Государство в игорном бизнесе: “голодные игры” в отдельно взятой отрасли
Чем дольше длится период правового режима чрезвычайной ситуации, введенного в Украине в связи с угрозой эпидемии коронавируса, тем чаще многие задаются вопросом: где брать деньги вообще – на жизнь и для государственных расходов?
Если ответ на первую часть вопроса “где брать деньги вообще” может быть только общим и риторическим, а на вторую часть вопроса “на жизнь” – сугубо индивидуальным, то ответ на третью часть вопроса "для государственных расходов" выглядит несколько проще.
Проще, потому что этот экономический кризис, вызванный своеобразными, но почти форс-мажорными обстоятельствами – далеко не первый в мировой истории. Соответственно, есть масса рецептов и рекомендаций из прошлого, основанных на опыте, логике и здравом смысле. Один из таких рецептов говорит о том, что легальный бизнес всегда приносит доход, а теневой вынуждает государство нести расходы на правоохранительные органы.
К сожалению, Украина умудряется и тут “искать свой путь” и “изобретать отечественный велосипед”, вместо того чтобы использовать уже готовые инструменты. В частности, одним из дополнительных источников дохода госбюджета во всем мире является игорный бизнес.
Европейские страны получают миллиарды евро в свои бюджеты. Так, Европейская ассоциация казино приводит поступления в бюджет только лишь от казино за 2017 год:
1. Австрия – 330 млн евро, лучший показатель с 2010 года.
2. Великобритания – 1,6 млрд евро.
3. Португалия – 309 млн евро.
4. Франция – более 2,3 млрд евро.
5. Швейцария – 661 млн евро.
Во всем мире игорный бизнес пользуется уважением и поддержкой государства... Буквально в апреле с.г. правительство США открыло доступ для операторов азартных игр к программе государственного кредитования, фонд которого составляет 349 млрд долларов. В Швеции, Великобритании и Норвегии операторы азартных игр отвечают взаимностью – поддерживают медицину, финансируют медучреждения и жертвуют деньги на борьбу с пандемией коронавируса.
У нас же игорный бизнес второе десятилетии находится фактически на полулегальном положении и приносит пользу разве что коррупционерам всех мастей. Любое эффективное государство жестко борется с нелегальным сегментом игорного рынка, так же, как и с любым другим нелегальным бизнесом. Но в целом, никто не демонизирует игорный бизнес, как это делают в Украине.
Подобная демонизация игорного бизнеса лишает госбюджет примерно 4-5 млрд гривен ежегодно и вычитает из легальной занятости до 200 тыс. рабочих мест, которые могут быть созданы после адекватной легализации игорного бизнеса.
Читайте: Украинцы настроены против легализации игорного бизнеса – результаты соцопроса
Почему так много? Потому что игорный бизнес во всем мире стал частью индустрии развлечений и технологий и давно перерос границы организации азартных игр или лотерей. Поэтому нормально функционирующий рынок игорного бизнеса создает массу рабочих мест, не только в сфере обслуживания, шоу-бизнесе, но и в финтехе, и IT.
И только мы, как государство, отрицая, по сути, весь мировой опыт, пытаемся исключительно “запрещать и не пущать”.
К счастью, сейчас в Верховной Раде (ВР) наконец-то дошли руки до рассмотрения законопроекта о регулировании работы игрового рынка в Украине. Но в нем опять-таки просматривается “особый украинский путь”, который лоббирует лотерейный пул депутатов, лидером которого является “устранившийся” от процесса легализации глава комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев.
Цель "особого украинского пути" – сделать будущий внутренний рынок азартных игр узким и неадекватным в понимании иностранного инвестора, тем самым сохранив роль нынешних монополий.
Например, предлагается ограничить возможности отечественных операторов исключительно работой с резидентами, а также лицами, которые физически находятся на территории Украины. Но системы онлайн-платежей позволяют в любую секунду перевести деньги с одного конца мира в другой, потому зацикливание исключительно на собственном внутреннем рынке выглядит редкой глупостью.
Это все равно что отказаться от денег, которые тебе предлагают в дар, только потому что даритель не в той стране живет! Ведь ставки из-за рубежа позволяют существенно расширить возможности украинских компаний по получению прибыли, а значит и по отчислениям в бюджет налогов с этой самой прибыли.
Примерно та же история с попытками во всем видеть “призрак коррупции” и бороться с ним, вводя массу ограничений и запретов, которые противоречат логике и здравому смыслу. Напомню: все, что противоречит логике и здравому смыслу - создает базу для коррупции.
А можно действовать грамотно, используя опыт других стран. Так, чтобы минимизировать коррупционный фактор, следует максимально снизить возможность чиновников принимать решения самостоятельно. Например, лицензии операторам игорного бизнеса должны выдаваться автоматически, после регистрации на сайте всех необходимых документов (образцы которых должны быть там же, на сайте лицензиата) и уплаты стоимости лицензии в государственный бюджет на соответствующий казначейский счет (подтверждение этого также можно сделать онлайн).
В общем и целом, повторюсь: легальный бизнес для государства всегда выгоднее теневого. И именно эта максима должна лежать в основе любых законодательных изменений в регуляторных механизмах.
Читайте: “Слуги народа” разрешат игорный бизнес за баснословные деньги
Юрий Гаврилечко, соучредитель Украинской фабрики мысли