Историческая местность Никольская Слободка: исследовать нельзя застроить?
В страстную пятницу перед длинными выходными представители Государственной архитектурно-строительной инспекции при поддержке местных активистов вручали застройщикам ЖК "Сонячна Рів'єра" та ЖК "Sundance" постановления об аннулировании разрешений на строительство. Повод – заключение Департамента культуры КГГА о том, что они не согласовали документы на строительство с требованиями охраны ландшафтного памятника “Исторический ландшафт Киевских гор и долины реки Днепр”.
На стройплощадках постановления пытались не принять, активисты блокировали бетоновозы, была полиция, СМИ – в общем, как всегда.На самом деле ничего экстраординарного не случилось – точнее, все вроде как по закону. Эта ландшафтная памятка по документам охватывает территорию Никольской Слободки (правда, карты ее границ в публичном доступе нет), и Департамент культуры в своем предписании требует в месячный срок заключить охранный договор.
По идее, довольно простая задачка для юристов “УкрБуда” - компании, которая без каких-либо проблем застраивает пол-Киева.С другой стороны, тех, кто оформлял застройщикам документы для разрешения строительства, понять можно – “ну какая история на Левом берегу”, - очень распространенное заблуждение среди горожан. Да, история есть – поселка Никольская Слободка, который начал формироваться возле левобережного въезда на Николаевский мост – первую киевскую капитальную переправу, открытую в 1853 году. Кстати, отсюда и название местности.
Поселок состоял из нескольких улиц, здесь была каменная церковь, где венчались Анна Ахматова и Лев Гумилев, а также трамвайное депо – это была изначально частная трамвайная сеть, пролегавшая с Подола аж до Броваров и Дарницы. Слободка серьезно пострадала в войну, трамвай заменили метрополитеном, и, увы, ни одного памятного знака, посвященного этим историям, на местности нет.
Скорее всего, ситуация с Никольской Слободкой была бы несколько иной, если бы не активность местных жителей. Ведь по другую сторону Моста Метро, южнее, уже давно сдан в эксплуатацию жилой комплекс менее чем в 60 метрах от кромки воды, более того – им удалось “хапнуть” эту самую кромку, устроив закрытый яхт-клуб. От исторического ландшафта здесь мало что осталось.
Какой выход? С одной стороны, юристам застройщиков хорошо поработать, подключить историков, может запускать на стройплощадки археологов. Хотя это не Почтовая площадь, чтобы здесь найти что-то экстраординарное, разве что случайно к берегу прибило много веков назад. С другой – начинать диалог и искать саму суть конфликта. Очевидно, что местные жители обеспокоены в первую очередь увеличением нагрузки на инфраструктуру массива – но никто другой лучше чем они не подскажут (и потребуют!) застройщикам, как сделать реальные улучшения. И это выгодно всем – в конце концов, жилье в районе с развитой инфраструктурой и продается лучше.
Сейчас Никольская Слободка – отнюдь не пример, хотя расположена в 10-15 минутах езды от Крещатика. Оболонь и Русановка считаются более благоустроенными, там есть набережные – на Слободке же всего 90 метров открытой кромки воды прибрежного сквера с довольно странным названием Зона Здоровья. На Оболони набережную строил застройщик, схожая история может быть здесь – но в диалоге может получиться нечто лучшее, чем оболонская бетонка, тем не менее считающаяся лучшей в городе.
Да, договариваться часто сложно и тяжело. Но это город – одно большое общежитие с множеством интересов, другого выхода нет. Конфликты лишь сжигают ресурсы, которые могли бы пойти на развитие в случае компромиссов. К ним дорога не всегда короткая и простая – но в городе прецеденты уже есть.
Григорий Мельничук, руководитель Офиса развития района Никольская Слободка
Читайте также: Кто достроит столичные недострои