет соответствующих списков? Будет ли Раде X созыва укомплектована полностью – на 450 или 300 (как хочет Зеленский) нардепов или парламентариев будет меньше? И как это отразится на распределении мандатов? Очень хочу услышать мнения специалистов и законотворцев по этим вопросам.

Не буду останавливаться на том факте, что остаются нетронутыми совершенно бесполезные областные советы. Они есть и в конституционном законопроекте Владимира Зеленского (подвергнутого жесткой критике на уровне Киевской области и не только), заменяющего вертикаль госадминистраций на институт префектов, наделенных расширенными полномочиями.

Впрочем, даже в законопроекте Зеленского нет районных советов, а в Избирательном кодексе – есть. Получается, декларируемая децентрализация не завершится до местных выборов в октябре с.г. и все обещания “слуг народа” на эту тему – пустая болтовня. Потому что важная составляющая децентрализации – формирование объединенных территориальных общин во всей стране и формирование на их базе округов, с уточненными границами, количеством населения и особыми социально-экономическими возможностями и потребностями. Один только армрестлинг Киевщины с Минрегионом за один-два дополнительных округа дорого стоит. 

Более того, децентрализация не будет завершена еще четыре года после избрания райсоветов. Ибо где вы видели людей, облеченных даже небольшой властью, которые добровольно откажутся от нее?

Получается, вместо развития демократии и здоровой трансформации административно-территориального устройства государства, действующая власть снова занимается плохо прикрытой попыткой дальнейшего укрепления гетьманско-президентской вертикали?

Как по мне, прекрасно ложится в канву “цементирования элит”. Которые, ввиду полного внутреннего застоя, продолжат удушающее погружение страны и отдельных территорий в управленческий бардак и казнокрадство всех мастей.

Потому совершенно логичным выглядит отсутствие даже намека на попытку прописать в Избирательном кодексе процедуры отзыва по инициативе избирателей депутатов любых уровней и местных голов. Не говоря уже об отзыве президента по народной инициативе. 

Возможно, специалисты сочтут это мнение глупым и скажут, что правила и процедуры следует прописать в других законопроектах. Соглашусь, но при одном условии: наличии этих законопроектов. Потому что Владимир Зеленский еще осенью ратовал за прямое народовластие – и в этом грех его не поддержать.

Или “времена меняются, меняемся и мы”? Да и, кажется, нынешний президент никому ничего толком не обещал. А предыдущий – уже как бы не при делах.

Читайте: Избирательный кодекс: мэр Киева дороже президента Украины

Антон Подлуцкий, соучредитель Украинской фабрики мысли

КиевVласть

Теги: новости киева, новости киевской области, новости киевщины, новости украины, владимир зеленский, Петр Порошенко, избирательный кодекс

вівторок, 24 травня 2022 г.
22:43
Понад 2,2 млн українців повернулись додому з початку війни
22:25
Через ракетний обстріл пошкоджено інфраструктуру залізничних станцій в двух районах Дніпропетровщині
22:03
Україна після “Рамштайн-2” отримає більше зброї, на росію чекають неприємні сюрпризи, - Резніков
21:44
ЗСУ залишили Світлодарськ та селище Миронівський на Донеччині, щоб уникнути оточення, - МВС
21:25
У столиці після відновлення оплати за проїзд провалідували майже 1,8 мільйона е-квитків
21:02
Завтра, 25 квітня, Угорщина перейде у режим надзвичайного стану через війну в Україні
20:44
“Укравтодор” продасть на благодійному аукціоні дорожній знак з “напрямком руху” для окупантів
20:22
У Києві затримали чоловіка, який обіцяв евакуювати людей з Маріуполя, але просто вкрав гроші
20:05
Завдяки співпраці Києва та Варшави більше 4,5 тис. мешканців столиці знайшли безпечний прихисток у польських містах
19:45
В Україні розпочнеться будівництво європейських колій задля з'єднання із залізницями ЄС, - Шмигаль
19:23
Прокуратура повідомила про підозру киянину, який закликав розстрілювати полонених українців
19:01
На Київщині виявили більш як 10 масових поховань мирних жителів, 8 з них у Бучі
18:45
Рашисти формують на території Криму резервні підрозділи, - Генштаб ЗСУ
18:17
В Україні зміниться механізм підготовки та перепідготовки водіїв, - МВС
18:01
“Укрзалізниця” прискорить поїзд Київ – Варшава на дві години
17:43
У Броварах взялися дерусифікувати центральний парк
Календар подій
З київської громади знов намагаються стягнути 671,5 млн. гривень за “примарну” реконструкцію Харківської площі
24 травня 2022 г. 09:00
З київської громади знов намагаються стягнути 671,5 млн. гривень за “примарну” реконструкцію Харківської площі
В суді по другому колу починається розгляд справи про стягнення з бюджету Києва 24,46 млн доларів США (671,5 млн. гривень) на користь екс-інвестора реконструкції Харківської площі. Мова йде про ТОВ “Київ Термінал” (компанія відомого грузинсько-російського бізнесмена Тамаза Сомхішвілі), яке не встигло приступити до реконструкції: підписаний в 2007 році інвестдоговір було розірвано в 2013 році, але фірма начебто понесла значні збитки. Черговий раунд судових розглядів може бути поганим знаком для столичної громади: у “Київ терміналі” за невідомих обставин погодились зменшити розмір своїх претензій та не побоялись заплатити солідний судовий збір. На думку фахівців, це може свідчити про певні домовленості на “найвищому рівні”. При цьому, для громадськості можуть ускладнити участь у судовому процесі через воєнний стан.
Військовий начальник - усім голова: вступив у силу закон про ВА та ОМС під час воєнного стану
20 травня 2022 г. 13:55
Військовий начальник - усім голова: вступив у силу закон про ВА та ОМС під час воєнного стану
Державна служба та органи місцевого самоврядування (ОМС) відтепер ще більше залежатимуть від начальників військових адміністрацій (ВА), утворених в умовах воєнного стану. В деяких випадках ВА перебирають на себе повноваження обласних та районних рад. Там, де ВА в силу тих чи інших причин немає, на час війни підсилюються повноваження голів громад – якщо на то є підстави воєнного характеру, голови будуть керувати одноосібно, без виконкомів та депутатів, але знов-таки під чуйним керівництвом начальників обласних ВА. Ба більше, закон, що взагалі-то стосується ВА та ОМС, розширює повноваження… президента і Верховної Ради (ВР), даючи їм право робити кадрові перестановки, оминаючи обов’язкові процедури мирного часу.